Слухи как инструмент в бизнес-сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы заключается в том, чтобы определить, что такое слухи и как они используются в сферах жизнедеятельности людей, в частности, в такой сфере как экономическая. Насколько распространен этот вид коммуникации в организациях и как он может использоваться в качестве инструмента в бизнес-сфере. Для этого необходимо разобраться в самой сущности такого явления как «слухи», увидеть при каких условиях и почему они образуются, как происходит перенос информации, какие цели ставят перед собой те, кто распространяет эти слухи, и другое.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ 2 КУРС переделка.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Что же является объектом, предметом, субъектом слухов?

Слух можно представить  в виде таких составляющих, как  объект, предмет, субъект (источник слухов), агенты. Эти элементы слуха составляют ту среду, в которой зарождаются, циркулируют и умирают слухи. Субъектами слухов могут быть и отдельные индивиды, и малые группы и их организации. Адресатами, получателями слухов – или объектами – служат не только отдельные личности, их организации, но и большие социальные организации, такие как этносы, слои, классы, массы, и их институты. Агентами (или носителями, посредниками) слухов могут также являться индивиды, но можно также сказать, что агентом может служить и средства массовой информации. Основной единицей слуха является предмет. Этими слухообразующими элементами слухов являются герои и экстраординарные события. Герой определяется статусом (явным или скрытым) и особенностями (скрытыми или явными). Герой может быть своим или чужим, агрессором или жертвой, гением или слабоумным, и т.д. Но его личность должна быть социально-значимой. События же, описывающиеся в слухах, отображают скрытую сторону реальности, задевают насущные проблемы и интересы людей. 

Виды слухов

 

Существует несколько  оснований, по которым производится их классификация: по содержанию (политические, экономические, экологические и  т.п.); временной opиентации (касающиеся прошлого, предсказывающие); типу происхождения (спонтанные, преднамеренные); отношению к реальности (рациональные, фантастические)5.  
Возможно также распределение слухов на основе того, каким эмоциональным потребностям людей они удовлетворяют. Согласно этому критерию выделяют три вида слухов: слух-мечта, слух-пугало, слух-разделитель6. Слух-мечта отражает надежды и стремления людей, в среде которых он циркулирует (так, во время второй мировой войны в США появился слух о том, что Японии не хватит нефти для ведений длительной войны). Слух-пугало выражает распространенные в обществе страхи и тревоги. Такие слухи часто возникают в периоды социального напряжения или острого конфликта. Например, после поражения американских вооруженных сил в Перл-Харборе распространились слухи о полной потере США Тихоокеанского флота. Слух-разделитель основывается на распространенных в обществе негативных предрассудках относительно других социальных групп, что влечет за собой резке негативное к ним отношение (вплоть до агрессии). Примером может служить утверждение о том, что подавляющее большинство преступлений в Москве совершается выходцами с Кавказа.  

Механизмы зарождения слухов

 

Механизмы зарождения и  распространения слухов рассматриваются  в современной науке как правило  с двух точек зрения: социологической  и психологической. Социологи обращают особое внимание на роль слухов в жизни больших и малых социальных групп, психологи — на то, какое место занимают слухи в процессе удовлетворения индивидуальных человеческих потребностей. Эти подходы дополняют друг друга, поскольку рассматривают механизмы зарождения слухов на различных уровнях социальной организации: групповом и индивидуальном. Они связаны с определенными психологическими закономерностями:

    1. Если нежелательное действие индивида не может быть забыто или аннулировано, мы вынуждены оправдать его и “сочинять” объяснения или оправдания своим поступкам. В данном случае мы можем переносить свою вину на других, переводить внимание слушателей на более глобальные проблемы и прочее (осознанные “слухи”).
    2. Конформность. Сплоченные группы, изолированные от каких-либо других точек зрения, когда собираются для принятия решения, становятся жертвами “группомыслия”. Это способ мышления приобретается людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернатив. Конформность может быть вызвана страхом отвержения группой или информацией относительно того, каких действий ожидают от индивида. Многие люди являются «ориентированными на других», у них ярко выражена потребность, выраженная в том, чтобы ближайшее социальное окружение принимало актора в свой круг. Люди стремятся поддерживать определенный уровень самоуважения, который зависит от того, насколько группа, членом которой является индивид, рассматривает его как «своего». Для этого совершаются поступки, которые, вероятно поднимут уважение к ним со стороны окружающих и друзей.
    3. Эффект ложного консенсуса – у человека есть тенденция изменять свой Я-образ, переоценивая и недооценивая степень того факта, что многие думают или поступают так же, как мы. Таким образом, мы позволяем себе высказывать предположения о причинах поступка другого человека, тем самым провоцируя возникновение слуха (Krueger and Clement, 1994).
    4. Люди охотно соглашаются с похвалой и относят успех на счет своих способностей и усилий, но неудачу склонны приписывать внешний обстоятельствам. Менеджеры обычно возлагают вину за плохую работу на отсутствие способностей или усилий со стороны работников, а не на свое неумение управлять людьми (Gray and Silver, 1990).
    5. Эффект ложной уникальности – люди считают свои недостатки нормой, а свои добродетели редкостью у других людей, то есть мы редко видим хорошее в других людях и изначально считаем себя лучше других (Goethals and others, 1991).
    6. Большинство в первую очередь желают, чтобы их развлекали, а потом информировали. Для людей важен сам процесс коммуникации как досуг, на не содержание коммуникации.

