Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:51, реферат
Анализируя общественную реальности в историческом срезе, Сорокин характеризовал ее как иерархию различных социальных и культурных систем, начиная с мелких и кончая самыми крупными и объемными — суперсистемами. Последние существуют на протяжении, столетий, охватывают все виды социальных взаимодействий, все формы материальной и духовной жизни людей, включая науку, искусство, религию, язык и т.д. В процессе анализа суперсистем Сорокин особое внимание уделяет характеристике культурных суперсистем, где главную роль играют ценности. Эта категория занимает в концепции социокультурной динамики одно из центральных мест.
Жизненный путь и общая характеристика творчества
Как рождаются и организуются группы
Основные разделы динамической общей социологии
Основные повторяющиеся социальные процессы
Анализ процессов
1. Почему и как рождаются социальные группы (процессы контакта и взаимодействия)
2. Почему и как социальные группы становятся организованными
3. Почему и как организованные группы дифференцируются, стратифицируются и обретают названия
4. Название и символ организованной группы
Кризис нашего времени в контексте теории социокультурной динамики П.А. Сорокина: пророчество о судьбах мира и России
Чувственный, идеациональный и интегральный социокультурный типы общественного строя Сорокина П.А.
Чувственная культура
Идеациональная культура
Интегральная культура
Культурно-динамические процессы и их причины в социальной динамике П. А. Сорокина.
Чувственная форма возникла в западной культуре в конце двенадцатого столетия и постепенно, после пятнадцатого века, стала доминирующей, вытеснив предшествующую ей религиозную, или идеациональную, форму, которая преобладала в средневековый период в западной культуре и обществе примерно с седьмого до тридцатого века.
Идеациональная
культура и общество средних веков
базировались и были артикулированы
во всех своих аспектах на том основном
принципе, что истинная реальность
или ценность - это сверхчувственный
и сверхрациональный Бог и
его Царство, как определено в
христианском Символе Веры; в то
же время чувственная реальность
или ценность либо просто мираж, либо
даже что-то негативное и греховное.
Более того, идеациональная культура
признавала Божественные откровения как
критерий истины и не признавала свидетельство
чувств. В соответствии с этим, идеациональная
культура мало заботится о научном
подходе к исследованию чувственных
феноменов или об изобретении
технологических
Вследствие этого,
идеациональная культура является нетворческой
в области науки и технологии,
так как она сосредоточивает
свою познательную энергию на изучении
Царства Божия и реализации ценностей
во время краткого земного путешествия
человека к вечности. Слова Св. Августина
"Я хочу познать Бога и душу.
Ничего больше? Абсолютно ничего"
- ярко выражают это свойство идеациональной
культуры. По этой причине она является
творческой в сфере религии: теология
логически становится царицей наук,
а наука функционирует лишь как
служанка религии. Только идеалистическая,
мистическая и сверхчувственная
философии процветают в ее границах,
в то время как материалистическая,
механистическая, эмпирическая, позитивистская
и другие чувственные философии
в этом типе культуры не пользуются
признанием. Она озабочена, прежде всего,
спасением душ и ценностей
Царства Божия и рассматривает
как грех и искушение привязанность
к материальным и чувственным
ценностям. Ее истины и ее этические
и законодательные правила
Наконец, для чувственной и идеациональной культур характерны совершенно различные типы изящных искусств, каждая из низ творит в соответствии с основным принципом культуры. Два типа искусства отличаются друг от друга, как по предмету, так и по стилю.
В соответствии с основными принципами идеационального искусства являются сверхчувственное Царство Божие. Его "герои" - Бог, ангелы, святые и душа, а также таинства Творения, Воплощения, Искупления и другие трансцендентальные события. Это насквозь религиозное искусство. Оно уделяет мало внимания личностям, объектам и событиям чувственного мира. Поэтому в живописи мало пейзажа, жанра, спокойной жизни или портретов действующих лиц. Ее объект не должен доставлять наслаждение, удовольствие, развлекать, но приводить верующего к более тесной гармонии с Богом. Ее искусство священно и не допускает никакого сенсуализма, эротики, сатиры, комедии или карикатуры. Ее эмоциональный тон благочестивый, нравоучительный и аскетичный.
Доминирующий
стиль идеационального
Все мы знаем, что
высшие образцы средневековой
В соответствии с основным принципом чувственной культуры, чувственное искусство живет и развивается полностью в пределах эмпирического мира чувств. Эмпирических пейзаж, жанр, объекты, события и приключения, эмпирическая портретная живопись и чувственные ценности являются его предметом. Политические и деловые руководитель, фермеры, рабочие, домохозяйки, девушки и другие человеческие существа - это его модели. Цель чувственного искусства - доставить утонченное чувственное наслаждение, радость и развлечение. По этой причине оно должно быть сенсационным, странным, патетическим, сладострастным и непрестанно новым. В похотливости и эротике своей перестойной фазы, оно отделяется от религии, морали, часто даже от науки, философии и других ценностей и называет себя "искусством для искусства". Поскольку оно должно развлекать, оно широко использует карикатуру, сатиру, комедию, фарс, разоблачения, смех и тому подобные средства. На перестройном этап оно становится эклектичным и предлагает на своих выставках и в бестселлерах грубую банальную стряпню.
