Социальная и культурная динамика П.А. Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:51, реферат

Краткое описание

Анализируя общественную реальности в историческом срезе, Сорокин характеризовал ее как иерархию различных социальных и культурных систем, начиная с мелких и кончая самыми крупными и объемными — суперсистемами. Последние существуют на протяжении, столетий, охватывают все виды социальных взаимодействий, все формы материальной и духовной жизни людей, включая науку, искусство, религию, язык и т.д. В процессе анализа суперсистем Сорокин особое внимание уделяет характеристике культурных суперсистем, где главную роль играют ценности. Эта категория занимает в концепции социокультурной динамики одно из центральных мест.

Содержание

Жизненный путь и общая характеристика творчества
Как рождаются и организуются группы
Основные разделы динамической общей социологии
Основные повторяющиеся социальные процессы
Анализ процессов
1. Почему и как рождаются социальные группы (процессы контакта и взаимодействия)
2. Почему и как социальные группы становятся организованными
3. Почему и как организованные группы дифференцируются, стратифицируются и обретают названия
4. Название и символ организованной группы
Кризис нашего времени в контексте теории социокультурной динамики П.А. Сорокина: пророчество о судьбах мира и России
Чувственный, идеациональный и интегральный социокультурный типы общественного строя Сорокина П.А.
Чувственная культура
Идеациональная культура
Интегральная культура
Культурно-динамические процессы и их причины в социальной динамике П. А. Сорокина.

Вложенные файлы: 1 файл

сорокин.docx

— 95.96 Кб (Скачать файл)

Таким  образом,  одна  часть  общества становится  более  религиозной  и  нравственной, в то время как другая – склонна  к не религиозности и преступности. Одна часть уступает эгоистическим импульсам самосохранения, другая ищет спасения на путях истины, добра и любви.

В промежуточном  пространстве между двумя  нравственными  полюсами  образуется некоторая  пустота, вызванная оттоком индивидов  к той или иной крайности. В  дальнейшем  по  мере  укрепления  авторитета  новых моральных  эталонов  в  рамках  победившего  типа культурной ментальности это пространство будет заполняться, с одной стороны, за счет  усвоения  их  представителями  негативной поляризации, а с другой – за счет отказа от  буквального  следования  им  представителей позитивной поляризации. Тем самым сокращается  количество  индивидов  на  самих  полюсах,  как  неукоснительных  приверженцев нового этического учения, так и сторонников крайнего эгоизма.

В соответствии с законом поляризации в это  время размываются все интегративные  ценности  и  социальные  группы;  общество расходится  по  противоположным  нравственно-этическим  полюсам,  что  в  конечном счете приводит к нарастанию противоречий, конфликтности  в  межчеловеческих  и  межгосударственных отношениях, а в итоге – к тяжелым  испытаниям  для  людей.  Действие этого  закона  проливает  дополнительный свет  на  нравственную  природу  человека. Большинство  населения,  которое  в  нормальных  условиях,  особенно  в  период  благоденствия, «ни слишком греховно или нерелигиозно,  ни  слишком  свято,  ни  религиозно»,  во  времена  великих  кризисов,  среди которых Сорокин называет войны, революции,  стихийные  бедствия,  мор,  землетрясения, наводнения и другие катастрофы, имеет тенденцию к поляризации.

Новая  этическая  идея  не  объединяет общество,  а  раскалывает  его  на  две  резко противоположные  части.  Дело  в  том,  что общество и  не спасается объединением. В период  кризиса  реальное  объединение  может произойти  лишь  вокруг  полюса  негативной поляризации,  но это означало бы торжество разрушительных сил и грозило бы катастрофой  для всего человечества, если вообще понятия «объединение», «интеграция»  применимы по отношению к эгоистическим  силам хаоса и разрушения, каждая из которых центробежна  по  своему  характеру.  Поэтому  в данном  случае,  по-видимому,  можно  говорить  лишь о  чисто  количественном  причислении того или другого  индивида к этой хаотической  массе.  Поэтому  силы  позитивной поляризации  – а они подразумевают подлинную  интеграцию – должны максимально  отмежеваться от разрушительных тенденций  и противодействовать им, что и  обеспечивается  творческой  энергией  новой  этической идеи. Так устанавливается  ситуация равновесия между двумя  нравственными полюсами, и,  следовательно,  обеспечиваются  предпосылки к  окончательному переходу к новому типу культурной ментальности.

