Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 12:06, курсовая работа
Цель моей работы заключается в том, чтобы определить, что такое слухи и как они используются в сферах жизнедеятельности людей, в частности, в такой сфере как экономическая. Насколько распространен этот вид коммуникации в организациях и как он может использоваться в качестве инструмента в бизнес-сфере. Для этого необходимо разобраться в самой сущности такого явления как «слухи», увидеть при каких условиях и почему они образуются, как происходит перенос информации, какие цели ставят перед собой те, кто распространяет эти слухи, и другое.
Цель моей работы заключается в том, чтобы определить, что такое слухи и как они используются в сферах жизнедеятельности людей, в частности, в такой сфере как экономическая. Насколько распространен этот вид коммуникации в организациях и как он может использоваться в качестве инструмента в бизнес-сфере. Для этого необходимо разобраться в самой сущности такого явления как «слухи», увидеть при каких условиях и почему они образуются, как происходит перенос информации, какие цели ставят перед собой те, кто распространяет эти слухи, и другое. Несмотря на то, что данный вопрос не является актуальным с точки зрения каких-либо политических, экономических представлений, я считаю довольно интересным разобраться в феномене слухов, в том, как люди общаются в коллективе, насколько искренне, как часто им приходится слышать и принимать непосредственное участие в распространении слухов, касающихся, так или иначе, их самих, их положения среди коллег, их взаимоотношений; что ими движет, когда они распространяют информацию о своих сотрудниках, о возможных кризисных ситуациях. Как можно использовать слухи в работе организации, компании.
В своей работе я буду использовать работы таких авторов, как Б.А. Грушин, У. Липман, Б.З. Докторов, С.В. Туманов и многих других исследователей в области социологии.
Социология – это наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Предмет социологии как науки включает: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, которые выступают как предметное воплощение (по форме и содержанию) знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, фиксируемых в живом сознании; условия, в которых развиваются и осуществляются сознание и деятельность, действительное поведение людей.
Все названное позволяет назвать данную концепцию социологией жизни, так как она оперирует показателями отношений и взаимодействий людей к реальным проблемам, ситуациям, ко всему тому, что происходит в обществе, в котором они работают и живут1.
В связи с тем, что одним из базовых социологических понятий называется общественное сознание, на этом следует остановиться подробнее. Прежде всего нужно отметить, что реальное сознание, вырастая из непосредственно практической деятельности, не отделено от общественного бытия. Более того, оно отражает не только случайные, стихийные связи и отношения, но и устойчивые закономерности и тенденции развития общества пусть и не в совершенном виде. Человек развивается как родовое, общественное существо прежде всего при помощи своего сознания и его реализации во всех сферах общественной жизни. Именно это отметил еще на рубеже 20 века А.А. Богданов, когда, раскрывая сущность учения К. Маркса о природе и обществе, писал, что в своей борьбе за существование люди не могут объединяться «иначе, как при помощи сознания».
Реальное сознание по своему содержанию представляет собой сочетание рационального и эмоционального, переплетение мировоззренческих элементов, устоявшихся традиционных связей и привычек. И если эмоциональный компонент реального сознания больше связан с непосредственным впечатлением, сиюминутным воздействием, то его рациональный компонент может итегрировать и прошлый опыт, и уроки не только личной, но и общественной жизни.
Реальное сознание присуще не только отдельной личности или случайным группам людей. Оно – продукт коллективного творчества, характерного как для всего общества, так и для социальных групп, слоев и общностей. Возникая, как реакция на непосредственное восприятие действительности, как отражение сложившихся условий существования, реальное сознание приобретает самостоятельную роль, выражаясь в общественном мнении, умонастроениях людей. Реальное сознание отражает общественные противоречия, широкую гамму повседневных иллюзий, нередко очень близких по своей сути к обыденному сознанию.
Общественное сознание состоит из таких его компонентов, как знания, убеждения, взгляды (когда социолог выясняет, что люди знают, насколько они информированы, насколько “научно” их понимание тех или иных процессов и явлений); как ценностные ориентации (какие устремления, желания рассматриваются как важное условие существования, оценки и регулирования поведения людей); как установки (ценностные отношения к социальному объекту, психологически выражающиеся в готовности к положительной или отрицательной реакции на него); как мотивы (на реализацию каких потребностей и интересов направлены усилия людей).