Его стиль натуралистический, визуальный, свободный от какого-либо сверхчувственного идеализма. Оно воспроизводит эмпирические феномены так, как они смотрят, звучат, пахнут или как-то иначе являются нашим органам чувств. Оно динамично в самой своей природе, в своей эмоциональности, в своих неистовых страстях, действах и зрелищах. Оно вынуждено быть непрерывно изменяющимся в последовательности своих стилей и прихотей, иначе оно станет нудным и безрадостным. Это искусство поверхностных шоу, разодетое напоказ. Поскольку оно не символизирует никакие сверхчувственные ценности, оно, подобно шикарной девице, зависит от своей внешности. Чтобы сохранить свое очарование, оно должно обильно использовать "пудру и румяна", помпу и случай, грандиозность, ошеломляющую технику и другие средства внешнего украшения. Это искусство профессиональных художников, угождающих своим патронам и инертной публике, а не перестройном этапе - требованиям рынка и различных коммерческих дельцов в искусстве.
Изредка появляется
и расцветает на сравнительно короткое
время третий основной тип культуры
и изящных искусств, промежуточный
между чувственным и
Каждый из этих
трех типов культуры и изящных
искусств был реализован несколько
раз: среди племен, не имевших письменности,
в Древней Египте, Вавилоне, Иране,
Индии, Китае, Греции и Риме и в
западном мире. В жизнеописаниях греко-римской
и западной культуры и искусства
доминирующей формой греческой культуры
и изящных искусств от девятого до
шестого века до н.э. была идеациональна;
со второй половины шестого до конца
четвертого века н.э. они были преобладающе
интегральными; в течение последующих
веков греко-римская культура и
искусство стали
В конце двенадцатого века идеациональное искусство и вся идеациональная культура начали дезинтегрироваться, возникли и стали развиваться новые чувственные культура и искусство. В тринадцатом веке эти два потока встретились и произвели чудесную европейскую интегральную культуру и искусство тринадцатого и четырнадцатого веков. В конце пятнадцатого века чувственный тип культуры для большинства европейских изящных искусств (кроме музыки, интегральный тип которой сохранял свое хрупкое превосходство почти до девятнадцатого века) стал доминирующим и господствовал до конца девятнадцатого века. В течение столетия его господства чувственная культура беспрецедентно прогрессировала в науке, технологии, экономике и политике, она создала огромную сокровищницу великолепных произведений чувственной музыки, живописи, скульптуры, литературы и драмы. Однако в конце девятнадцатого века эта творческая культура начала проявлять симптомы усталости и дезинтеграции».4
«Идеационный и чувственный типы являются базовыми; идеалистический тип представляет собой своеобразный симбиоз двух предыдущих. Идеационные культурные суперсистемы обладают следующими отличительными чертами: в основе духовного существования этих суперсистем лежит идея некоего Абсолюта, представленного в Боге (богах, коммунизме и т.д.). Нравственная цель таких обществ заключается в стремлении всех его членов к достижению (постижению) высшего Абсолюта. Этика идеационных систем мало подвержена изменениям, так как считается исходящей от Абсолютного авторитета. Духовные ценности в этих суперсистемах возвышаются, материальным же отводится второстепенное значение. В истории человеческой цивилизации преобладал этот тип социокультурных систем. В чувственных культурных суперсистемах важнейшее место отводится материальной стороне жизни. Можно даже сказать, что в обществах, где господствует чувственный тип культуры, материальный комфорт и чувственные удовольствия являются своеобразным Абсолютом, достижению которого подчинена жизнь каждого члена общества. Этика в чувственных суперсистемах носит светский характер, т.е. считается созданием человеческого разума, а потому релятивна, беспрерывно видоизменяется под воздействием изменений в материальной действительности. Духовная жизнь в таких обществах неинтенсивна, так как не способствует достижению чувственного счастья. Особое место в классификации культурных суперсистем П.А. Сорокина принадлежит идеалистическим суперсистемам. Последние — воплощение наиболее гармоничной с точки зрения развития человека социальной модели. В идеалистических обществах этические нормы являются синтезом этики идеационной и чувственной. Как и в идеационной этике, в идеалистической присутствует Бог или надчувственный Абсолют. Тем не менее в противовес идеационной этике в идеалистической культуре положительно оцениваются те чувственные ценности, которые наиболее благородны и не противоречат Абсолюту. Выразителями этой этики были Сократ, Платон, Аристотель.
Исторически для
идеалистических обществ
Информация о работе Социальная и культурная динамика П.А. Сорокина