Социальная работа с семьями имеющими девиантных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Изменения, происходящие в современном обществе, выдвинули целый ряд проблем; одной из которых является проблема воспитания девиантного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании и так далее, то есть прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Одной из главных задач для решения этой проблемы является социальная работа с семьями, имеющими трудного (или трудных детей) подростков. Необходимо определить насколько зависит появление девиации у ребенка от активности семьи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы социальной работы с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением……………………………………………………….....5
1.1Девиантное поведение в теории социальной работы……………………….5
1.2 Основные проблемы семей, влияющие на формирование отклонении от норм поведения у подростков. ………………………………………………….7
1.3 Характеристика направлений социальной работы с семьями, имеющими подростка с девиантным поведением………………………………………….9
2. Специфика социальной помощи семьям, имеющим трудных подростков……………………………………………………………………….………19
2.1 Обобщение российского опыта социальной работы с семьями, имеющими девиантного подростка…………………………………………………………19
2.2 Процесс социальной работы по реабилитации семей, неблагополучного ребенка…………………………………………………………………………...26
2.3 Анализ работы отечественных социальных служб по вопросу оказания помощи трудным подросткам, ……………………………………………….28
Заключение ……………………………………………………………………38
Список литературы…………………………………………………………….41
Приложение…………………………………………………………………….43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по теории.docx

— 181.94 Кб (Скачать файл)

     Исследование показало, что роль телевидения и СМИ играет первоочередную роль в становлении личности ребенка. Основной причиной этого можно назвать низкий уровень профессиональности родителей по организации досуга детей. При этом активное внедрение социальной рекламы, в профилактики поведения детей, дало бы превосходный результат.

      При работе с родителями важно учитывать степень заинтересованности самих родителей в предотвращении девиаций у своих детей. При недостаточной заинтересованности идет работа по мотивированию родителей для деятельности. Не малое внимание уделяется культурным традициям.

     Сам анализ исследования следует отнести к сбору наиболее важной информации. Важно суметь выявить причины и виды девиации подростка. От собранной информации зависят и методы работы с клиентом.

Мы также можем сделать  вывод о том, что многие родители, в силу своей занятости и других объективных причин, не достаточно внимания уделяют детям. Не ходят вместе гулять, не выезжают на отдых, не интересуются личными проблемами подростка, его переживаниями и многим другим. И отсюда масса свободного времени у ребенка, который не имея контроля со стороны родителей попадает под негативное влияние: окружающего общества, сверстников, местных авторитетов и т.п.

 
 

                                        

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Заключение

 

         Подросток строит свое поведение, основываясь на субъективной, подсознательной оценке происходящего вокруг. В большинстве случаев оно соответствует системе сложившихся межличностных отношений в семье. Однако не всегда поведение подростка разумно, с точки зрения родителей. Иногда дети из-за своеобразного и неполного понимания окружающего мира выбирают такие формы собственного поведения и воздействия на родителей, которые плохо влияют не только на их собственное развитие, но и на взаимоотношения в семье. Чаще всего это наблюдается в семьях с серьезными проблемами в отношениях, личностными отклонениями родителей, хотя и не обязательно. Подростки, не находя в «нормальном» репертуаре форм такого поведения, которое им помогло бы ощутить собственную значимость и любовь родителей. Многие отечественные исследователи отмечали, что семья является той микросредой, где ребенок получает чувственный опыт. Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в семье, что их любят, значимы они для родителей или нет, как они сами относятся к родителям. Осмысление, осознание себя в семье определяет его реакции на происходящее и, более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми. Это своеобразные сценарии, на основе которых подросток предвосхищает, как окружающие будут поступать с ним, интерпретирует, что чувствуют другие люди по отношению к нему.

Когда родители оказывают  ребенку  разумное доверие, воспитывают в  нем самостоятельную личность, тогда  он может свободно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, в меру самоуверенным, способным разобраться в различных общественных ситуациях.

 

 

     Специалист по социальной работе может помочь семье, в создании благоприятной микросреды, что бы ребенок мог получать необходимую дозу внимания со стороны родителей, в которой он так нуждается.

   Социальный работник при реализации своей деятельности, должен находить определенный индивидуальный подход к каждой семье, выстраивать доверительные отношения с членами семьи, устанавливать плотный и постоянный контакт с семьей в течении длительного времени, все это поможет специалисту в грамотном подходе к решению проблемы семьи с подростком - девиантом.