 

Среди причин возникновения  и живучести слухов наиболее значимыми  являются: возможность удовлетворения с помощью слухов актуальных потребностей людей; недостаток информации, необходимой для организации деятельности по удовлетворению актуальной потребности; многомерность, субъективная неоднозначность событий.

В процессе распространения  слухи имеют тенденцию становиться более сжатыми, короткими, они легче усваиваются и передаются. Детали сообщения при каждой передаче сглаживаются, количество тем и слов уменьшается.

 

Источник и содержание

 

Именно на базе социальных взаимоотношений, которые формируются  на личной основе, создаются неформальные каналы коммуникации, и доверие, которым наделяются эти источники, основано на распространенном среди участников мнении относительно их честности и надежности. Такие каналы являются обычно вспомогательными. Через слухи отражаются ценности и нормы, существующие в той или иной группе.    

Информация, содержащаяся в слухах, может быть достоверной или недостоверной, но она должна быть актуальной для  той группы людей, которой адресуется слух.

Слухи различаются по степени, эффективности влияния, на что влияют следующие ключевые факторы, которые можно разделить на две группы: 1) по источнику сообщения; 2) по содержанию.

    1. Источник сообщения. 
      Вера в честность коммуникатора является важным фактором, определяющим степень его эффективности. А это те, кто:
      1. Убеждает в чем-либо, где нет никакой выгоды для рассказчика, но есть что терять. Коммуникатор может быть непривлекательным, даже аморальным в чем-либо, но эффективным в качестве коммуникатора.
      2. Не пытается оказать на нас влияние. Возможности таких коммуникаторов повлиять только возрастают. Это могут быть случайные встречные люди.
      3. В противопоставление предыдущему источнику, существует мнение, что личности, обменивающиеся слухами должны быть знакомы друг с другом, и социальная дистанция должна быть снижена до минимума. Люди должны разделять одни и те же ценности и должны иметь общий объект для слухов (слух указывает на степень близости, разделяемой рассказчиком и слушателем, на наличие доверия).
      4. Находятся всегда рядом, и мы бы имели возможность хорошо изучить привычки, наклонности этих людей. Это могут быть близкие люди: родственники, приятели, соседи, сослуживцы и т.п. Доверие к ним объясняется очень просто: «Свой не обманет».
      5. Нам лично кажется привлекательным и приятным, независимо от его компетентности и честности (это может быть харизматический лидер, привлекательная женщина и др.).
      6. Являются так называемыми личными авторитетами: для больного – это врач, для школьника – учительница, для работника – начальник, и т.д.
    2. Другая причина особой эффективности слухов связана с их содержанием.
      1. Должна сообщаться явно или мнимо запретная информация, содержащая элементы опровержения или отрицания каких-либо общеизвестных или общедоступных сведений.
      2. Слух должен нести дискомфортную информацию, то есть такую, которая вызывает страх, тревогу (увольнения), возмущение, анонсирует прерывание обычного хода событий.
      3. Информация должна быть актуальна в данный момент времени.
      4. Реже в слухах содержится радостная, положительная информация. Это происходит в том случае, когда слух выполняет рекреативную функцию.

       

         

        СЛУХИ КАК ИНСТРУМЕНТ БИЗНЕСА

Слухи в организации

 

В организации традиционно  выделяют формальную и неформальную системы коммуникации. Общим правилом является то, что при недостаточно эффективно функционирующей неформальной системе передачи информации, неформальная система может начинать порождать свои догадки и интерпретации организационного характера в стремлении закрыть «информационные дыры» по остро стоящим вопросам. Даже при самой совершенной системе организационного информирования слухи все равно будут порождаться в неформальном пространстве отношений.

