Семья и дети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями). Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилось в два раза. В 1995г. в органах социальной защиты населения состояло на учете свыше 453 тысяч детей-инвалидов. Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями. В Российской Федерации официально признанными инвалидами считаются свыше 8 миллионов человек. В перспективе их численность будет расти

Содержание

Введение
1Теоретические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
1.1 Научно-теоретические основы анализа проблем социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
1.2 Дети с ограниченными возможностями, сущность и содержание
2 Формы и методы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями
2.1 Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-Инвалидов
2.2 Социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик 2.docx

— 82.81 Кб (Скачать файл)

 

  1. Наличие в семье детей дошкольного возраста(количество).

 

  1. Наличие в семье детей школьного возраста (количество).

 

  1. Внешкольные занятия детей школьного возраста.
    • посещение музыкальной школы, художественной школы, кружков;
    • посещение технической студии, кружков;
    • посещение спортивной школы, секций;
    • посещение клуба и других внешкольных учреждений по интересам;
    • незанятость во внеурочное время.

 

 

  1. Характеристика здоровья и психологического развития детей.
    • ребенок практически здоров;
    • ребенок при нормальном психологическом развитии недостаточно развит физически;
    • тяжелые хронические заболевания, инвалидность;
    • отставание в умственном развитии;
    • нервно-психические заболевания.

 

  1. Наличие социальных отклонений у детей подросткового возраста.
    • уход из дома, бродяжничество;
    • употребление наркотиков, токсических веществ;
    • алкоголизация;
    • без определенных занятий;
    • правонарушения.

 

«Выявление и социально-педагогическая поддержка семей, находящихся в  трудной жизненной ситуации»

 

       Социально-педагогическая  поддержка семьи – совокупность  мер, в зависимости от конкретных  потребностей различных групп  семей, по обеспечению адекватных  внутрисемейных отношений на  всех этапах жизнедеятельности.  Осуществляется она как временная  помощь семье по разрешению  ее проблем, восстановлению ее  активного функционирования и  развитию способности самостоятельно  предупреждать и преодолевать  трудности. Социально-педагогическая  поддержка семьи учащегося осуществляется  прежде всего в школе, самом  доступном социальном институте  государства.

       Анализ социально-педагогических  проблем семьи позволяет выявить  и охарактеризовать наиболее  распространенные среди них, создающие  трудные жизненные ситуации. Понятие  трудная жизненная ситуация в  целом определяется как:

    • временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация;
    • неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы;
    • препятствие в реализации важных жизненных целей, с которым нельзя справиться с помощью привычных средств;
    • ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность;
    • нарушение привычных внутренних связей;
    • невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).

       Социально-педагогический  аспект трудной жизненной ситуации  включает деформацию функционирования  ее педагогического потенциала, нарушение коммуникаций, неустойчивость  внутри- и внесемейных связей  наряду с резким ухудшением  материального положения семьи,  изменением семейного бюджета,  наличием безработных членов, трудностями  с охраной здоровья и обеспечением  безопасности членов семьи. Характеризуется  он расхождением в содержании  ценностей и социальных ролей,  дискомфортом во внутрисемейном  общении, ослаблением социально-педагогического  компонента взаимодействия между  членами семьи, совокупность которых  создает непреодолимые для семьи  проблемы.

         Классифицировать  трудную жизненную ситуацию школьника  и его семьи можно по источнику  возникновения, по основаниям, по  охвату функции жизнедеятельности,  по последствиям, по способности  семьи к преодолению трудных  жизненных ситуаций. Классификация  позволяет осуществить адресность  социально- педагогической поддержки  семьи, дифференцированно подойти  к работе с семьей.

          Издержки  в воспитании детей – это  первейший и главнейший показатель  неблагополучия семьи. Можно выделить  три группы проблемных семей:

    • семья с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведение и образом жизни родителей;
    • семья с низкой педагогической культурой родителей, которые допускают ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми;
    • семья, в которой дети безнадзорны по разным причинам: развод, разлад в семье, занятость родителей.