    В социальной работе с семьями, имеющими трудных подростков, специалисты выделяют ряд задач при работе с родителями:

  • осуществление информационно-просветительской работы с целью профилактики дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании;
  • осуществление профилактической работы с целью выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом;
  • осуществление комплексной коррекционной работы с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между ее членами и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании.

    Специалисты при работе с семьей, не могут выделить одну определенную задачу по осуществлению помощи в преодолении проблемы, самое эффективное решения осуществляется, когда специалист  берет за основу все задачи, так как они взаимодействуют друг с другом, при этом дают работе более углубленный характер.

Основой в социальная работе с семьями, имеющими трудных подростков заключается в том, чтобы проводить профилактическую работу с каждой молодой с семьей, по причинам растущей девиации , помогать членам семьи, выявить основные причины по которым, они упустили развитие девиантного поведения у собственного ребенка, а так же осуществление комплексной коррекционной работы с семьей.

     

     

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Список литературы

 
1. Антонова Л.Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен Л.Н.Антонова – М.: Педагогика , 2010. 36 с.

2. Белов В.Г. Концепция психолого - акмеологического сопровождения подростков с деликвидным поведением//Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта/ – М.: 2008. № 5 с. 11–17.

3. Белов В.Г. Проблемная семья как предиктор девиантного поведения у подростков. / В.Г. Белов  //  Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы – М.: 2010. - №2. с. 43–46.

4. Бочаров В.В. Особенности реакции эмансипации подростков, злоупотребляющих наркотическими веществами / В.В. Бочаров  // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12, психология, социология, педагогика – М.: 2010. – с. 116–124.

6. Дернова-Ярмоленко А.А. Воспитание дошкольника /А.А Дернова-Ярмоленко //  2-е издание библиотеки журнала «Гигиена и Здоровье» – М.: 2007 . с. 34-45.

7. Зозырева Э.А. Как определить подростков группы риска. Профессиональное образование  / Э.А Зозырева  // – М.: Столица – 2010. – №10. – С. 40–41.

8. Калашкова Г.А. Социально-педагогическое сопровождение подростков девиантного поведения Г.А  Калашкова. Социальная педагогика – 2010. -№2, http: // www.menobr.ru  ( Дата обращения 12.03.2013г.)

9. Качанова О.Б. Роль семьи и личностных особенностей подростков в генезисе девиантного поведения. //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта/ – М.: – 2007. – №5. –  с. 33-38.

10. Курсоносова Л.И. Опыт работы с неблагополучными семьями и подростками с девиантным поведением /Л.И Курсоносова – Питер: 2008. -№5. – 79с. 

11. Лемиш Д.В. Влияние телевидения на развитие детей Д.В. Лемиш – М.: Поколение, – 2010 . –30 с.

12. Макаренко А.С. Семья и воспитание детей: Учебное пособие / А.С.  Макаренко– М.: Педагогика, - 2011. –160 с.

13. Леонова И.В. Подготовка социальных педагогов к работе с девиантным поведением виктимных детей / И.В.Леонова  //  Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» – М.: 2009. – №2 – http: // www. studyspace.ru ( Дата обращения 12.04.2013г.)

14. Николаева Н.В. Игровые технологии при обучении детей с девиантным поведением /Н.В. Николаева – М.: Среднее профессиональное образование, – 2010. –№10. –124 с. 

15. Николаева Н.В. Научный анализ проблемы девиантного поведения детей. /Н.В.Николаева  М.: – Среднее профессиональное образование, – 2010– 142 с.

16.Новичкова Н.Г. Анализ работы отечественных социальных служб по вопросу оказания помощи трудным подростками их семьям / Н.Г. Новичкова  //  Сибирский педагогический журнал – М.: – 2009. – №7. с. 121–135.

17. Чибышева У.Б.  Проектная деятельность «Семьи» У.Б. Чибышева – 2012. – http: // www.bibliofond.ru ( Дата обращения 21.04.2013г.)

18. Шульга Т.И. Технологии оказания помощи подросткам с девиантным поведением/ Т.И Шульга – М.: Социальная педагогика – 2010. – №3. –  121 с.

20. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков /Л.Б.  Шнейдер// Академический проект – 2012. –http: // www.allbest.ru ( Дата обращения 11.03.2013г.)

