Социальная работа в системе образования: тенденции, проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – определить основные тенденции, проблемы и перспективы развития социальной работы в системе образования.

В данной работе поставлены следующие задачи:
образовательное пространство как сфера социальной работы;
роль и место социального работника в образовании;
проблемы содержания социального образования;
организационные аспекты социального образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...............3
ГЛАВА I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СФЕРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, РОЛЬ И МЕСТО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В НЁМ…………………………………………………………….5
Образовательное пространство как сфера социальной работы……...5
Роль и место социального работника в образовании………………...8
Проблемы содержания социального образования…………………..14
Организационные аспекты социального образования……………...20
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ……..24
Особенности, формы и методы социальной работы………………..24
Учреждения социальной профилактики и реабилитации детей и подростков……………………………………………………………..34
Социальный работник и социальный педагог: сущность и различия………………………………………………………………. 35
Заключение………………………………………………………………………41
Список использованной литературы…………………………………...........44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая раб., Чекмарева Н.В..docx

— 96.79 Кб (Скачать файл)

Стремление общества к демократизации и гуманистическому развитию, к экономической  и политической стабильности в стране выдвигает серьезную задачу по усилению и совершенствованию процесса социализации подрастающего поколения, социального  воспитания каждой конкретной личности. Введение в школах должности социального педагога – это шаг по пути практического решения указанной задачи.

Деятельность социального педагога-организатора направлена на создание условий, необходимых  для полноценной социализации конкретной личности.

В свете новой педагогической парадигмы  миссия социального педагога состоит  в том, чтобы защищать права и  свободы юного человека, создавать  соответствующие ситуации для осознания  им своих нужд, интересов, потребностей и ресурсов для их удовлетворения12.

Необходимо также назвать и  такие сферы социально-педагогической работы, которые оказывают влияние  на формирование социальной работы в  школе, хотя и не имеют прямых институционных контактов со школой. Это помощь семье со стороны молодежных ведомств (прежде всего это касается мероприятий, дополняющих воспитание в семье), работа с молодежью по месту жительства и воспитание в детских домах  и приютах.

Формы и методы школьной социальной работы:

  • групповая работа со школьниками вне занятий (включая помощь в выполнении школьных работ и предложений в области досуга);
  • предложения по организации занятий (например, игровые уроки, социальные опытные тренинги в процессе занятий и т.д.);
  • соучастие и творческое представление в социальной жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях);
  • работа с родителями, представление интересов родителей;
  • профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, помощь в смене профессии;
  • консультирование (в особенности, интегративные формы консультаций для школьников, родителей и учителей, консультирование учебных групп, работа с учителями в группах);
  • работа с организациями, планирование работы, сотрудничество в вопросах школьной политики);
  • супервизия;
  • научное обоснование, сопровождение и оценивание.

 

    1. Учреждения социальной профилактики и реабилитации детей и подростков

Указ Президента Российской Федерации № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» (от 6 сентября 1993 г.) направлен на активизацию деятельности государственных структур в сфере профилактики развития дезадаптационных процессов среди подростков. Для оказания помощи таким детям создаются специализированные учреждения по социальной реабилитации детей, утративших семейные связи, отказавшихся жить в интернатных учреждениях, оставшихся без попечения, постоянного места жительства, средств к существованию. К таким учреждениям относятся социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В России в 1996 г. насчитывалось около 450 специализированных учреждений социальной защиты подобного типа.

Правительством Российской Федерации  была разработана и утверждена целевая  программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 1997-1998 годы». В Москве принята городская программа «Дети улиц», в рамках которой совместно с Российским благотворительным фондом «Нет алкоголизму и наркомании» была разработана «Концепция реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска»13.

В связи с этим все большее  внимание уделяется развитию социальной работы в рамках системы образования, которая предусматривает защиту прав детства. Во многих регионах России уже сложились системы как  по выявлению детей, нуждающихся  в различных формах поддержки, так  и по формам оказания им непосредственной помощи.

Большое значение придается не только формам реабилитации, но и профилактике девиантного поведения детей  и подростков. Превентивные меры по локализации девиантных проблем  осуществляются через систему Психолого-медико-социальных центров. Деятельность ПМС-центров  направлена на раннее обнаружение детской  дезадаптации и девиации. Комплексный  подход к проблемам детей и  подростков предполагает такие виды поддержки, как психологическая  и медицинская.

Структура управления профилактики воспитательной деятельности предполагает следующие  последовательные действия ПМС-центров:

  • изучение и планирование объектов деятельности;
  • выдвижение целей и задач управления;
  • планирование деятельности;
  • организация деятельности и взаимодействие подсистем;
  • регулирование и корректировка планов деятельности;
  • контроль и учет достижений;
  • оценка и анализ итогов и результатов деятельности;
  • выдвижение новых целей и задач.

На схеме показаны основные социальные институты, с которыми взаимодействует  ПМС-центр по реализации профилактических задач.

 

 

 

 

Схема 7

 

 

 

 

 

    1. Социальный работник и социальный педагог: сущност<span class="List_0020Paragraph__Char" style

Информация о работе Социальная работа в системе образования: тенденции, проблемы и перспективы развития