Социальная работа в системе образования: тенденции, проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – определить основные тенденции, проблемы и перспективы развития социальной работы в системе образования.

В данной работе поставлены следующие задачи:
образовательное пространство как сфера социальной работы;
роль и место социального работника в образовании;
проблемы содержания социального образования;
организационные аспекты социального образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...............3
ГЛАВА I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СФЕРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, РОЛЬ И МЕСТО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В НЁМ…………………………………………………………….5
Образовательное пространство как сфера социальной работы……...5
Роль и место социального работника в образовании………………...8
Проблемы содержания социального образования…………………..14
Организационные аспекты социального образования……………...20
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ……..24
Особенности, формы и методы социальной работы………………..24
Учреждения социальной профилактики и реабилитации детей и подростков……………………………………………………………..34
Социальный работник и социальный педагог: сущность и различия………………………………………………………………. 35
Заключение………………………………………………………………………41
Список использованной литературы…………………………………...........44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая раб., Чекмарева Н.В..docx

— 96.79 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал РГСУ в  г. Ивантеевка

 

 

 

 

Кафедра  социальной работы

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Теория социальной работы»

на тему:

«Социальная работа в системе образования: тенденции, проблемы и перспективы развития.»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 3-го курса

заочной формы обучения

по специальности «Социальная  работа»

Чекмарева Н.В.

Преподаватель: Неживенко  В.П.

 

 

 

 

 

 

 

Ивантеевка

2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………...............3

ГЛАВА I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СФЕРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, РОЛЬ И МЕСТО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В НЁМ…………………………………………………………….5

    1. Образовательное пространство как сфера социальной работы……...5
    2. Роль и место социального работника в образовании………………...8
    3. Проблемы содержания социального образования…………………..14
    4. Организационные аспекты социального образования……………...20

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ……..24

    1. Особенности, формы и методы социальной работы………………..24
    2. Учреждения социальной профилактики и реабилитации детей и подростков……………………………………………………………..34
    3. Социальный работник и социальный педагог: сущность и различия………………………………………………………………. 35

Заключение………………………………………………………………………41

Список  использованной литературы…………………………………...........44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Образовательные учреждения во многих странах мира стали наиболее благодатной, стабильной сферой социальной работы и одновременно средством  влияния на различные категории  населения, духовного и культурного  возрождения людей, гармонизации отношений  между личностью и обществом.

Последнее десятилетие в  России стало временем серьезного переосмысления подходов к содержанию и организации  социального образования, определению  критериев его качества, поиску эффективных  образовательных технологий. Претерпели изменения известные определения  социального образования, соответствующего обучения и воспитания, широкое распространение  получил опыт социального образования  за рубежом, дореволюционный опыт России в этой области образовательной  деятельности.

Социальная работа в системе  образования еще только начинает свое становление как особое направление  социальной сферы Российской Федерации. В связи с этим следует указать  на социально-педагогические аспекты  социальной работы в целом и обозначить соответствующие рабочие поля, в  которых ей предстоит действовать:

  • дошкольное воспитание (уход, воспитание и обучение в яслях, детских садах, группах дневного пребывания, школьных подготовительных классах и т.д.);
  • работу с молодежью (воспитание, сопровождение, организация досуга, консультации при подготовке домашних заданий, помощь подрастающему поколению в профессиональной ориентации, работа с молодежными клубами и т.д.);
  • воспитание в детских домах и приютах (воспитание, сопровождение, создание условий, близких к семейному воспитанию, развитие самостоятельности и т.д.);
  • формы, содержание и методы обучения взрослых (профессиональное обучение и образование, социальная работа на предприятиях, организация самопомощи, семейные консультации и т.д.);
  • социально-педагогическая помощь семье (консультации, помощь в решении повседневных проблем, мероприятия по поддержке семьи);
  • социальная работа в школе.1

Выбор данной темы актуален, т.к., социальная работа в системе образования приобретает все большее значение в социализации и формировании личности.

