Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 17:31, контрольная работа
Цель работы – определить основные тенденции, проблемы и перспективы развития социальной работы в системе образования.
В данной работе поставлены следующие задачи:
образовательное пространство как сфера социальной работы;
роль и место социального работника в образовании;
проблемы содержания социального образования;
организационные аспекты социального образования.
Введение…………………………………………………………………...............3
ГЛАВА I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СФЕРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, РОЛЬ И МЕСТО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В НЁМ…………………………………………………………….5
Образовательное пространство как сфера социальной работы……...5
Роль и место социального работника в образовании………………...8
Проблемы содержания социального образования…………………..14
Организационные аспекты социального образования……………...20
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ……..24
Особенности, формы и методы социальной работы………………..24
Учреждения социальной профилактики и реабилитации детей и подростков……………………………………………………………..34
Социальный работник и социальный педагог: сущность и различия………………………………………………………………. 35
Заключение………………………………………………………………………41
Список использованной литературы…………………………………...........44
Несмотря на то что деятельность
специалиста по социальной работе в
учреждениях дошкольного
Социальная работа в школах обеспечивает учащимся благополучное социальное развитие при получении ими начального общего (1-4 кл.), основного общего (1-9 кл.) и среднего (полного) общего образования (10-11 кл.). Причем следует иметь в виду, что «требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее» (ст. 19 раздела 2 Закона «Об образовании»)4.
Как и во время работы
в дошкольных учреждениях, социальный
работник, осуществляющий деятельность
на последующем образовательном
уровне, руководствуется действующим
законодательством, стремится удовлетворить
потребности учащихся и при этом
учитывает возможности их семей.
В данных условиях он превращается
в политика и стратега по организации
социальной помогает нуждающимся детям
и оздоровлению семейной среды. В
поле его зрения находятся динамика
посещаемости школы учащимися, успеваемости,
материального и социального
положения учащихся «группы риска»,
в первую очередь из малообеспеченных
семей, также их отношения со сверстниками,
учителями и родителями. Учителя
не обязаны стремиться устранять
причины бедности, девиантного или
делинквентного поведения своих
учеников, так же как и другие
симптомы их социального неблагополучия.
Социальный работник, посещая семьи
учащихся, зная положение ребенка
в школе и классе, его нужды
и беды, поощряет родителей максимально
использовать образовательные возможности
школы, например, возможность наладить
межличностные отношения в
Особую сложность для
социального работника могут
представлять случаи, когда учащийся
относится к категории
В должностные обязанности
социального работника, осуществляющего
свои функции в условиях массовой
общеобразовательной школы, входят
также забота о детях, окончательно
или временно исключенных из школы;
оказание помощи и поддержки родителям
при переводе ребенка в другое
учебное заведение, система образования
в котором в большей степени
соответствует его
Процесс профессионального функционирования специалиста по социальной работе состоит из нескольких этапов: изучение условий жизни учащихся – оформление социальных паспортов – формирование системы адресной социальной помощи нуждающимся в ней школьникам и координация усилий специалистов социальной сферы, причастных к решению проблем детей «группы риска».
Стоит отметить, что подобная деятельность в России осуществляется в основном лишь в школах инновационного типа, где ребенок является ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса и родители принимают активное участие в делах учебного заведения.
Свою специфику имеет социальная работа в системе начального и среднего профессионального образования. Социальный работник должен учитывать возрастные особенности своих клиентов (как правило, это подростки и молодежь в возрасте 15-19 лет); понимать и принимать их интересы и ценности; поддерживать стремление к самостоятельности, поиску и нахождению себя в сфере труда и, что самое главное, должен организовать помощь таким образом, чтобы учащиеся имели возможность найти социально приемлемые способы заработка денег на карманные расходы и оплату досуга, чтобы они знали свои права и обязанности и умели пользоваться теми социальными привилегиями, которые соответствуют их положению. При этом работа с семьей учащегося спецшколы, ПТУ, техникума по-прежнему рассматривается как опосредованная помощь подростку. Составление социального паспорта на каждого учащегося учебного заведения, изучение житейских проблем подростков, ориентация в ситуации на рынке труда, налаженная система профессионального взаимодействия со специалистами ряда социальных сфер – вот необходимые условия оказания адресной социальной помощи молодым людям, получающим начальное или среднее профессиональное образование.
