Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:52, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В современном мире молодёжь является стратегическим ресурсом, главным носителем будущего, основным источником инноваций. От того, как сегодня обучена и воспитана молодежь, зависит будущее страны в ближайшей исторической перспективе. Это закономерно требует постоянного и самого пристального внимания к молодежи со стороны государства и старших поколений общества. Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических свойств.
Введение……………………………………………….……………….…………3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения молодежи………………………………………………….………………………8
§1.1.Основные подходы к изучению молодежи как социальной группы…….8
§1.2 Социальный портрет молодежи Республики Башкортостан…………….18
§1.3.Жизненные установки и инновационный потенциал
современной молодежи…………………………………………………...……..26
Глава 2. Содержание и актуальные проблемы молодежной политики в Республике Башкортостан…………………………………………….……...36
§2.1. Основные направления государственной молодежной политики Республики Башкортостан…………………………………………………..….36
§2.2. Федеральный и региональный аспекты молодежной политики……….53
§2.3 Актуальные проблемы и перспективы развития государственной молодежной политики Республики Башкортостан……………………..…….68
Заключение……………………………………………………………………..76
Список использованной литературы……………………………………….78
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
Факультет философии и социологии
Кафедра прикладной и отраслевой социологии
Современные проблемы молодежной политики в Республике Башкортостан
Квалификационная работа бакалавра
Выполнила:
студент4-го курса д/о
факультета философии и
направления «социология»
Саетгалиева А.И.
«К защите
допущен»
зав. кафедрой
прикладной и
отраслевой
социологии, д.с.н.,
профессор
______________Бурханова Ф. Б. _______________Ковров В. Ф.
«____»________________2012 г. «____»______________2012 г.
Уфа – 2012
Содержание
Введение……………………………………………….………
Глава
1. Теоретико-методологические основы
изучения молодежи………………………………………………….……
§1.1.Основные подходы к изучению молодежи как социальной группы…….8
§1.2 Социальный портрет молодежи Республики Башкортостан…………….18
§1.3.Жизненные
установки и инновационный
современной
молодежи…………………………………………………...
Глава 2. Содержание и актуальные проблемы
молодежной политики в
Республике Башкортостан…………………………………………….
§2.1. Основные
направления государственной
§2.2. Федеральный и региональный аспекты молодежной политики……….53
§2.3 Актуальные проблемы и перспективы развития государственной молодежной политики Республики Башкортостан……………………..…….68
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….78
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном мире молодёжь является стратегическим ресурсом, главным носителем будущего, основным источником инноваций. От того, как сегодня обучена и воспитана молодежь, зависит будущее страны в ближайшей исторической перспективе. Это закономерно требует постоянного и самого пристального внимания к молодежи со стороны государства и старших поколений общества.
Молодежь – это социально-
Молодежная политика выступает ключевым фактором решения стратегических задач в сфере обеспечения преемственности поколений, раскрытия и развития инновационного и созидательного потенциала молодежи, ее конкурентоспособности, что должно обеспечить становление гражданского общества и укрепление национальной безопасности России, дальнейшего поступательного развития страны и ее регионов.
Необходимость особой политики в отношении
молодежи определяется спецификой ее
положения в обществе. Молодежь недостаточно
понимать в традиционном смысле, только
в качестве будущего общества. Ее необходимо
оценивать как органическую часть
современного общества, несущую особую,
незаменимую другими
Актуальность темы исследования продиктована также тем, что вследствие социально-экономического кризиса в России заметно упал уровень жизни населения, ухудшились условия труда и занятости населения, снизились социальные гарантии. Все это негативно отражается на молодежи, ее профессиональном образовании и занятости, физической подготовке и духовном развитии. Наряду с общими проблемами, особенно четко обозначились острые и характерные именно для молодежи проблемы: снижение возможности для получения бесплатного профессионального образования, сложности трудоустройства и получения первого рабочего места, высокий уровень безработицы, сокращение возможностей для создания семьи, материнства, полноценного культурного развития. В результате этих и других проблем стал рост опасных социальных пороков среди молодежи: преступности, наркомании, проституции, а так же падение престижа честного производительного труда.
Степень научной разработанности. Большой вклад в осмысление проблем молодежи как целостной социальной группы в середине прошлого века внесли представители структурно-функционального подхода. Существенное влияние на разработку данного подхода оказали работы Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Т. Парсонса, П.А. Сорокина и др.1
Развивая идеи социокультурного направления
(П.Л. Бергера,
Существенное приращение теорий молодежи произошло в 1960–1970-е годы, когда высокая социальная активность определенных молодежных групп («студенческий бунт», движение «новых левых», субкультурные феномены в молодежной среде Запада и т. д.) была осмыслена в теоретической форме М. Мид, Ч. Рейчем, Л. Фоер, 1 и рядом других исследователей.
Среди отечественных ученых, внесших вклад в становление социологии молодежи, необходимо выделить таких авторов, как О.Н. Безрукова, Ю.Г. Волков, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, Е.Е. Леванов, М.Н. Руткевич, В.И. Чупров, Ф.Э. Шереги, В.А. Ядов 2 и др.
Через участие молодого поколения в социальном конструировании реальности учеными проводится анализ его важнейших функций: воспроизводственной, инновационной, транслирующей, социально-трудовой (Ю. А.Зубок, Р. Мамедов, И. Староверова, В.И. Чупров)3.