Цель  работы – определить основные тенденции, проблемы и перспективы развития социальной работы в системе образования.

Гипотеза  исследования – определение места социальной работы в системе образования.

Объект – социальная работа.

Предметом исследования стали источники,  инструкции, положения,  циркуляры,  а также труды историков.

В данной работе поставлены следующие задачи:

  • образовательное пространство как сфера социальной работы;
  • роль и место социального работника в образовании;
  • проблемы содержания социального образования;
  • организационные аспекты социального образования.

Методы  исследования.  Для написания работы использовались учебно-методические материалы.

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СФЕРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, РОЛЬ И МЕСТО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В НЁМ

  1. Образовательное пространство как сфера социальной работы

Как отмечает В.Г. Бочарова2, в контексте профессиональной социальной работы содействие личности в ее становлении, саморазвитии, самореализации, образовательные и культурные ценности (то есть создание условий для каждого человека в его образовательном и культурном личностном развитии) имеют первостепенное и непреходящее значение, не идущее в сравнение с какой бы то ни было материальной помощью, социально-бытовыми или другими ценностями. Конечно, неправомерно одно противопоставлять другому. Однако если представить себе человека, который довольствуется потреблением лишь материальных благ (а круг деятельности социального работника, подчас, увы, сужается до такого рода помощи), то  невольно возникают сомнения в профессионализме такого социального работника и в результативности его помощи (хотя вряд ли его можно осуждать за это при крайне низком уровне оплаты труда).

Нетрудно понять, что именно невозможность для многих детей, молодежи, людей старшего поколения  приобщиться к различным, ранее  доступным формам образования и  ценностям культуры, развития своего интеллектуального потенциала, расширения кругозора; сокращение числа учреждений дошкольного, базового и дополнительного  образования, культурных учреждений, мест для отдыха, творческих и досуговых  занятий – эти по сути своей  социальные проблемы крайне негативно  отразились на уровне духовно-нравственного, физического, психического развития человека, и прежде всего личности ребенка.

В этой связи следует особо  выделить детей, подростков, молодежь как социальный слой, важнейшую категорию, в том числе наиболее перспективных  контингентов страны. Эта категория  должна стать объектом самого пристального и, главное, своевременного внимания абсолютно  всех государственных и негосударственных, коммерческих структур (а не только одной отрасли – образования) их согласованной, личностно ориентированной  социальной работы.

Содействие созданию в  России психически и физически здорового, образованного молодого поколения  с высокими духовно-нравственными, человеческими качествами, знающего и уважающего историю, традиции своего народа – это общегосударственная  задача, от решения которой зависит  будущее страны. Имеющие место  «перекосы» в понимании социальной работы с детьми как только срочной  помощи попавшим в экстремальную  ситуацию, брошенным или отбившимся от рук подросткам уводят нас от этой задачи и наносят непоправимый вред становящейся профессиональной социальной работе, которая должна помочь подрастающему  поколению (и каждому ее представителю) найти свое место в жизни, оказать  содействие каждому подростку, стать  посредником между ним и всем, что его окружает в этой непростой  жизни, в социуме.

До последнего времени  понимание сущности человека сводилось  к совокупности общественных отношений. Отсюда делался вывод, что мера развития человека, степень социализации личности задаются обществом. Человек рассматривался как персонификатор социальных связей. При этом утверждалось, что источник развития личности находится не внутри, а вне ее. Такой подход, безусловно, правомерен, но его нельзя абсолютизировать, так как человек не только объект в ряду других объектов общества, но и субъект, обладающий волей и  сознанием.

Для каждой личности характерна своя внутренняя структура, которая  зависит от внешних условий и  сложившихся обстоятельств, так  и от самого человека, его субъективности, индивидуальности, неповторимости, его  физических, нравственных, психических, творческих, интеллектуальных, социально значимых качеств.

