Социальная работа с семьями имеющими девиантных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Изменения, происходящие в современном обществе, выдвинули целый ряд проблем; одной из которых является проблема воспитания девиантного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании и так далее, то есть прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Одной из главных задач для решения этой проблемы является социальная работа с семьями, имеющими трудного (или трудных детей) подростков. Необходимо определить насколько зависит появление девиации у ребенка от активности семьи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы социальной работы с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением……………………………………………………….....5
1.1Девиантное поведение в теории социальной работы……………………….5
1.2 Основные проблемы семей, влияющие на формирование отклонении от норм поведения у подростков. ………………………………………………….7
1.3 Характеристика направлений социальной работы с семьями, имеющими подростка с девиантным поведением………………………………………….9
2. Специфика социальной помощи семьям, имеющим трудных подростков……………………………………………………………………….………19
2.1 Обобщение российского опыта социальной работы с семьями, имеющими девиантного подростка…………………………………………………………19
2.2 Процесс социальной работы по реабилитации семей, неблагополучного ребенка…………………………………………………………………………...26
2.3 Анализ работы отечественных социальных служб по вопросу оказания помощи трудным подросткам, ……………………………………………….28
Заключение ……………………………………………………………………38
Список литературы…………………………………………………………….41
Приложение…………………………………………………………………….43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по теории.docx

— 181.94 Кб (Скачать файл)

    В своей работе специалисты за основу берут следующие принципы:

  • Необвинительность – вместо обличения, упреков, осуждений, даже вполне заслуженных – социальная защита, создание платформы для выхода их кризиса.
  • Индивидуальный подход – решение конкретных проблем конкретной семьи, конкретного подростка в реальных жизненных условиях и в местах их пребывания.
  • Плотный и постоянный контакт с семьей в течении длительного времени.
  • Доверительные отношения между специалистами по социальной работе и членами семьи.
  • Отношения с семьей строятся на деловой основе, как сотрудничество.

  Сотрудники подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних фиксируют, что несовершеннолетним, стоящим на учете, как правило, присущи следующие качества:

    • Отрицание ответственности – подросток рассматривает себя скорее как объект чьего-то воздействия, как жертву обстоятельств и этим подготавливает почву для отклонения от нормы, которую не отвергает. 38,5% подростков не думают об ответственности, 19,6% не подозревают, что за такие действия привлекаются к суду;
    • Отрицание причиненного вреда или ущерба. Например: хулиганство интерпретируется как озорство, угон автомобиля – как временное заимствование, драка – как выяснение отношений и т.д.;
    • Отрицание наличия жертвы – подросток ставит себя в положение мстителя, а жертва превращается в злодея.

    Специалисты выделяют три блока воздействия на девиантное поведение подростка:

  • Неблагополучные отношения между родителями
  • Распадающиеся семьи
  • Психологические проблемы, которые отражаются на детях и приводят к полной бесконтрольности

     По данным проводившихся исследований в «социальном реабилитационном центре для подростков с девиантным поведением» г. Саратова, плохие отношения между родителями в семьях, где проживали подростки, ставшие преступниками, встречались в 7–8 раз чаще, чем у подростков, не совершавших преступления.

      Накопленный опыт психолого-педагогической помощи семье и детям, работы с подростками данной категории дает возможность выделить несколько основных направлений:

  • выявление семей социального риска и организации социальной поддержки;
  • психологическое консультирование детей и родителей
  • оказание психолого-педагогической помощи в предотвращении кризисов развития подростков;
  • подбор и адаптация индивидуальных психологически-коррекционных программ;
  • психологическая реабилитация детей и подростков.

   Психологическая реабилитация детей и подростков подразумевает собой:

  • динамическая диагностика в ходе реабилитационных мер;
  • работа с родителями;
  • решение социальных проблем семьи и подростка;
  • организация совместно с комиссией по делам несовершеннолетних, инспекцией по делам несовершеннолетних экскурсий в следственный изолятор для несовершеннолетних преступников.11

      Незнание психологии подростков, отрицание их значимости приводит к самым неожиданным проявлениям в поведении, а иногда и к противоправным поступкам: уходу из дома, воровству, в том числе у родителей. Бродяжничеству, отказу от посещения школы, примыканию к негативно характеризующимся подростковыми группировками и т.д. 12

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что развитие личностных качеств и определенных особенностей поведения индивида обусловлено врожденными предпосылками; социальными условиями (особенностями взаимоотношений с родителями, окружающими взрослыми и сверстниками, содержанием деятельности); внутренней позицией самого индивида. Исходя из этих положений, развитие отклоняющегося поведения обусловливают такие разнообразные, но взаимосвязанные факторы, как: индивидный, действующий на уровне психобиологических предпосылок, социальный, определяющийся социально-экономическими условиями существования общества, психолого-педагогический, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания, социально-психологический, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия личности со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе, т.е. нарушения социализации.

     В 7 статье Конституции Российской Федерации говорится, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Она является основополагающей и определяет отношение государства и к семье, которая находится под его защитой так же, как и материнство, отцовство, детство.

Другим значительным нормативным  актом, регулирующим нормативно-правовые отношения в работе с семьей и детьми является Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В нем установлено правовое регулирование в области социального обслуживания населения, семьи и детей в частности. Закон определяет основные понятия социальной работы, указывает принципы, на которых оказывается социальная помощь, также в законе указаны основные права членов семьи на социальное обслуживание, указан перечень организаций работающих с семьей.Также большое значение в социальной поддержки семьи играют указы Президента, в которых рассмотрены конкретные вопросы социальной помощи семье. Например, Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». В нем вопросы выживания, защиты и развития детей признаны приоритетными.Другим таким актом является Указ Президента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». В нем установлено, что профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защищать их права должны комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, специальные службы органов социальной защиты населения. В нем сформирована социальная политика профилактики безнадзорности и социального сиротства.