Социальная работа в вузах
– еще одно из возможных направлений
профессионального
Как правило, студенты вузов из малообеспеченных семей пытаются «подрабатывать» в свободное от учебы время, а из обеспеченных – получать дополнительное образование. И тем и другим нужна поддержка. Организованный в вузе социально-психологический центр, поддерживающий связи с другими учебными заведениями, предприятиями и социальными организациями, может оказать существенную помощь молодым людям, желающим избавиться от нужды и самостоятельно зарабатывать. Социально-психологический центр может принимать заказы от предприятий и учреждений на проведение каких-либо исследований, выполнение определенных видов работ, предлагать студентам ряд вакантных должностей и рабочих мест в данном вузе и т.д.
В целях помощи студентам, проживающим в общежитиях, испытывающим лишения, унижения и многие другие неудобства, не умеющим воспользоваться своими правами и льготами, социальный работник формирует группу поддержки из студентов-старшекурсников. Кроме того, он оказывает помощь студенческим семьям.
Компетентный в работе
со студенческой молодежью специалист
расценивает профессиональную коммуникацию,
решая вопросы: что может послужить
условием, которое позволит студенту
проявить самостоятельность в добывании
средств для жизни и получения
образования социально
В вузах обучаются также молодые люди с ограниченными физическими возможностями, которым сложно занять свое место в сфере труда, дети-сироты, дети из многодетных семей, студенты, имеющие детей, и многие другие категории социально незащищенной молодежи. Помощь в виде разовых денежных выплат или вещевой гуманитарной поддержки не является выходом из положения. Существенную помощь может оказать социальный работник, информирующий студента о том, куда, к кому, каким образом можно обратиться, чтобы изменить свое незавидное положение, предложив свои услуги.
О возможностях своих клиентов социальный работник должен осведомиться при заполнении социального паспорта на каждого из них.
Особого внимания заслуживают студенты, демонстрирующие выдающиеся успехи в учебе, но не имеющие средств к продолжению образования, вынужденные, чтобы заработать себе на жизнь, переводиться на заочное или вечернее отделения, сужающие свои возможности, так как не в состоянии оплатить, например, курс иностранного языка, компьютерной грамотности и др. Они нуждаются в поддержке социального работника и в той помощи, которую он может оказать в соответствии с действующим законодательством.
Переживая период трансформации,
обновления, адаптации к новой
социальной практике, формирующейся
социальной культуре, социальное образование
оставалось не вполне эффективным. Причем
его неэффективность связана
как с несовершенством
Вполне определенно
Прежде чем обозначить
важнейшие подходы к пониманию
и решению данных групп вопросов
с позиций совершенствования
содержания и организации социального
образования, необходимо рассмотреть
его определение как явления
современной образовательной
Содержание и объем
понятия «социальное
Все это привело к тому, что под социальным образованием к исходу столетия стали понимать:
В узком смысле социальное
образование иногда сводят или к
социологическому (нередко к обществоведческому)
Если говорить об изменениях в содержании социального образования, то в главном они заключаются в следующем. Во-первых, конечно, это изменение содержания учебных планов и программ, составляющих основу подготовки и переподготовки специалистов в области социальных наук. В России эти изменения последнего десятилетия были связаны в основном с радикальным реформированием всех сторон жизни общества, сменой государственного строя, господствующей идеологии, а с другой – с массовым распространением зарубежной литературы по проблемам социального развития, а также признанием полипарадигмального статуса социальных наук, прежде всего социологии.
Нельзя не отметить в этой связи и саморазвития социальных наук, их интеграции и дифференциации, трансформации в связи со сменой, эволюцией научных картин мира и способов познания во второй половине текущего столетия. Показательным в данном плане следует считать и гуманизацию социальных наук, сближение наук о человеке и обществе.
Это сближение вместе с
тем оказалось многократно
В результате существенно изменилось содержание классических социальных дисциплин, наук о человеке и обществе, прежде всего социологии, психологии, истории, политологии и др. Возникли новые социальные науки, отражающие как тенденцию углубления, дифференциации социального знания, так и его интеграцию, взаимодействия смежных научных дисциплин. Так, возникли теория и методика социальной работы, конфликтология, валеология, социальная психология, этнопсихология, социальная история, социальная экология, этнология, социогенетика, социальная антропология и др.
Еще одним направлением эволюции,
совершенствования содержания социального
образования является дифференциация
общего социального образования
в зависимости от сферы деятельности,
где предстоит работать специалисту
(например, образование, медицина, управление,
журналистика, энергетика, промышленность,
сельское хозяйство, финансы и др.).
Все более глубокая и детальная
«привязка» общего социального образования
к сфере деятельности, где предстоит
работать специалисту, связана как
с усложнением общества и человека
в целом, форм социальности, так и
с растущим разнообразием, а также
универсализацией организационных
основ осуществления