Проблемы человека вплетаются в социально-исторический процесс, в конкретные социокультурные условия  его существования, деятельности, от которых зависит воспитание человека, направления, содержание, цели личностно  ориентированной социальной работы. Она осуществляется путем анализа  среды, а также места и деятельности человека в определенной микросреде.

Образование, таким образом, становится одним из важнейших факторов развития социальных процессов в  нашей стране, осуществляющим социальную и правовую защиту личности, обеспечивающим активное развитие личности, способной  к позитивной саморегуляции, реализующей  широкое сотрудничество со всеми  элементами микросоциума.

Значительно расширяя свои рамки, образование в настоящее  время воспринимается личностью  не как некая замкнутая система, действующая в институциональной  среде и приводимая в действие определенным образом подготовленными  специалистами, а как открытый процесс, происходящий не только в стенах образовательных  учебных заведений и других учреждений институциональной среды, а повсюду  и под воздействием всех лиц, обладающих опытом и стремящихся передать его  другим. Такой подход к пониманию  образования через образовательное  пространство значительно усиливает  его возможности в социальной работе.

Главная функция образовательного пространства – расширить возможности  творческой личности, стимулировать  ответственность за все происходящее, в том числе за смысл собственного существования, поставить ее в состояние  субъекта деятельности, принимающего решения, действующего в соответствии с выработанными ценностями.

 

 

 

  1. Роль и место социального работника в образовании

Роль и место социального  работника в сфере образования  целесообразнее определять в зависимости  от специфики образовательных учреждений.

Деятельность специалиста  по социальной работе в учреждениях  системы дошкольного образования  зависит, с одной стороны, от возрастных особенностей детей-дошкольников, а  с другой – от научных представлений  о необходимых условиях, способствующих благополучному включению ребенка 3-7 лет в систему образования. Поэтому предметом заботы социального  работника являются потребности  дошкольников и возможности их родителей, особенно в тех случаях, когда  поведение ребенка и его учебно-игровая  деятельность создают проблему для  сверстников и воспитателей или  он терпит материальные и социальные лишения. В таких ситуациях социальный работник становится участником кампании по разработке мер профилактики и  устранения симптомов неблагополучия в судьбе ребенка, берет на себя роль посредника и коммуникатора между  образовательным учреждением и  семей, ребенком и родителями, ребенком и воспитателями. Это особенно важно, если ребенок часто более или  не посещает дошкольные учреждения без  объяснения причин, неухожен, если известно, что он подвергается в семье жестокому  обращению.

Когда проблема выходит за рамки компетенции образовательного учреждения, социальный работник вправе (и должен) обратиться в соответствующие  полномочные социальные инстанции.

В период включения в систему  дошкольного образования чаще всего  впервые выявляются его отклонения в развитии – физическом, эмоциональном, познавательном. В таких случаях  социальный работник должен организовать помощь своему подопечному, привлекая  соответствующих специалистов –  медицинских работников, психолога, социального педагога, милиционера  и т.д., и таким образом своевременно устранить симптомы неблагополучия. Это, пожалуй, едва ли не единственный действительно эффективный способ сокращения количества детей «группы риска», имеющих в 3-7-летнем возрасте ряд предпосылок для получения в недалеком будущем диагноза «социальная дезадаптация».

Не должна остаться без  внимания социального работника  и та категория детей, которую  педиатры называют «неорганизованной», то есть детей, не посещающих детские  дошкольные учреждения. В соответствии со ст. 18 раздела 2 упоминавшегося Закона РФ «Об образовании» «родители являются первыми педагогами. Они обязаны  заложить основы физического, нравственного  и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте», а  «государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных  услуг дошкольного образования»3. Социальный работник должен быть осведомлен о степени воспитательного потенциала семьи и своевременно организовать работу с родителями.

Информация о работе Социальная работа в системе образования: тенденции, проблемы и перспективы развития