 

 

 

 

 

 

                                             

                                               

 

                                     Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Анкета 

1.Считете ли ВЫ, что  в вашей семье присутствует  взаимопонимание друг друга:

а) «нет»

б) «да»

2.Какие общие интересы, объединяют Вас с ребенком?

а) чтение  книг;

б) походы в кино;

в) просмотр телевизора;

г) выезды на природу;

д) радиотехника;

ж) спорт, туризм.

3.Считаете ли Вы, что  знаете интересы своего ребенка?

а) »да»

б) »нет»

4.На сколько, по Вашему  мнению, можно оценить успеваемость, своего ребенка?

а)  отлично;

б) хорошо;

в) удовлетворительно;

г) плохо;

5.Чем интересуется ребенок  в свободное время, по Вашему  мнению?

а) просмотр телевизора и компьютерные игры;

б) чтение книг;

в) прогулки с друзьями на улице;

г) занятие спортом;

д) музыка;

е) рисование;

6.Разговариваете ли Вы со своим ребенком «по душам»?

а) «да»

б) «нет»

7.Какое количество времени, Вы уделяемое своему ребенку в день?

а) 1 - 2 часа;

б) 3 – 4 часа;

в) 5 – 6 часов.

8. Занимаетесь, ли Вы  проверкой наличия домашнего задания у ребенка?

а) «да»

б) « нет»

9. Считаете, ли Вы , что Ваш ребенок может быть причастен к какой либо молодежной субкультуре?

а) «да»

б) «нет»

10. Какие, на Ваш взгляд, могут быть вредные привычки у вашего ребенка?

а) игровая зависимость;

б) курение;

в) употребление спиртного;

г) другое;

ж) отсутствие вредных привычек;

11. Был, ли место в  вашей семье тот факт, когда  ребенок сбегал из дома?

а) «да»

б) «нет»

12. Как Вы оцениваете, преодоление  вашего ребенка, возрастного кризиса?

а) успешно;

б) наличие больших трудностей в адаптации к обществу.

13.Самый распространенный  возраст родителей школьников?

А) 25 – 30

Б) 31 – 45

В) 46 – 50

14.Какой из перечисленных состав семьи,  присущий именно Вашей?

а) оба родителя и ребенок;

б) оба родителя  и несколько  детей;

в) один родитель и ребенок;

г) один родитель и несколько детей;

д) другое.

1 Белов В.Г. Проблемная семья как предиктор девиантного поведения у подростков. / В.Г. Белов  //  Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы – М.: 2010. - №2. с. 43–46.

2 Бочаров В.В. Особенности реакции эмансипации подростков, злоупотребляющих наркотическими веществами / В.В. Бочаров  // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12, психология, социология, педагогика – М.: 2010. – с. 116–124.

3 Зозырева Э.А. Как определить подростков группы риска. Профессиональное образование  / Э.А Зозырева  // – М.: Столица – 2010. – №10. – С. 40–41.

 

4 Николаева Н.В. Научный анализ проблемы девиантного поведения детей. /Н.В.Николаева  М.: – Среднее профессиональное образование, – 2010– 142 с.

 

5 Шульга Т.И. Технологии оказания помощи подросткам с девиантным поведением/ Т.И  Шульга – М.:  – Социальная педагогика – 2010. – №3. –  121 с.

6 Качанова О.Б. Роль семьи и личностных особенностей подростков в генезисе девиантного поведения. //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта/ – М.: – 2007. – №5. –  с. 33-38.

7 Курсоносова Л.И. Опыт работы с неблагополучными семьями и подростками с девиантным поведением /Л.И Курсоносова – Питер: 2008. -№5. – 79с. 

8 Антонова Л.Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен Л.Н.Антонова – М.: Педагогика , 2010. 36 с.

9 Калашкова Г.А. Социально-педагогическое сопровождение подростков девиантного поведения Г.А  Калашкова. Социальная педагогика – 2010. -№2, http: // www.menobr.ru  ( Дата обращения 12.03.2013г.)

10 Леонова И.В. Подготовка социальных педагогов к работе с девиантным поведением виктимных детей / И.В.Леонова  //  Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» – М.: 2009. – №2 – http: // www.  studyspace.ru ( Дата обращения 12.04.2013г.)

Информация о работе Социальная работа с семьями имеющими девиантных подростков