Социальная работа с семьями имеющими девиантных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Изменения, происходящие в современном обществе, выдвинули целый ряд проблем; одной из которых является проблема воспитания девиантного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании и так далее, то есть прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Одной из главных задач для решения этой проблемы является социальная работа с семьями, имеющими трудного (или трудных детей) подростков. Необходимо определить насколько зависит появление девиации у ребенка от активности семьи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы социальной работы с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением……………………………………………………….....5
1.1Девиантное поведение в теории социальной работы……………………….5
1.2 Основные проблемы семей, влияющие на формирование отклонении от норм поведения у подростков. ………………………………………………….7
1.3 Характеристика направлений социальной работы с семьями, имеющими подростка с девиантным поведением………………………………………….9
2. Специфика социальной помощи семьям, имеющим трудных подростков……………………………………………………………………….………19
2.1 Обобщение российского опыта социальной работы с семьями, имеющими девиантного подростка…………………………………………………………19
2.2 Процесс социальной работы по реабилитации семей, неблагополучного ребенка…………………………………………………………………………...26
2.3 Анализ работы отечественных социальных служб по вопросу оказания помощи трудным подросткам, ……………………………………………….28
Заключение ……………………………………………………………………38
Список литературы…………………………………………………………….41
Приложение…………………………………………………………………….43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по теории.docx

— 181.94 Кб (Скачать файл)

    В современных условиях особенно остро возникает вопрос о формировании у подрастающего поколения информационной культуры, которая позволит в определенной степени оградить молодежь от всеядности, научит избирательно подходить к информации, которую предлагают СМИ. Данная задача решается не только семьей, но и всеми образовательными учреждениями, обществом в целом и самими средствами массовой информации.18

 

2.2  Процесс социальной работы по реабилитации семей,  неблагополучного ребенка.

 

      Целью работы с родителями является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейшего фактора, вызывающего отклонения в поведении детей и подростков.

    Основными задачами работы с родителями, девиантного подростка являются:

  • осуществление информационно-просветительской работы с целью профилактики дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании;
  • осуществление профилактической работы с целью выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом;
  • осуществление комплексной коррекционной работы с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между ее членами и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании.

    Информационно-просветительская работа с родителями имеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков.

    Информационно-просветительская работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков. Формами такой работы могут быть лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (психологов, медиков, юристов и др.).

     Диагностическая работа с родителями. Целью здесь является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье.

     Диагностическая работа с родителями должна осуществляться с учетом следующих принципов:

  • полученная в результате диагностики информация должна интерпретироваться квалифицированными специалистами;
  • полученная информация должна сохраняться в тайне от лиц, не участвующих в диагностическом процессе;
  • сообщение результатов диагностики должно проводиться индивидуально с учетом этических норм психодиагностического обследования.

    Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методом, сообщение же результатов диагностики осуществляется индивидуально. Можно порекомендовать тест-опросник родительского отношения, опросник "Измерение родительских установок и реакций", схему анализа особенностей и недостатков семейного воспитания.

     Коррекционная работа с семьей, имеющей ребенка с девиантным поведением.

    Формы проведения коррекционной работы весьма разнообразны: это и групповая семейная психотерапия (работа с группой родителей), и индивидуальная психотерапевтическая работа с отдельной семьей или ее членами, и совместная групповая психотерапия детей и родителей.

2.3 Анализ работы  отечественных социальных служб  по вопросу оказания помощи трудным подростками их семьям, путем анкетирования.

      По результатам анкетирования, проводимые различными социальными службами по реабилитации трудных подростков.19 В данной анкете (см. Приложение ) был задан ряд вопросов для выяснения влияния родителей на детей. Результаты анкетирования следующие:

    В большинстве случаев, опрошенные родители считают, что в их семье есть взаимопонимание между родителями и детьми (90,6%). Другие (9,4%) отрицают наличие этого понимания.

Да – 90,6%

Нет – 9,4%

Рис. 1. Наличие взаимопонимания родителей и детей

    Родители напрямую влияют на ребенка через то, чему учат, что он слышит от них. Сознание ребенка формируется сознанием его родителей, в том числе и мысли, и оценочные суждения, и эмоции его родителей.