 

        Цель программы  – выявление семей, оказавшихся  в трудной жизненной ситуации  и оказание помощи родителям  в  осознании позитивных и  негативных событий, происходящих  в семье, рассмотрение реальных  возможностей изменения трудной  ситуации, преодоление препятствий  на пути достижения семейного  благополучия.

 

       Основные задачи  школы в работе с семьями,  попавшими в трудную жизненную  ситуацию:

  • укрепление взаимодействия с семьями,
  • использование всего комплекса педагогических средств для изменения стиля общения между родителями и детьми,
  • развитие ответственности взрослых за воспитание детей,
  • воздействие на состояние ребенка, корректировка его поведения.

 

Программа включает 4 раздела:

  1. Обследование и выявление семей попавших в трудную жизненную ситуацию.
  2. Работа педколлектива с различными категориями семей:
    • неполные семьи;
    • неблагополучные семьи;
    • малообеспеченные семьи;
    • многодетные семьи;
    • приемные семьи;
    • опекунские семьи;
    • семьи,  дети  которых требуют повышенного внимания.
  3. Оказание социально-педагогической поддержки семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
  4. Привлечение семей к активному участию в жизни школы и социума.

 

 «Социально-педагогическая поддержка семей, оказавшихся в трудной  жизненной ситуации»

 

 

Содержание

Сроки

Ответственные

I.

 

 

1.

 

 

 

 

 

2.

 

3.

 

 

4.

 

 

II.

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

3.

 

 

4.

 

5.

 

 

6.

 

 

7.

 

 

 

IV.

 

 

1.

 

 

 

Обследование и выявление семей,  попавших в трудную жизненную  ситуацию.

 

Организация процедур по выявлению  семей, попавших в трудную жизненную  ситуацию:

А. Анкетирование детей  и родителей

Б. Посещение семей на дому.

В. Создание социальной карты  семьи.

 

Создание социального  паспорта школы.

 

Постановка на учет семей, попавших в трудную жизненную  ситуацию.

 

Планирование работы с  семьями, попавшими в трудную  жизненную ситуацию.

 

Организация работы педколлектива  с различными категориями семей.

 

Проведение занятий родительского  всеобуча.

 

Работа с неблагополучными семьями:

    • выявление причины неблагополучия;
    • оказание социально-педагогической поддержки родителям;
    • осуществление связей семьи с другими организациями и учреждениями.

 

Работа с малообеспеченными  семьями:

    • выявление причины недостаточного обеспечения материальных средств в семье;
    • последствия;
    • необходимая помощь семье (продукты питания, одежда, лекарства и т.д.);
    • осуществление связей семей с другими организациями и учреждениями.

 

Работа с многодетными семьями:

    • выявление обеспечения материальными средствами  семей;
    • оказание правовой и социально-педагогической помощи семьям;
    • осуществление связей семей с другими организациями и учреждениями.

 

Работа с опекунскими  и приемными семьями:

    • исследование условий проживания детей в приемных и опекунских семьях;
    • оказание правовой помощи семьям;
    • осуществление связей семей с другими организациями и учреждениями.

 

 

Работа с семьями, дети которых требуют повышенного  педагогического внимания:

    • выявление причин асоциального поведения подростка;
    • исследование условий проживания детей в семье;
    • оказание правовой помощи семьям;
    • осуществление связей семей с другими организациями и учреждениями.

 

Работа с неполными  семьями:

    • определение причины неполноценности семьи;
    • исследование  образа жизни и психологического климата в семье;
    • оказание правовой помощи семьям;
    • осуществление связей семей с другими организациями и учреждениями.

 

Оказание социально-педагогической поддержки семьям, попавшим в трудную  жизненную ситуацию.

 

Осуществление связей с медицинскими учреждениями Синодский ФАП, Шемышейская  ЦРБ.