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
Для начала дадим понятие термину “общественность”. Этот термин ввел еще в конце 19 века Г. Тард в своей книге «Общественное мнение и толпа». Но наиболее распространенное, и в этом смысле – наиболее функциональное определение связано с именем Г. Блумера, который выделил 3 существенные черты общественности. Образующие ее люди: а) сталкиваются с какой-то проблемой; б) разделяются во мнениях, относительно подхода к решению этой проблемы; в) вступают в дискуссию2. [10]
Существует много трактовок общественного мнения. В частности Грушин определил общественное мнение “как сознание масс, массовое сознание, или как состояние массового сознания”, с уточнением, что общественное мнение – это “общественное сознание со сломанными внутри него перегородками”.[11] По нему это “мир”, в котором существуют видимые области и скрытые, потайные, он целостен, един и бесконечен, но мозаичен. Этот мир по Грушину является продуктом деятельности множества социальных групп. Мир мнений не пассивен, он не является прямым отражением, рефлексией императивов власти и предписаний социальных институтов; очень часто он сам воздействует на них сильнее, чем они на него. Грушин рассмотрел общие правила, задающие метрику мира мнений, и обозначил инструментарий для его познания.[6]
Общественное мнение выражается в таких видах деятельности, как пресса, реклама, дебаты, опросы о той или иной политической и социальной проблемах, в маркетинге.
При Элмо Роупере [7] проводились уже такие опросы, как отношение к различным маркам авто и сигарет, к авиа-, ж/д и автобусным путешествиям, изучалось и многое другое, что составляло так называемые микромаркетинговые зондажи.
Выделяют 2 аспекта анализа общественного мнения: гносеологический и социологический. Гносеологический аспект – рассмотрение основных вопросов теории познания применительно к общественному мнению – отражение общественного бытия. Социологический аспект – анализ общественного сознания, занимающего определенное место в системе общества и выполняющего специальные функции в общественной жизни – возможности для изучения новых связей и отношений данного явления с другими.
Феномен общественного мнения
Можно сказать, что общественное мнение – это поток миллионов суждений на самые разные темы, высказываемых в каждый момент времени миллионами людей в ходе их взаимодействия с другими людьми.
На "рынке общественного мнения" межличностные процессы происходят очень похоже, как и на экономическом рынке, где люди совершают микросделки, обмениваясь не товарами, а суждениями-мнениями. При этом они все вместе формируют общую макросреду общественного мнения.
Структура общественного сознания.
По мнению Э.В. Соколова, «существует различие между простыми элементами общественного сознания и более сложными образованиями». [8] И не только он так считал. Многие из авторов представляют свои собственные «наборы», состоящие из «взглядов», «представлений», «теорий», «вкусов», «эмоций», «оценок», «интересов»,… У Соловьева – «знания», «верования», «убеждения», «мнения» и «нормы».
А.Г. Спиркин выделяет в системе знания о действительности и некоторые образования, отражающие отношение человека к этой действительности (например, эмоции), - помимо всего прочего3.
Структура общественного сознания:
I. Различные способы, средства духовного освоения действительности человеком:
II. Характер взаимодействий сознания с действительностью.
III. Способы возникновения, образования составляющих общественного сознания:
Сознание характерно для больших
и малых групп. В больших группах
оно проявляется в
Носителями общественного сознания являются любые человеческие общности, начиная с глобальной и заканчивая диадическими (состоящими из 2х индивидов). Производители ОС – это устойчивые, базирующиеся на совместной социально-исторической деятельности мировой общности.
СЛУХИ
Идеи, рождающиеся в сознании под воздействием слов, составляют самую значительную часть сведений, из которых формируются наши мнения. Мир обширен, интересующие нас ситуации сложны, сообщений о них не так много, поэтому самая значительная часть мнения создается в воображении.
Общественное мнение наталкивается на различные сложности: непомерные амбиции и экономические интересы, личную вражду, расовые предрассудки, классовые чувства и др. Мнения распространяются не только в повседневной жизни. Они используются в процессе выборов, в целях пропаганды, в тех областях жизни, где имеет место значение количества людей, следующих определенным взглядам.
