Семья и дети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями). Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилось в два раза. В 1995г. в органах социальной защиты населения состояло на учете свыше 453 тысяч детей-инвалидов. Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями. В Российской Федерации официально признанными инвалидами считаются свыше 8 миллионов человек. В перспективе их численность будет расти

Содержание

Введение
1Теоретические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
1.1 Научно-теоретические основы анализа проблем социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
1.2 Дети с ограниченными возможностями, сущность и содержание
2 Формы и методы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями
2.1 Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-Инвалидов
2.2 Социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик 2.docx

— 82.81 Кб (Скачать файл)


   Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и общества. Первоосновой защиты детства выступает правовая база. Она включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции и методики.


  Однако в последние годы наблюдается рост численности детей инвалидов с их специфическими проблемами и трудностями. Большую роль в становлении личности ребенка-инвалида, способной успешно интегрироваться в социум, играю его родители. Поэтому работа с семьями,  воспитывающими детей с ограниченными возможностями, является одним из приоритетных направлений социальной работы.Вопрос о причинах рождения детей-инвалидов до сих пор до конца не изучен. Среди факторов риска ученые называют генетику, экологию, неблагополучный образ жизни, инфекции и перенесенные заболевания родителей. Казалось бы, с развитием современной медицинской диагностики подобные случаи не должны повторяться, но проблема продолжает оставаться актуальной. Долгие годы об этом не принято было говорить вслух, и фактор общественного молчания, как и созданная система закрытых учреждений для детей с тяжелыми нарушениями, привели к тому, что именно эти дети зачастую оказываются изолированными от общества, а семьи - наедине с собственной горечью и проблемами.Общеизвестно, что в семьях детей-инвалидов происходят качественные изменения на трех уровнях: психологическом - в силу хронического стресса, вызванного заболеванием ребенка, постоянными и различными по своей природе психотравмирующими воздействиями; социальном - семья этой категории сужает круг своих контактов, матери чаще всего оставляют работу; рождение ребенка деформирует отношения между супругами, соматическом - переживаемый родителями стресс, выражается в различных психосоматических заболеваниях.

  Очевидно, что инвалидность ребенка для его родителей является сильным психотравмирующим фактором. Это особенно свойственно семьям с высоким образовательным и профессиональным статусом, в которых порой культивируются ожидания повышенной одаренности ребенка. В этих случаях реакция на факт инвалидности ребенка может быть адекватной. Она может принимать крайнюю форму – комплекс собственной вины, что порождает гиперопеку в отношениях с ребенком.

 Другая категория родителей – люди с низким образовательным уровнем, ограниченным кругом интересов и невысоким интеллектуальными способностями. Им свойственно или пренебрежение проблемами ребенка, или ожидание решения проблем медицинскими и социальными работниками. Это две крайние (патологические) позиции, они нуждаются в коррекции.

Семьи с детьми–инвалидами –  особая категория, относящаяся к  «группам риска». Известно, что количество психических (невротически и психосоматических) расстройств в семьях с детьми, имеющими ограниченные возможности  выше, чем в семьях, не имеющих  детей-инвалидов в 2,5 раза. Распад семей  с детьми-инвалидами происходит значительно  чаще.

Все эти и другие факторы приводят к тому, что родители становятся препятствием в реабилитации детей  с ограниченными возможностями. Но и в том случае, когда родители занимают более конструктивную позицию, они испытывают эмоциональные перегрузки и нуждаются в особых знаниях  о проблемах своего ребенка.


2.3 Социальная работа с семьями, воспитывающими   детей с ограниченными возможностями.


Семьи в процессе воспитания, становления  социальной интеграции ребенка-инвалида сталкиваются с большим числом трудностей. Прежде всего это оказание помощи детям, переживающим свою незащищенность, общественное пренебрежение. Порой сами близкие люди ребенка-инвалида пребывают в состоянии хронического стресса, вызванного его болезнью, обстоятельствами лечения, воспитания, обучения, профессионального становления. В целом переживают за его будущее. Все это затрудняет социальную интеграцию ребенка, имеющего ограниченные возможности в среду его здоровых сверстников. В такой ситуации социальный работник оказывают содействие семье в решении всех этих проблем. При этом его работа ведется в тесном сотрудничестве с социальными партнерами из здравоохранения, образования, культуры, соцзащиты и т.д.

Анализ жизнедеятельности детей  и семей, имеющих детей-инвалидов, специальное изучение навыков самообслуживания и бытового труда детей обнаружило их весьма сниженный характер. Значительно  страдает коммуникативная деятельность детей с ограниченными возможностями: практика их общения со сверстниками взрослыми чрезвычайно бедна  и замыкается на близких родственниках.Обследования, проведенные нами в 250 семьях, показали, что 20% обследованных детей может  вполне активно участвовать в  общественной жизни, наравне со здоровыми.


