Социальная работа в системе образования: тенденции, проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – определить основные тенденции, проблемы и перспективы развития социальной работы в системе образования.

В данной работе поставлены следующие задачи:
образовательное пространство как сфера социальной работы;
роль и место социального работника в образовании;
проблемы содержания социального образования;
организационные аспекты социального образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...............3
ГЛАВА I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СФЕРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, РОЛЬ И МЕСТО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В НЁМ…………………………………………………………….5
Образовательное пространство как сфера социальной работы……...5
Роль и место социального работника в образовании………………...8
Проблемы содержания социального образования…………………..14
Организационные аспекты социального образования……………...20
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ……..24
Особенности, формы и методы социальной работы………………..24
Учреждения социальной профилактики и реабилитации детей и подростков……………………………………………………………..34
Социальный работник и социальный педагог: сущность и различия………………………………………………………………. 35
Заключение………………………………………………………………………41
Список использованной литературы…………………………………...........44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая раб., Чекмарева Н.В..docx

— 96.79 Кб (Скачать файл)

Эти специализированные программы  в содержательном плане испытывают влияние трех групп факторов. Во-первых, конечно, это потребности практики, та проблематика, которая является предметом забот современного общества в целом и в каждой стране в  отдельности, в том числе и  в России. Здесь серьезное значение имеет и специфика регионов, те проблемы, которые им приходится решать в плане обеспечения социальной защиты населения. Во-вторых, на них  оказывают влияние предпочтения, симпатии, (антипатии) преподавательского корпуса, его подготовленность, научные  интересы. В-третьих, на выбор моделей  подготовки социальных работников, на формирование программ их обучения, повышения квалификации влияет развитие теорий социальной работы7.

Все это в полной мере относится и к сфере управления, эффективность которого в последние  годы в нашей стране стала заметно  падать. Реформирование общества в  России потребовало конкретного  изменения содержания подготовки и  переподготовки кадров управленцев  всех уровней. Это связано прежде всего с уходом от практики преимущественно  директивного, командного управления, соответствующего ему регулирования  социальных процессов в обществе.

В данном плане Россия сегодня  переживает настоящую революцию, переход  на новые принципы управления, а  также обеспечивающие его образовательные  и экспертно-аналитические программы. При этом центральной программой становится поиск адекватных типов  социокультурного развития российского  общества, программ обучения менеджеров, способных эффективно управлять, понимать, что происходит в России.

К сожалению, как и во многих других направлениях реформирования российского  общества, эта работа ведется преимущественно  по западному образцу. Понимание  данной проблемы, конечно, есть, но адекватных действий пока не происходит в силу доминирующего влияния в стране западно-ориентированных политиков  и финансистов.

Последнее имеет прямое отношение  к четвертому направлению модернизации социального образования в современной  России – обновлению массового социального  просвещения, социального воспитания широких масс. В условиях, когда  оказалось разрушенным политическое и экономическое просвещение  через систему общества «Знание», советскую и партийную учебу, содержание которых было продиктовано ценностями и практикой управления советского строя, потребовалось определить новое содержание массового экономического, политического и социокультурного просвещения, обеспечить преемственность его содержания.

Главное, что сейчас требуется  от массового социального просвещения, сводится, во-первых, к достоверному информированию людей о реальных масштабах социальных проблем и  путях их решения в каждом поселении, районе, области, крае. Во-вторых, узловое  значение имеет просвещение людей  в области социального права  федерального и регионального уровней. В-третьих, существенно важно информирование населения о работе системы учреждений управления и социальной защиты каждого  района, поселения, области, края, республики. В-четвертых, фундаментальное значение приобрела подготовка людей к  социальной самозащите, обучение основам  сохранения, безопасности жизни. Наконец, в-пятых, как существенные для социального  просвещения сохраняются задачи массового воспитания патриотизма, любви к своей стране, ее народу, истории, культуре, языку, формирование социальных ориентаций, адекватных этим ценностям.

Пятое направление совершенствования  содержания социального образования  в современной России связано  с фундаментальными основами бытия  человека и общества, типами их жизнедеятельности, социальной культуры. Это в главном  связано с развитием представлений  о смысле жизни и справедливости, о социальных идеалах.