- организация медосмотра  учащихся;

- выявление заболеваний  и направление учащихся к работникам  здравоохранения. 

- профилактика заболеваний  в семье

 

Осуществление связей с соцзащитой:

- выделение путевок в  загородные лагеря;

- оказание помощи в  трудоустройстве; 

- выделение материальной  помощи  для малообеспеченных  семей.

 

Осуществление связей с сельской администрацией.

 

Осуществление связей с пенсионной службой.

 

Осуществление связей с психологической  службой.

 

Осуществление связей с правоохранительными  органами.

 

Организация отдыха детей  в каникулярное время в пришкольном  детском оздоровительном центре «Солнышко».

 

Привлечение семей к активному  участию в жизни школы и  социума.

 

Участие семей, попавших в  трудную жизненную ситуацию, в  Советах общественности школы и  социума:

- Родительский комитет;

- Совет отцов;

- Клуб бабушек и дедушек  «Вдохновение»;

- Женсовет.

 

Участие семей в муниципальных  и региональных конкурсах « Успешная семья», «Стартуем вместе».

 

Участие в традиционных школьных мероприятиях:

    • День Знаний;
    • Экологические походы;
    • Осенние праздники;
    • «Спорт и семья – неразлучные друзья»;
    • День самоуправления;
    • День Матери;
    • Новогодние праздники;
    • Выставки творческих работ;
    • Фестиваль солдатской песни;
    • «Первый Праздник весны»;
    • Трудовые десанты;
    • Вахта памяти: 1) кросс, посвященный памяти выпускника школы, 2) митинг, 3) праздничный концерт, 4) акция «Поздравь ветерана»;
    • Праздник последнего звонка;
    • Ярмарка – распродажа;
    • Итоговый концерт;
    • Летняя трудовая практика;

Участие в мероприятиях социума:

    • День пожилого человека;
    • День инвалида;
    • Рождественские встречи;
    • «Раз в крещенский вечерок»;
    • Проводы русской зимы;
    • Масленица;
    • Час информации в сельской библиотеки;
    • Лыжная эстафета на приз главы сельской администрации;
    • Дружеские турниры по волейболу, футболу;
    • День села.

 

 

 

Сентябрь

 

 

 

 

 

 Сентябрь

 

Сентябрь

 

 

 Сентябрь

 

 

 

 

 

В теч. уч. года

В теч. уч. года

 

 

 

 

 

 

 

 

В теч. уч. года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В теч. уч. года

 

 

 

 

 

 

 

В теч. уч. года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 В теч. уч. года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 В теч. уч. года

 

 

 

Кл. руководители.

 

 

 

 

Педагог -организатор.

Совет школы.

 

 

Педагог -организатор.

 

 

 

 

Кл. руководители.


 

Статистические  данные социального исследования семьи

Содержание

2006 год

кол-во семей

2007 год кол-во семей

2008 год кол-во семей

1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

6.

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состав семьи (общее количество семей):

- двое;

- трое;

- четверо;

- пятеро;

- шестеро;

- семеро.

 

Образ жизни и психологический  климат

- здоровый образ жизни,  атмосфера дружбы, взаимопонимания,  эмоциональная близость;

- здоровый образ жизни,  отношения ровные, но без эмоциональной  близости;

- отношения в семье  напряженно-конфликтные, характеризуются  отчужденностью между ее членами;

- допускается жестокое  обращение с детьми, другими членами  семьи.

 

Здоровье родителей.

- отец и мать практически  здоровы;

- один из родителей  отличается ослабленным здоровьем;

- отец и мать с ослабленным  здоровьем;

- один из родителей  инвалид либо пенсионер по  возрасту;

-отец и мать инвалиды  либо пенсионеры по возрасту.

 

Образование родителей.

- оба (либо один) имеют  высшее образование;

- оба (либо один) имеют  незаконченное высшее образование,  среднее специальное образование;

- оба (либо один) имеют  общее среднее образование;

- оба (либо один) имеют  неполное  среднее образование;

- оба (либо один) имеют  начальное образование.