Если происходит какое-то значимое событие, то мы можем наблюдать определенную его форму или аспект. Наши мнения относятся к значительно большему производству, более длительному времени и большему числу предметов, чем мы можем на самом деле не наблюдать. Следовательно, мы должны реконструировать события на основании сообщений других людей и собственного воображения. Таким образом можно охарактеризовать такой вид общественного сознания, как слухи.
Само понятие «слухи», используемое в общественных науках, наверное, многозначно, поэтому и совпадения в его трактовке встречаются реже, чем различия. Существует несколько подходов к определению этого термина.
Особое место здесь
занимают исследования социальных философов,
связывающих слухи с
«Слухи — постоянно действующая система интерпретации
событий массовым сознанием и соответствии
с исторически сложившимся менталитетом.
Слухи — неофициальная форма связи и большом
обществе, постоянный процесс освоения
событий в дуальной оппозиции: комфортное
— дискомфортное состояние, тайный шепот
широких масс, формирующий общую духовную
атмосферу в обществе, против которой
бессильны как система массовой информации,
так и самые крайние методы массового
террора. Слухи, достигая определенной степени
интенсивности, порождают страх, фобии,
дискомфортное состояние, могут превратиться
в массовые действия, в неповиновение
власти, в погромы и т.д., массовые движения,
например бегство в "обетованные земли",
паническая скупка товаров и т.д.»4.
Другое понимание
этого феномена представлено
в работах американского социального психолога
Т. Шибутани, который связывал функционирование
слухов с развитием эффективной коммуникации.
Слухи, по его мнению, есть дополнение
неформальной сетью «доверительных сообщений».
Буфет, парикмахерская, транспорт — вот
некоторые места контактов. Автор подчеркивает,
что именно на базе социальных взаимоотношений,
которые формируются на личной основе,
создаются неформальные каналы коммуникации,
и доверие, которым наделяются эти источники,
основано на распространенном среди участников
мнении относительно их честности и надежности.
Согласно позиции Т. Шибутани, в основе слухов лежит событие,
обладающее двумя качествами: важностью
и неопределенностью (Слух = Важность х
Неопределенность). Если событие не важно и совершенно не
обладает неопределенностью, то слухов
по его поводу не будет.
Слухи, или «ходячие вести», как
сказал бы В. И. Даль, являются относительно
новым предметом профессионального анализа
социологов и психологов. Обыкновенный
слух — это прежде всего «теневой» мир,
своего рода «черный рынок» информации:
ценность слуха и то, что он утаен, неофициален,
передается «своим», а значит — о «чужих».
Иначе говоря, это вести обо всем интересном
чужом для своих. Тем самым слухи выполняют
своеобразную роль в «стратификации»
общества недифференцированном и неспециализированном
сознании: мир привычно и устойчиво делится
на «своих» и «чужих».
Для массового сознания чужие — это те,
кто выше, в плане ли социальном (власть,
начальство и т.п.) либо культурном («звезды»,
чужаки и др.). И, стало быть, мир слухов
— это образы иерархии, спроецированные
на экран «уравнительного» сознания.
Слухи — это специфический
вид неформальной межличностной
коммуникации, в процессе которой
сюжет, до известной степени отражающий
некоторые реальные или вымышленные
события, становится достоянием обширной
диффузной аудитории [2]. Иначе говоря, слух — это сообщение,
исходящее от одного или более лиц, о некоторых
событиях, официально не подтвержденных,
устно передающееся в массе людей от одного
человека другому. Слухи касаются важных
для определенной социальной группы явлений,
отвечают направленности ее потребностей
и интересов.
Таким образом,
слухи, во-первых, — это известие, новость,
сообщение, информация. Во-вторых, сообщение,
недостаточно отражающее реальное положение
дел или их искажающее. Если даже оно не
полностью ложное, то извлечь каплю правды
из него дано далеко не каждому. В-третьих,
с помощью слухов создается и передается
общественное мнение, настроение, социальные
стереотипы и установки аудитории, информационная
ситуация в регионе. В-четвертых, они являются
средством психологического воздействия
(изменения мнений, отношений, настроений,
поведения, удовлетворения потребностей
людей и социальных групп).