Например, система социального  образования в советское время  ориентировала обучающихся на справедливость социального равенства, на целесообразность вмешательства государства в  ограничение доходов граждан, на общественную собственность, коллективистские ценности. После 1991 года в стране формируется  иная идеология, которая все более  основательно закрепляется в программах обучения социальным наукам, в социальном образовании в целом. Она исходит  из того, что социальное неравенство  естественно и справедливо, оно  должно стимулировать жизненную  активность, предприимчивость. При  этом государство не должно вмешиваться в доходы богатых граждан, ограничивать их. Святым признается право частной собственности, приоритет индивидуально-личностных интересов и ценностей.

Необходимо в этих взаимоисключающих  подходах выделить то ценное истинное, сто содержится в каждом из них, сохранять  преемственность в развитии общества и человека. В этом заключается  одна из основных задач модернизации социального образования, повышения  уровня его культуры.

 

  1. Организационные аспекты социального образования

 

Главной организационной  основой модернизации образования  вообще и социального образования  в частности являются новые государственные  образовательные стандарты высшего  профессионального образования. Они  определяют фундамент оценки качества, основные требования к содержанию и  реализации образовательных программ. С середины 90-х годов в России началась разработка и внедрение  новых стандартов, их адаптация к  национально-региональным условиям различных  территорий страны. Причем эта работа ведется в контексте становления  многоуровнего образования, что  в полной мере относится и к  социальному образованию во всех его составляющих. Тем самым организационная  и содержательная работы оказываются  взаимосвязанными.

Взаимозависимость трансформации  содержания и организации социального  образования особенно сильно обозначилась в 90-е годы в России в связи  с массовым развитием инновационных  учреждений образования и образовательной  практики, эволюцией полисубъектности образования. Новые формы организации  образования, как правило, базируются на инновационных программах, новых  технологиях обучения, что, конечно, масштабно дифференцирует социальное образование содержательно. Это далеко не всегда благоприятно сказывается на качестве знаний, соответствует базовым стандартам, их национально-региональной модификации.

В организационном плане  введение национально-региональных компонентов  стандартов также органично связано  с усилением разнообразия содержания образования, особенно по дисциплинам  социогуманитарного цикла. В этом смысле содержание социального образования  сегодня, сохраняя базовые требования, наиболее сильно дифференцируется по регионам. Оно объективно развивается  в контексте формирования концепций  и программ национального образования, развития национальных школ. В этом смысле особенно сложным и важным является формирование национально-региональных компонентов и в целом концепции  регионально-специфического социального  образования.

Еще одним организационным  основанием развития социального образования  в стране является существование  профильных учреждений, выполняющих  соответствующие образовательные  функции. В этом смысле развитие социального  образования в России сегодня  опирается на систему профильных средних и высших учебных заведений, а также учреждений начального профессионального  образования, готовящих кадры для  учреждения социальной сферы и управления, специалистов в области социальных наук.

Принципиально важно и  то, что в структуре целого ряда вузов увеличилось количество факультетов  и отделений, ведущих подготовку кадров для учреждений социальной сферы, готовящих социальных работников, социологов, психологов, социальных педагогов, валеологов, менеджеров, госслужащих. К середине 90-х годов в вузах страны функционировало  уже более 60 факультетов и отделений, где на госбюджетной основе готовились социальные работники, социальные педагоги, валеологи. Также масштабно увеличилось количество факультетов и отделений психологии, экономики и права8.

Эти новые организационные  структуры социального образования  в содержательном плане на первых ступенях своего развития чаще всего  испытывали и испытывают серьезные  трудности. Особенно это касается тех  из них, что были открыты в некоторых  технических вузах, не располагающих  квалифицированными преподавателями  данного профиля. В случае сохранения такой ситуации на длительный период они могут не пройти аттестации и  будут закрыты.

Очевидно, однако, и то, что  даже в условиях слабой обеспеченности кадрами, научной и методической литературой новые подразделения  вузов социогуманитарного профиля, безусловно, играют положительную роль, ибо закладывают традиции, основания  для развития социального образования  в регионах страны. Опыт последних  лет показывает, что наиболее удачно эта работа ведется в классических университетах, педагогических и медицинских  вузах.