     Также существует федеральная целевая программа «Социального обслуживания семьи и детей». Целью которой «явилось создание оптимальной системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, необходимых условий для ее эффективного функционирования.»

    В настоящее время происходит становление нормативно-правовой базы социального обслуживания семьи и детей. «Анализ состояния социальной службы помощи семье и детям показывает, что в последние годы отмечается понимание важности их роли в жизнедеятельности семьи. Основными ее задачами стали содействие повышению нравственного воспитательного потенциала, формирование здорового образа жизни семьи, решение проблем самообеспечения семьи, ее планирования».Одной из приоритетных задач является создание и укрепление специализированных учреждений, которые оказывают помощь семье, детям, подросткам.

     Педагоги совместно с социологами, психологами, медиками разработали теоретические основы (концепции девиантного поведения подростка, модели реабилитационной и коррекционной работы с правонарушителями несовершеннолетнего возраста), создали специальные системы мер по работе с подростками совершившими правонарушения и склонными к ним и их семьям. Вместе с тем, как отмечается во многих научных трудах, школа пока еще остается наиболее слабым звеном в этой системе в связи с приоритетом учебных задач при работе с детьми и их семьями в общеобразовательных учреждениях, с низкой доступностью конкретных технологий работы по предупреждению и коррекции девиантного поведения для практических работников, с отсутствием продуманной системы работы в большинстве образовательных учреждений. Помощь «трудным» детям, а также их семьям осуществляется преимущественно по личной инициативе педагогов. В большинстве случаев отсутствует систематичность и последовательность в реализации мер профилактики и реабилитации детей и подростков.13

     Непринятие коррекционных мер по отношению к подросткам, ведёт к развитию взрослой девиации. Как правило, отклонения в поведении взрослых вызвано нарушениями их развития как личности именно в детском периоде.Основное содержание социальной работы с подростками девиантного поведения должно включать в себя несколько направлений. Так, в интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральные идеалы, принципы, нормы поведения. Для этого можно использовать метод убеждения, реализуемый в таких формах, как исторические аналогии, библейские притчи, басни, пословицы, газетные и журнальные статьи, а также самоубеждение, предполагающее, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов.

   В мотивационной сфере необходимо обеспечить гармонию, разумное соотношение компонентов с тем, чтобы деформированная структура мотивационной сферы нормализовалась за счет устранения асоциальных мотивов, намерений и так далее. Важно обеспечить устойчивость положительных мотивационных состояний, их динамику в направлении совершенствования. С этой целью целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; стремление к идеалу и правдивости; нравственные установки; цели жизни; смысл жизни; отношение к своим обязанностям, потребность в «другом», в контакте с себе подобными.

   Новые мотивационные образования возникают не в процессе усвоения информации, а в результате переживания, или проживания (в общении, в совместной деятельности семьи).

    В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов. Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин их порождающих.

   В волевой сфере необходимо формировать нравственно-волевые устремления в реализации нравственных поступков. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения. Одной из эффективных форм их формирования является разновозрастная группа, руководителем которой становится подросток -правонарушитель.

    В сфере саморегуляции требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души; понимание морали. Одним из важнейших методов воздействия на сферу саморегуляции является метод коррекции, направленный на то, чтобы создать условия, при которых индивид внесет изменения в свое поведение, в отношении к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления собственного поступка с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности.

    Модификация этого метода есть наиболее приемлемый путь к коррекции поведения у детей. Но коррекция невозможна без самокоррекции и помощи в этом родителей. Ребенок опираясь на родительский идеал, сложившиеся нормы, может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки, и это назвается саморегулированием.

     В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, проявление честного и добросовестного отношения к действительности; умение оценить нравственность поступков; умение оценить поведение современников с точки зрения моральных норм. Для формирования названных качеств рекомендуется, например, создавать условия для возникновения проблемной ситуации и тем самым создать возможность социальной пробы (испытания), как метода самовоспитания. В процессе включения в эти ситуации, у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование.

    В экзистенциальной сфере необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, самоконтроль, рефлексию и др. Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоконравственные установки, которые позже во взрослой жизни не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. Методом самовоспитания необходимых качеств экзистенциальной сферы является рефлексия, предполагающая не только познание человеком самого себя в определенной ситуации или в определенный период, но и выработку представлений об изменениях, которые могут произойти.Что касается взрослого человека, то он в меньшей степени подвержен коррекции. Отклоняющееся поведение у взрослых, как правило, обусловлено предшествующей чередой событий, которые длились не один год и в результате привели его к такому состоянию. У взрослых девиантов сформировалась собственная позиция по отношению к себе и окружающим и эту позицию очень трудно сломать.

     Люди с девиантным поведением должны попадать под социальную опеку. Очевидно, что использование уголовного наказания в отношении некоторых девиантов (наркоманов, проституток, алкоголиков и т.п.) теряет смысл, так как большинство из них больные люди и нуждаются в медицинской, психологической и социальной помощи. Серьёзной альтернативой разным формам противоправного и аморального поведения могут служить научные, технические и другие виды творчества.

Информация о работе Социальная работа с семьями имеющими девиантных подростков