Для определения наиболее актуальных форм помощи семьям, имеющим детей-инвалидов, нами было проведено анкетирование  детей и родителей. Анализ данных социсследований показал, что семьи  нуждаются в получении их детьми профессиональной подготовки (90%), психологических  услуг (54%), медицинских услуг (45%), информации  о правах и льготах (44%). Ребята отметили, что часто испытывают трудности  в общении со сверстниками (87%), имеют  проблемы во взаимоотношениях с учителями (67%), в общении с родителями (65%). На основе этих и других данных специалистами должны  разрабатываться комплексные проекты решающие задачи психологической, социально-педагогической, социально-медицинской реабилитации семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. В работе необходимо предусматривать комплексный подход в содействии интеграции детей-инвалидов в общество, предназначенный для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями от 6 до 18 лет.

Особенность и новизна подходов должна быть заключена в реабилитации детей-инвалидов в том, что система  реабилитационных мероприятий направлена на всю семью. Учитывая, что социально-реабилитационная работа только с ребенком мало эффективна, а традиционные подходы в работе с родителями не меняют внутреннего  мира семьи, разрабатываются новые  методики семейно-групповой коррекционно-оздоровительной  работы, интегрирующей различные  приемы игровой, творческой, коллективной психокоррекции, психогимнастики, логоритмики, арттерапии, имаготерапии. Особое внимание должно уделяться знакомству родителей  с нормативными документами, социальными  гарантиями и льготами детей-инвалидов  и их семей. Таким образом, для  успешного достижения цели реабилитации: социальной адаптации ребенка-инвалида необходимо решение ряда медико-социальных, социально-психологических и психолого-педагогических проблем не только детей, но и их родителей, а также активное включение  семьи в реабилитационный процесс.


  Программа реабилитации – это система мероприятий, развивающих возможности ребенка и всей его семьи, которая разрабатывается командой специалистов (состоящей из врача, социального работника, педагога, психолога) вместе с родителями. Во многих странах такой программой руководит один  специалист – это может быть любой из перечисленных специалистов, который и отслеживает и координирует реабилитационную программу (специалист-куратор). Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и семьи, учитывая как состояние здоровья и особенности развития ребенка, так и возможности и потребности семьи. Программа реабилитации может разрабатываться на различный срок – в зависимости от возраста и условий развития ребенка.


•        медицинские (оздоровление, профилактика);

•        специальные (образовательные, психологические, социальные,

   Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи.Однако некоторые специалисты отмечают, что родители порой не высказывают никакого желания сотрудничать, не просят помощи или совета. Возможно, это и так, однако мы никогда не узнаем намерения и желания родителей. Если не спросим их об этом.

На первый взгляд ребенок-инвалид  должен быть центром внимания своей  семьи. В действительности же этого  может не происходить в силу конкретных обстоятельств каждой семьи и  определенных факторов: бедность, ухудшение  здоровья других членов семьи, супружеские  конфликты  и т.д. В этом случае родители могут неадекватно воспринимать пожелания или наставления специалистов. Порой родители рассматривают реабилитационные услуги в первую очередь как возможность  получить передышку для самих  себя: они испытывают облегчение, когда  ребенок начинает посещать школу  или реабилитационные учреждения, потому что в этот момент могут, наконец, отдохнуть или заняться своими делами.

При всем этом важно помнить, что  большинство родителей хотят  участвовать в развитии своего ребенка.


Взаимодействие с родителями предполагает некоторые сложности. Нужно быть готовым к трудностям и разочарованиям. Снятие межличностных или культурных барьеров, уменьшение социальной дистанции  между родителем и социальным работником (или любым другим специалистом комплекса услуг по реабилитации) может потребовать определенных усилий. Однако нужно помнить, что  при отсутствии взаимодействия специалистов и родителей результат работы с ребенком может быть нулевым. Отсутствие подобного взаимодействия намного  снижает эффективность социально-реабилитационных услуг – это может подтвердить  любой педагог школы-интерната  для детей с ограниченными  возможностями или специалист реабилитационного  центра. Если ребенок в состоянии принимать участие в диалогах специалистов и родителей, он может стать еще одним партнером, мнение которого, возможно, отличается от мнения взрослых и который может неожиданно предложить новое решение проблемы своей реабилитации. Таким образом, представление о потребностях детей расширяются за счет мнения самих детей.

   Делая выводы можно отметить, что  социальному работнику желательно консультироваться у родителей так же часто, как они консультируются у него.