В организационном плане  для социального образования  России последнего десятилетия характерно и то, что здесь возникло большое  количество кафедр и учебных лабораторий, центров, призванных обеспечивать общее (непрофессиональное) социальное образование. Главным образом этим занимаются кафедры философии, культурологи, социологии, политологии, психологии, истории, основ  права, социальной и экономической  статистики, основ экономики и  самоуправления. Решая проблемы повышения  общей культуры будущих специалистов различного профиля, повышения их культуры социального мышления и самоорганизации, управленческой деятельности, гуманизации  образования, эти кафедры составляют организационную основу общего (непрофессионального) социального образования.

В организационном плане  нельзя не отметить значительного увеличения количества субъектов социального  образования вне традиционных форм его осуществления. Это связано  с вторжением в сферу образовательной  деятельности различных фирм, СМИ, общественных организаций, обществ, объединений  и отдельных граждан, других государств, что значительно расширяет круг традиционных учреждений образования, создает принципиально новую  ситуацию в стране.

В российском образовании  сейчас налицо ситуация, когда государство  в значительной мере потеряло контроль над образовательными процессами в  обществе, во многом разрушенным оказалось  образовательное пространство России как суверенного государства. В  стране осуществляются образовательно-воспитательные программы ряда тоталитарных сект, чуждых культуре народов России, образовательные  проекты других государств, также  далеко не всегда учитывающие интересы нашего государства и народа и  не контролируемые государственными органами управления образованием.

Нельзя не сказать и  о низкопробных программах развлекательного характера. Полностью бесконтрольными  в этом плане оказались радио, телевидение, пресса, книгоиздание. Национально-государственная  политика в этой сфере настолько  слаба и неэффективна, что говорить о каком-то ее влиянии пока просто бессмысленно. Она никоим образом  не управляет социальным образованием и воспитанием, что опасно самыми серьезными разрушительными последствиями  как для государства, так и  для населения, в особенности  того, которое составляет основу социокультурного развития страны.

Таким образом, содержание и  организация социального образования  в современной России переживают противоречивый процесс обновления и преодоления кризиса, созидания  нового и сохранения лучших традиций старого опыта, поиска оптимальных  технологий. Социальное образование  активно участвует в формировании новой культуры, социальной жизни, являясь  ее составной частью.

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    1. Особенности, формы и методы социальной работы в школе

 

Способность общества обеспечить полноценное  образование для всех детей – показатель социального здоровья самого общества и необходимое условие его устойчивого развития. В меняющихся условиях современного российского общества только основательное образование позволяет человеку обеспечивать свое существование и осуществлять социально-бытовые, профессионально-трудовые и общественные функции. Человек, лишенный сегодня возможности получить полноценное образование (начальное, среднее, профессиональное), завтра может стать балластом общества, пополнив ряды тех, кто не способен обеспечить себя сам. Фактически уже сегодня готовится постоянное увеличение рядов вторично и функционально неграмотных людей, снижающих адаптивный потенциал общества, нуждающихся в постоянной поддержке и социальной помощи. Нельзя не учитывать, что это слой активно-требовательный, агрессивный, разрушающий нормы социального поведения. Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе9:

  • проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб – детей-инвалидов с сохраненным интеллектом, детей-сирот, детей из многодетных и социально неблагополучных семей. Приоритеты социальной поддержки этих групп очерчены достаточно четко: прежде всего социально-бытовая материальная помощь, обеспечение витальных потребностей и решение сегодняшних проблем;
  • проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых и практически не решаемых социальных проблем. Причем речь идет не о детях с отклонениями в развитии, нуждающихся в специальном обучении, а об учениках массовой школы с сохраненным интеллектом, испытывающих тем не менее трудности с начальным обучением, которые накапливаются год от года и приводят к неуспеваемости, ухудшению состояния здоровья, нарушению психологической и социальной адаптации. Такие дети бросают школу, не получив даже начального образования. Они не могут учиться в средней школе из-за вторичной неграмотности и составляют группу риска по девиантному поведению со всеми вытекающими отсюда последствиями. К ним же относятся и те, кто, даже получив профессиональное образование, остаются функционально неграмотными.

Информация о работе Социальная работа в системе образования: тенденции, проблемы и перспективы развития