На сегодняшний день в Республике
Башкортостан накоплен солидный опыт
изучения социально-экономического, политического
состояния молодежи, а так же проблем
государственной молодежной политики.
Здесь правомерно отметить работы таких
исследователей, как
Особенности молодежной политики на
федеральном уровне, в своих трудах, осветили:
А.П. Аносов, Н.Ф. Басова, О.Н. Безрукова,
П.Р. Васильева, Ю.Р. Вишневский, Н.Ф. Головатый,
Ю.А. Зубок, С.П. Иваненков,
Некоторые аспекты изучения региональной молодежной политики рассматривали: Г.Р. Аминева, Р.А. Ахметьянова, Т.Е. Биккинин, А.В. Бородина, Р.М. Валиахметов, Э.С. Гареев, И.В. Глазунов, Ю.А. Кожевникова, В.И. Мартынов, М.М. Садриев, И.А. Тажитдинов и др.2
Объектом изучения выступает государственная молодежная политика в Республике Башкортостан, а в качестве предмета исследования — региональные особенности и проблемы современной молодежной политики в Республике Башкортостан.
Цель исследования — выявить региональные особенности и проблемы современной молодежной политики в Республике Башкортостан.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
Эмпирическую базу работы составили источники нескольких видов: данные вторичных социологических исследований, информация, содержащаяся в системе Интернет.
Теоретическая основа работы включает в себя теоретические положения отечественных и зарубежных ученых по проблемам молодежи, социальной политики, молодежной государственной политики.
Структура работы. Состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения молодежи
§1.1.Основные подходы к изучению молодежи
как социальной группы
Несмотря на то, что понятие «молодежь» является широкоупотребительным, корректность использования этого термина в научных исследованиях до сих пор подвергается сомнению.
Считается, что началом молодости является момент, когда в организме человека завершаются физиологические и психические процессы, а концом молодости – момент, когда молодой человек полностью вступает в положение взрослого.
Английский ученый Саймон Фрис предложил свой подход к выделению молодежи, а именно: рассмотрение социального контекста состояния молодости, как процесса перехода от детства к взрослости. В его представлении, основными направлениями изменений от детства к взрослости являются: переход от зависимости – к независимости и от безответственности – к ответственности. В этом смысле понятие молодежи – это социальный конструкт, некий обобщенный образ для выделения людей более или менее определенного возраста.
Фрисом были предложены границы молодежного возраста в интервале от 11 до 30 лет, для которых характерен ограниченный доступ к значимым экономическим, социальным и культурным ресурсам1.Вплоть до сравнительно недавнего времени молодежная проблематика рассматривалась преимущество в контексте теории о всеобщем равенстве людей. Молодежь признавалась особой социальной группой, нуждающейся в определенных гарантиях защиты со стороны государства, но особенности ее формирования, социального становления и развития привлекли внимание ученых только в середине ХХ в.
Одним из первых на специфические социальные черты молодежи обратил внимание немецкий социолог Карл Мангейм (1893–1947). Он считал, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам1. Динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их.
Молодёжь, по мнению Мангейма, выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни, эта функция имеет своим важным элементом неполную включенность в статус общества. Этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. Решающим фактором, который определяет возраст половой зрелости, является то, что в этом возрасте молодёжь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с хаосом. По мысли Мангейма, молодежь ни прогрессивна, ни консервативна, она – потенция, готовая к любому начинанию.
Как отмечает Луков В.А. «при внимательном изучении появления и смены теорий молодежи на протяжении ХХ века нельзя не заметить, что скачки в теоретическом осмыслении молодежи по времени совпадают с периодами, когда молодежь особенно ярко проявила свои зримые черты как социальный феномен через самореференцию в формах молодежного движения. Теоретически представляется небезынтересным то, что на осознание обществом феномена молодежи решающее воздействие оказывают проявления молодежи в формах молодежного движения»2.
Выделение молодежи, как самостоятельной социальной группы, связано было, по мнению ряда ученых Парсонсом Т., Брейком М. не только с всплесками общественно-политических движений, но и с процессами индустриализации. Вместе с бурным развитием городов и массовыми переселениями, появились и первые симптомы «молодежи, как проблемы». Молодежь не просто стала видимой, но и начала открыто угрожать спокойствию и безопасности населению растущих городов. Во второй половине ХХ в. исследования молодежной проблематики в основном сводились к выделению особой молодежной субкультуры. Так в рамках функционализма молодежь рассматривалась как носитель культуры, призванной решить определенные проблемы, возникшие в результате послевоенных изменений в американском обществе, прежде всего, в результате индустриализации1.
Функционалистский подход к молодежной культуре впервые реализовал Т. Парсонс во время второй мировой войны в ходе дискуссии о роли возрастных групп в обществе.
Более глубоко разработал ее Ш. Айзенштадт, при этом центральными вопросами его исследования были процесс передачи ценностей от одного поколения к другому, трансляция и последующая реализация ценностей в новых социально-культурных и экономических условиях. Молодежную культуру он рассматривал как институт, который регулирует процесс отделения ребенка от семьи, подготовку молодежи к занятию своей статусной позиции во взрослой социальной системе, выделяя следующие аспекты:
Информация о работе Современные проблемы молодежной политики в Республике Башкортостан