Влияние этической  системы на мораль в различные  периоды различно. Сорокин неоднократно  подчеркивает,  что  великие  этические  учения  создаются  пророками  и  нравственными  учителями  именно  на  изломе  эпох. Они  отбрасывают  обветшавшие  ценности  и создают  новые, отвечающие духу и потребностям  времени.  Причем  преображающее  воздействие новых учений является наибольшим как раз на раннем этапе  их развития. Они тогда имеют наибольшее число последователей, которые  придерживаются  в  первую  очередь не формальных,  обрядовых правил этих учений, но следуют  самой их сути, являются их ревностными  и  искренними  сторонниками.  В дальнейшем роль этих учений изменяется. Они  институционализируются,  часто  приобретают форму государственных  религий, становясь  тем  самым  общеобязательными  для всех. Но параллельно с приобретением  обязательности  и  массовости  они  в  значительной степени  утрачивают  свою  вдохновляющую  живую  силу.  Число  подлинных  верующих, аутентично  следующих  их  этическим  требованиям, уменьшается.

Анализ фактов негативной религиозной поляризации  Сорокин  мог  подтвердить «громадным»  ростом  и  распространением различных  форм  атеизма  среди  населения  многих стран 50–60 годов ХХ в. В то же время  происходит  устойчивый  рост  различных материалистических, агностических и родственных  философий  параллельно  с  упадком  разных религиозных и идеалистических. Это заключение  Сорокин  подкрепляет  данными исследований в США и  Европе, которые показывали, что  резко сокращается количество населения, верующего в те или иные христианские  догматы.  Одновременно  произошел  упадок  в  религиозном  искусстве,  где  почти не возникает новых  шедевров.  Таким  образом,  культурная  динамика, по  Сорокину,  является  логической  цепью, которая связывает  социокультурные явления как  последствия  изменений  в  виде  разных форм обобщения культуры, ее дифференциации, так и причины  упрощения, деградации, кризиса, застоя, развивающиеся под влиянием закона поляризации»6

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Научное наследие П.А. Сорокина не утрачивает своей актуальности. Сегодня труды П.А. Сорокина имеют  не только теоретическое, но и сугубо практическое значение.

Заслугой П.А. Сорокина является то, что он не только выявил и типологизировал повторяющиеся  явления — кризисы в мировой  истории, диагностировал состояние  общества XX в. как кризисное, но и  наметил этапы, условия и меры выхода из кризиса.

Социокультурная динамика или изменение, с точки  зрения П.А. Сорокина, включает в себя “способы появления социокультурной  системы, длительность ее существования, изменение, разрушение и возникновение  другой”9. Типология интегрированных  суперкультур П.А. Сорокина основывается на определении их собственной ментальности, собственной системы истины и  знания, “имеет собственную философию... особый тип религии... свое собственное  представление о правильном и  неправильном; особые формы искусства  и литературы; нравы, законы, правила  поведения; собственную экономическую  и политическую организацию: наконец, специфический тип человеческой личности с особым складом ума  и манерами поведения. Все эти  ценности, одинаково присутствующие и в той и в другой культуре... в рамках каждой и: культур... тесно  прилажены друг к другу, будучи связаны  логически, а зачастую и функционально”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Гараджа Е.В. Религиозный смысл «интегрализма» П. Сорокина // Вестник Московского университета, 2005. № 3. С. 100–101.
  2. Социологическая классика Сорокин П.А. /Общество,  культура  и личность:  их  структура  и  динамика / Система общей социологии, 2000 С 56-90.
  3. В.И. Добреньков, докт. философ. наук, проф., зав. кафедрой истории и теории социологии, декан социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, ВЕСТН. МОСК. УН-ТА.  СЕР. 18/СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2010.№ 1
  4. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997. 350 с
  5. Культурно-динамические процессы и их причины в социальной динамике П.А. Сорокина/ Работа представлена кафедрой теории и истории культуры  Тверского государственного университета. Научный руководитель – доктор философских наук, профессор Б. Л. Губман 

 

 

 

 

 

 

 

1 Гараджа Е.В. Религиозный смысл «интегрализма» П. Сорокина // Вестник Московского университета, 2005. № 3. С. 100–101.

2 Социологическая классика Сорокин П.А.  общество,  культура  и личность:  их  структура  и  динамика. Система общей социологии, 2000 С 56-90.

3В.И. Добреньков, докт. философ. наук, проф., зав. кафедрой истории и теории социологии, декан социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, ВЕСТН. МОСК. УН-ТА.  СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2010. № 1

4 Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997. 350 с

5 В.И. Добреньков, докт. философ. наук, проф., зав. кафедрой истории и теории социологии, декан социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, ВЕСТН. МОСК. УН-ТА.  СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2010. № 1 

6 КУЛЬТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ ПРИЧИНЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКЕ П. А. СОРОКИНА Работа представлена кафедрой теории и истории культуры  Тверского государственного университета. Научный руководитель – доктор философских наук, профессор Б. Л. Губман 


Информация о работе Социальная и культурная динамика П.А. Сорокина