 

Наличие в семье детей  дошкольного возраста(количество).

 

Наличие в семье детей  школьного возраста (количество).

 

Внешкольные занятия детей  школьного возраста.

- посещение музыкальной  школы, художественной школы,  кружков;

- посещение технической  студии, кружков;

- посещение спортивной  школы, секций;

- незанятость во внеурочное  время.

 

Характеристика здоровья и психологического развития детей.

- ребенок практически  здоров;

- ребенок при нормальном  психологическом развитии недостаточно  развит физически;

- тяжелые хронические  заболевания, инвалидность;

- отставание в умственном  развитии;

- нервно-психические заболевания.

 

Наличие социальных отклонений у детей подросткового возраста.

- уход из дома, бродяжничество;

- употребление наркотиков, токсических веществ;

- алкоголизация;

- без определенных занятий;

- правонарушения

59

10

32

13

3

-

1

 

 

42

 

 

14

 

3

 

 

-

 

 

 

44

7

 

2

6

 

-

 

 

 

11

 

23

 

 

20

 

5

 

-

 

 

12

 

 

59

 

 

 

 

22

 

19

 

47

-

 

 

 

45

-

 

 

7

 

-

-

-

55

10

28

14

2

-

1

 

 

39

 

 

13

 

3

 

 

-

 

 

 

42

6

 

2

5

 

-

 

 

 

7

 

22

 

 

21

 

5

 

-

 

 

13

 

 

55

 

 

 

 

23

 

19

 

45

-

 

 

 

39

1

 

 

7

 

-

-

-

46

10

18

15

2

-

1

 

 

30

 

 

13

 

3

 

 

-

 

 

 

38

5

 

1

2

 

-

 

 

 

4

 

19

 

 

19

 

4

 

-

 

 

14

 

 

46

 

 

 

 

18

 

17

 

37

-

 

 

 

37

1

 

 

2

 

-

-

-


 

                                        

 

 

Заключение.

Курсовая работа выполена в полном объёме, актуальнось  темы раскрыто полностью, выполнено социологическое  исследование и получены следующие  результаты:

Отмечая государственное внимание к детям с ограниченными возможностями, успешное развитие отдельных медицинских  и учебно-воспитательных учреждений, тем не менее, следует признать, что  уровень помощи в обслуживании детей  этой категории не соответствует  потребностям, так как не решаются проблемы их социальной реабилитации и адаптации в будущем.

Государство не просто призвано предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему  социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам  его социальной реабилитации и индивидуального  развития.

 Важнейшей проблемой при  работе с детьми с ограниченными  физическими возможностями является  выявление семейных психологических  механизмов, которые оказывают влияние  на особенности поведения и  психическое здоровье детей. Большинство  семей отличаются гиперопекой,  снижающей социальную активность  ребенка, но встречаются семьи  с явным или открытым эмоциональным  отвержением больного ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников


1 2.Декларация о правах инвалидов. Принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.

3.Конвенция о правах ребенка. (одобрена Генеральной Ассамблеей  ООН 20.11.1989) (вступила в силу  для СССР 15.09.1990) // Сборник международных  договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.

4.Зубкова Т.С.,организация и содержание работы по специальной защите семьи и детей:Учебное пособие,-М.; Издательский центр «Академия»,2003г.

5.Всемирная декларация об обеспечении  выживания, защиты и развития  детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.) //Дипломатический вестник", 1992 г., N 6, с.10.

9.Стандартные правила обеспечения  равных возможностей для инвалидов  (приняты Генеральной Ассамблеей  ООН 20.12.1993)

11.Федеральный закон от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите  инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской  Федерации от 27 ноября 1995г. N 48, ст. 4563.

13.Постановление Правительства  РФ от 13 августа 1996г. N 965 "О порядке  признания граждан инвалидами" // СЗ РФ от 19 августа 1996г. N 34, ст. 4127

Информация о работе Семья и дети