 

Слухи и статус

Сотрудники нуждаются  в, своего рода, «инструментах», которые  позволят им быть принятыми в привлекательную  для них группу (особенно это актуально для новых сотрудников). Один из таких способов заключается в создании у окружающих представления о себе, как о человеке, который имеет доступ к информации, предназначенной для группы более высокого статуса (то есть, человек может описывать события или группы людей, недоступные другим собеседникам и приписывать себя к "той", другой группе). Таким образом, удовлетворяются социальные потребности людей, ориентированных на других. Когда индивид находится в центре внимания, происходит определение его статуса по сравнению со статусом другого/других. Однако, человек, который распространяет слухи слишком много, может, наоборот, понизить свой статус в глазах друзей и окружающих. Отсутствие объекта обсуждения позволяет акторам (агентам слухов) высказываться негативно/позитивно относительно личных, деловых и прочих качеств индивида, тем самым, одновременно утверждая/повышая/понижая свой статус в организации и статус обсуждаемого. Именно в коммуникативной ситуации у акторов появляется возможность атаковать "соперников" и повышать свой статус. Интересно, что вероятность восприятия информации повышается, если "посвященный" будет защищать позицию, находящуюся в явном противоречии с его собственными интересами, при этом статус рассказчика в глаза слушателя повышается. Тот же самый эффект достигается при условии, если рассказчик не пытается в явной форме изменить или сформировать мнение слушателей, а также если на месте рассказчика оказывается личность, привлекательная для большинства слушателей (1, 2 и 5 источники сообщений). Слух проводит своеобразную разделительную черту между теми, кто является членом группы и "аутсайдерами". Сам факт обмена слухом свидетельствует об определенной степени близости между собеседниками, в то же время отсутствие слуховой информации в беседе указывает на возможное наличие большой дистанции (недоверия). К примеру, новый сотрудник будет чувствовать себя принятым в коллектив после того, «как услышит 448 раз историю о том, что сделал начальник на рождественской вечеринке десять лет назад».  
 
        Слухи и факты

Слухи – это своего рода собранная, переработанная и сохраненная  информация об организационных событиях, не зафиксированных в официальных  источниках. Они отражают наиболее болезненные вопросы и проблемы, волнующие членов организации (продвижение по службе, увольнения, повышение заработной платы и прочие проблемы). В том числе это слухи заполняют собой информационный вакуум, создаваемый руководством. Агенты слухов не владеют информацией, но потребность в ней велика.  
 

Слухи, нормы и ценности

Слух может быть использован  в качестве метода ознакомления с  культурой организации, так как  в них находят свое отражение  нормы и ценности организации. В  том числе слухи вводят новых  работников в жизнь организации, предоставляя им информацию относительно того, что от них ожидают начальник, коллеги, подчиненные; каких работников следует избегать вследствие скверного характера; к кому можно обратиться с трудностями в работе и в личной жизни. Слух выполняет социализирующую функцию – индивид проходит через процесс социализации внутри организации, своего рода неформальное введение в должность.

Между субъектами и агентами слухов социальная дистанция должна быть сведена к минимуму (сюда в  том числе относится расовая, религиозная, возрастная, гендерная и классовая принадлежность). Агенты слухов должны разделять нормы и ценности и обладать минимальными знаниями об объекте слуха. Таким образом, слух выполняет функцию поддержания принадлежности индивида к группе и культуре.  
 
        Слухи и рекреация

Не нужно упускать из виду, что слухи – это также  весьма распространенный способ релаксации и развлечения, своеобразное проведение свободного времени. Отмечено, что наибольший поток слухов происходит во время  обеда, перерыва на чай, перекура. Некоторые исследователи отмечают, что зачастую целью подобных встреч не является утоление голода в обычном понимании этого слова. Акторы придумывают себе повод и оправдание для того, чтобы встретиться и обменяться слухами. "Большинство, в первую очередь, желают, чтобы их развлекали, а потом информировали".  

Слухи и пол

Если мы говорим о  роли, которую играет половая принадлежность в распространении слухов, то заблуждаются те обыватели, которые приписывают  женщинам всю ответственность. Мужчины  в равной степени «сплетничают», различается лишь тематика сплетен. Они концентрируют свое внимание на равенстве («Его повысили раньше, чем меня, но я же делал не меньше?»), безопасности и контроле над ресурсами, тогда как женщины обмениваются ценными сведениями о членах семьи сотрудников, личной жизни «других» и т.д.

 

Слухи и кризисы

Информация о работе Слухи как инструмент в бизнес-сфере