     По результатам выявления общих интересов у детей и родителей мы получили следующие данные: телевидению уделено больше всего внимания (68,75%), затем, более половины опрошенных, отметило совместные выезды на природу (56,25%), чтению книг и культурному развитию в виде посещения театров и кино не отведено внимания (0%), в виде своего варианта ответа, респонденты отметили занятия спортом (9,4%) и радиотехнику (3,1%).

 

Рис. 2. Наличие общих интересов родителей и детей

    Внимательно глядя в одну точку, ребенок испытывает неестественное напряжение неподвижности, которое позже компенсируется состоянием неестественного возбуждения. Дети, после просмотра телевизора не могут заниматься ничем определенным, склонны к агрессии, неупорядоченной разрядке накопленной и неизрасходованной активности, пребывают в плохом настроении или ведут себя вызывающе. Регулярный просмотр телевизора приводит к тому, что ребенок мыслит готовыми шаблонами. Ответы на вопросы взрослых дают поверхностные и стереотипные. Интерес к определенным занятиям, включая школьные предметы, неглубокий. Ребенок практически не читает, но ему нравится рассматривать картинки. Речь как способ общения остается примитивной, способность выделять главный смысл прочитанного текста снижается. В общении с людьми не ощущают дистанции, при этом не умеют вступать в глубокие личностные отношения; проявления чувств простые и имеют тенденцию к бесцеремонности; неспособны отвечать спокойным взглядом, вместо этого отвечают гримасами. В будущем стимулируется склонность к алкоголю, токсико- и наркомании, так как подросток привыкает получать впечатления и удовольствие ничего не делая, или прикладывая минимальные стандартные усилия.

     Из приведенного анкетирования примерно 2/3 родителей (81,25%) считают, что знают интересы ребенка, другие (18,75%) не знают интересов своего ребенка.

     Знание круга лиц окружающих собственное чадо, зачастую помогает родителям более внимательно делать выводы о степени нормальности. Большинство родителей оценивают успеваемость своего ребенка как:

удовлетворительно – 68,75%.

хорошо – 18,75%.

плохо – 6,25%.

отлично – 6,25%.

    По данным проводимого исследования, было выявлена явная закономерность, а именно: успеваемость прямо пропорциональна общего времени проведения родителей и детей. Родители, давшие ответ на второй вопрос, «просмотр телевизора», совпало в процентном содержании с удовлетворительной успеваемостью. По уже приведенным ранее данным, социальными службами был выявлен тот факт, что негативное влияние телевизора на успеваемость подтвердилось.

   При выявлении интересов подростков, по мнению родителей, телевидение, компьютерные игры и прогулки с друзьями на улице оказываются в «лидерах» увлечений (62,5%); немного меньший интерес уделяется спорту (31,25%); четверть подростков проявляет интерес к музыке (25%); чтению книг, по данным анкет, уделяет внимание 12,5% подростков, рисование же увлечение 6,25% опрошенных.

  

 

Рис.3 Выявление интересов  подростков.

  

         В любом обществе находятся  люди, предпочитающие «убегать»  от проблем, а компьютерные игры, особенно ролевые, являются одним из способов так называемой «аддиктивной реализации», то есть ухода от реальности. «Выныривая» из виртуального мира в реальный, дети и подростки испытывают дискомфорт, ощущают себя маленьким, слабым и беззащитным в агрессивной среде. И желают как можно скорее вернуться туда, где он победитель. Их компьютерный герой и весь виртуальный мир позволяют удовлетворить те потребности, которые не удовлетворены в реальной жизни.

       Таким образом, основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков можно считать недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми. Несмотря на то что уровень интереса подростка компьютерными играми и телевидением так же высок как и проведение времени с друзьями, не стоит забывать о чувстве коллективизма подростка, его стремлению внедриться в круг лиц с такими же интересами и потребностями.

        При проведении анализа разговоров родителей и детей «по душам» подавляющее большинство разговаривает со своими детьми (81,25%); остальные (18,75%) не общаются с родителями на сокровенные темы.

    В подавляющем большинстве случаев родители выполняют коммуникативное взаимодействие с ребенком, тем самым решая некоторые психологические проблемы. Сама беседа родителя и ребенка, как педагогический процесс, способствует снижению риска отклонения у подростка, т. к. подросток не перестает признавать авторитета родителя в виду воздействия на него силой слова.