Это важно, по крайней мере, по трем причинам. Во-первых, родителям предоставляется  возможность высказаться, скажем, не только о недостатках и проблемах, но и об успехах и достижениях  ребенка. Когда социальный работник спрашивает родителей, что им нравится в их детях, это порой воспринимается ими как одно из редких проявлений интереса со стороны окружающих не к порокам, а к достоинствам их ребенка. Во-вторых, такая информация помогает разрабатывать и отслеживать индивидуальные реабилитационные планы. В-третьих, тем самым проявляется уважение к родителям и создается атмосфера доверия – залог успешной коммуникации.


Особенности развития реабилитации детей-инвалидов  всегда находятся под воздействием специфических условий развития каждой отдельной страны.Так характерным примером в этом отношении служит сравнение двух моделей социального обслуживания – европейской и американской.

  На Европейском континенте социальное обслуживание формировалось под воздействием распада общины и межобщинных связей и, соответственно, ослаблением поддержки нуждающихся со стороны их ближайшего окружения.           

  В США у больных детей и детей-инвалидов есть специальные детские отделения трудотерапии в госпиталях графства Норфолк. Возраст детей – клиентов отделения самый различный – от нескольких месяцев до 19-ти лет. Трудотерапевты в области педиатрии ставят главной задачей в своей работе развивать у детей оптимальный уровень независимости в повседневной  жизни с точки зрения физической, психологической и социальной.Трудотерапевты также помогают инвалидам вести нормальную и интересную культурную жизнь вне дома; научится новому мастерству, в специальных дневных центрах. Если у инвалида возникает необходимость выехать из дома, то департамент социальных служб предоставляет ему транспорт.Для облегчения жизнедеятельности существует масса различных реабилитационных форм, которые могут предоставить по заказу инвалида  любое оборудование, инструменты или средства для облегчения жизни.При социальных службах в Великобритании существуют специальные  службы по найму инвалидов на работу. В них инвалидам оказывается помощь в поисках работы, выделяется пособие для оплаты специального транспорта, обеспечивается рабочее место клиента необходимым оборудованием. Учреждения, которые принимают на работу инвалидов, получают месячное пособие в размере 6000фунтов для приобретения специальной техники. Инвалиды с тяжелыми заболеваниями могут выполнять работу на дому, и для этих целей им устанавливают специальное компьютерное оборудование. Для пациентов с полной или частичной потерей зрения выдаются пособия для оплаты услуг чтеца (человек, который ему читает).


В Великобритании существует комплексная  схема, доступная  для помощи инвалидам  в работе. В нее включены: специальные  виды специальной помощи по схеме  занятости; доплата для рабочей  силы на транспорт; приобретение приспособления к дому и оборудования; служба личного  чтеца; работа на дому с технологией; введение в работу и т.д.Информация о таких схемах и службах занятости для нвалидов размещена в Кодексе хорошей практики инвалидов и в буклетах, выпускаемых консультативными службами и центров занятости инвалидов.

Инвалиды принимаются на работу с испытательным сроком (6 недель), при этом выплачивается субсидия в размере 45фунтов в неделю. Штат центр занятости помогает обсудить каждую кандидатуру инвалида и подходящую для него работу с работодателями во всех конкретных случаях.

Таким образом, социальной работе с  инвалидами за рубежом уделяется  очень большое внимание. Социальной защитой инвалидов занимаются как  государственные, так и общественные и частные организации. Такая  социальная работа с инвалидами и  работа трудотерапевтов дает нам  образец качества социальных услуг, оказываемых инвалидам и способа  их организации. Способствует развитию международно признанных норм обучения трудотерапевтов в различных  странах Всемирная организация  трудотерапевтов.     

 

3 Социологическое исследование

Карта обследования семей

 

       1.  Состав семьи (мать, отец, бабушка, дедушка, братья, сестры).

     2.  Количество детей в семье.

 

  1. Образ жизни и психологический климат семьи.
    • здоровый образ жизни, атмосфера дружбы, взаимопонимания, эмоциональная близость;
    • здоровый образ жизни ,отношения ровные, но без эмоциональной близости;
    • отношения в семье напряженно-конфликтные, характеризуются отчужденностью между ее членами;
    • допускается жестокое обращение с детьми, другими членами семьи.

 

  1. Здоровье родителей.
    • отец и мать практически здоровы;
    • один из родителей отличается ослабленным здоровьем;
    • отец и мать с ослабленным здоровьем;
    • один из родителей инвалид либо пенсионер по возрасту;
    • отец и мать инвалиды либо пенсионеры по возрасту.

 

  1. Образование родителей.
    • оба (либо один) имеют высшее образование;
    • оба (либо один) имеют незаконченное высшее образование, среднее специальное образование;
    • оба (либо один) имеют общее среднее образование;
    • оба (либо один) имеют неполное  среднее образование;
    • оба (либо один) имеют начальное образование.

Информация о работе Семья и дети