      При подведении итогов по вопросу проводимого времени с детьми, получили следующие результаты: 3–4 часа с детьми проводят большинство опрошенных (87,5%); меньшее количество респондентов (12,5%) проводят с детьми 5–6 часов; иных вариантов опрошенные не дали.

    Количество времени, уделяемое подростку очень важно. Время, уделяемое на воспитание подростка родителями и друзьями, может по-разному влиять на становление и развитие личности. Следует так же помнить, то что мнение о подростке сверстников гораздо более значимо, чем мнение родителей.

    Из приведенных ответов (56,25%) проверяют подготовку ребенка к домашнему заданию, остальные (43,75%) не проверяют подготовку своих детей.

   Проверка домашних заданий выступает как мера контроля за ребенком. Существует и другая сторона: чрезмерный контроль за ребенком побуждает его к различным видам отклонения в целях отстаивания своей индивидуальности.

    Анализируя ответы родителей, на причастность ребенка молодежной субкультуры абсолютно все родители отрицают данную причастность.

«да» – 0%.

«нет» – 100%.

     При анализе ответов о вредных привычках подростков нами было выявлено два типа ответов:

  • игровая зависимость (6,25%)
  • отсутствие вредных привычек (93,75%).
  • вредных привычек нет – 93,75%.
  • игровая зависимость – 6,25%.
  • курение – 0%.
  • употребление спиртного – 0%.
  • другое – 0%.

    Не смотря на то, что родители отмечают основными интересами своих детей компьютерные игры, просмотр телевидения и прогулкам на улице. Только 6,25% осознаю всю полноту отклонения ребенка выражающегося в игровой (компьютерной) зависимости (вопросы: 2 и 5). Исходя из этого можно сделать вывод он недостаточном влиянии, родителей на подростков, о не готовности что-то менять в воспитании ребенка.

    При выявлении «побегов» из дома подростков все респонденты отрицают данное явление (100%).

«да» – 0%.

«нет» – 100%.

     По данным анкетирования вопроса №12 (см. приложение) можно сделать вывод о том, что все дети опрошенных родителей успешно преодолели возрастной кризис.

     При определении возраста родителей школьника, мы выявили следующие возрастные группы:

  • 25–30 – 0%.
  • 31–45 – 81,25%.
  • 46–50 – 18,75%.

    В современном обществе возраст родителей школьников подросткового возраста находится преимущественно в рамках «31–45 лет». Данный возраст родителей свидетельствует о достаточно хорошем уровне интеллектуального потенциала. Тем самым говоря о высоком уровне воспитания ребенка.

 
Рис.3 Возрастные категории родителей  школьников.

 

При определении состава  семьи мы имеем следующие данные:

  • оба родителя и ребенок – 43,75%.
  • оба родителя и несколько детей – 43,75%.
  • один родитель и ребенок – 6,25%.
  • один родитель и несколько детей – 6,25%.
  • другое – 0%.

    Данные четырнадцатого вопроса показали, что в исследовании большинство семей принимавших участие состоит из двух родителей, что благоприятно сказывается на воспитании и становлении личности ребенка. Однако в случаях когда воспитанием детей занимается один родитель, и в случае, когда и ребенок в семье один, воспитание проходит успешно. Наличие нескольких детей в семье, в процессе социализации подростка может сказываться как положительно, когда родителями осуществляется регулирование отношений в семье, так и отрицательно – когда регулирование отсутствует.

   В основе работы с семьей, для предотвращения девиантного поведения детей, лежит законодательная база РФ, включающая в себя различные нормативные акты, постановления правительства, федеральные программы и Конституция. Специалисты в данной области обязаны соблюдать принцип легитимности. Благодаря широкой законодательной базе, специалисты подходят к работе с семьей профессионально.

    Основным рычагом профилактики детей и подростков, по преодолению отклонений, выступает семья. Корни порока идут из семьи, и только сама семья способна исправить данные пороки ребенка. При этом существует ряд причин возникновения этих пороков. В России же основными причинами можно назвать: экономические и культурные.

Информация о работе Социальная работа с семьями имеющими девиантных подростков