Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 10:59, курсовая работа
Маргинал, просто говоря,— «промежуточный» человек. Маргинальность
(позднелат. marginalis - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, "пограничность" положения человека меж какими-или социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику.
Введение
1. Понятие «маргинальность»
2. Роль маргиналов в формировании социальной структуры русского общества
Заключение
перечень литературы
«Социальная роль маргиналов в формировании социальной структуры»
Волгоград 2004
Содержание
Введение
1. Понятие «маргинальность»
2. Роль маргиналов
в формировании социальной
Заключение
перечень литературы
Введение
Понятие маргинальности
служит для обозначения пограничности,
периферийности либо промежуточности
по отношению к каким или
Маргинальный человек (от лат.Margo – край) - человек:
- находящийся на
границе разных социальных
- испытывающий
влияние их противоречащих
Маргинал, просто говоря,—
«промежуточный» человек. Маргинальность
(позднелат. marginalis - находящийся на краю)
- социологическое понятие, обозначающее
промежуточность, "пограничность"
положения человека меж какими-или социальными
группами, что накладывает определенный
отпечаток на его психику.
Классическая, так
сказать, эталонная фигура маргинала
— человек, пришедший из села в
город в поисках работы: уже
не крестьянин, еще не рабочий; нормы
деревенской подкультуры уже
подорваны, городская подкультура
еще не усвоена. Основной признак
маргинализации — разрыв социальных
связей, причем в «классическом» случае
последовательно рвутся экономические,
социальные и духовные связи. При
включении маргинала в
В отличии от «классической»
возможна и обратная последовательность
маргинализации. Объективно все еще
оставаясь в рамках данного класса,
человек теряет его субъективные
признаки, психологически деклассируется.
Ведь деклассирование — понятие до этого
всего социально-психологическое, хотя
и имеющее под собой экономические предпосылки.
Действие этих обстоятельств не является
прямым и немедленным: объективно выброшенный
за пределы пролетариата безработный
на Западе не станет люмпеном, пока сохраняет
психологию класса и до этого всего его
трудовую мораль. У нас в стране нет безработицы,
но есть деклассированные представители
рабочих, колхозников интеллигенции, управленческого
аппарата. В чем их выделяющий признак?
до этого всего— в отсутствии собственного
рода профессионального кодекса чести.
специалист не унизится до отвратительного
выполнения собственного дела. Даже при
отсутствии материальных стимулов реальный
рабочий не сумеет работать плохо
— быстрее он откажется работать вообще!
Физическая невозможность халтурить различает
кадрового рабочего-специалиста (так же
как и крестьянина, и интеллигента) от
деклассированного бракодела и летуна.
В данной работе будет рассмотрена роль маргиналов в формировании социальной структуры общества.
1. Понятие «маргинальность»
Понятия "маргинальность",
"маргиналы" пришли из социологии
и политологии.
Они были введены в науку американским
социологом Р. Парком в 1928 г. И использовались
поначалу для обозначения вполне конкретной
этнокультурной ситуации при характеристике
"личности на рубеже культур"[1].
Маргинальность
в её обычной форме – это
утрата объективной принадлежности
к тому либо иному классу, сословию,
группе без последующего вхождения
в другую схожую общность. Основным
признаком маргинальности служит разрыв
связей (социальных, культурных, поселенческих)
с прежней средой. Равномерно значение
термина "маргинальность" стало
расширяться и сейчас оно служит
для обозначения пограничности,
периферийности либо промежуточности
по отношению к хоть каким социальным
общностям. Классический тип маргинала
– вчерашний крестьянин в городе
– уже не крестьянин и еще не
рабочий. При классическом (положительном)
варианте маргинальность равномерно преодолевается
методом включения маргиналов в
новенькую среду и приобретения
новейших черт. Другой вариант маргинализации
(нехороший) состоит в том, что
состояние переходности и периферийности
консервируется и сохраняется навечно,
а маргиналы несут в себе черты
деклассированного, люмпенского, паразитического
поведения. Такового рода маргинальность
объявлялась результатом
Применительно к
целям и задачкам исторического
анализа нужно учесть следующие
моменты. Во всяком обществе, в том
числе и русском, накануне и после
революции в силу объективных
и субъективных обстоятельств существовали
и воспроизводились маргинальные группы.
Маргинальность может быть естественной
и искусственно создаваемой и
поддерживаемой. О естественной маргинальности
следует говорить применительно
к действиям экономического, общественного
либо культурного характера, в силу
которых во всяком обществе имеется
свое "дно" в виде разорившихся
и опустившихся частей и групп, а
также антисоциальных частей – тех,
кого отвергает само общество. По другому
говоря, во всяком обществе, открытом либо
закрытом, стабильном либо переходном
имеются периферийные группы с относительно
схожими источниками
Другое дело, если
в обществе процесс переструктурирования
затягивается, а маргинальность становится
чрезвычайно массовым и длительным
социальным явлением. В этом случае
маргиналы получают черты социальной
стойкости, "зависают" на изломах
социальных структур. Это происходит,
как правило, в итоге сознательно
проводимой властью политики искусственной
маргинализации, то есть перевода в
периферийное, дискриминационное либо
ограничительное положение
К огорчению, тема "Маргинальность и маргинальные группы" применительно к русской истории ХХ века недостаточно разработана.
Следует до этого
всего выделить работы социологов,
в которых рассматриваются
1917 года в России сословной модели общества,
хотя и в новом, русском обличии.
В схожем же русле
написаны работы М. Восленского, посвященные
рассмотрению становления и развития
номенклатуры как особенного слоя.
Восленский прямо утверждает, что номенклатура
– продукт деклассированного общества
и номенклатура сама по сути является
маргинальной группой.
Ряд российских исследователей (Н. Иванова, В. Жир омская и др.), Анализируя соцструктуру начала века и послереволюционных лет, также приходят к выводам о том, что при описании модели структурных конфигураций и сдвигов без учета действий массовой маргинализации понять характер конфигураций социальной структуры нереально.
И. Павловой поставлен
вопрос о роли сталинских репрессий
в социальном преобразовании русского
общества. Исходя из масштабов и
последствий государственных
посреди западных
исследователей трудности следует
выделить переведенные и уникальные
работы Ш. Фитцпатрик, где ставятся
трудности связей рефеодализации и
маргинальности с состоянием общества
и сталинской политикой. В частности,
ею уделено особенное внимание осуществлению
сталинским режимом социальной политики
насильственного
В рамках исследования
отдельных маргинальных групп следует
отметить появление первых исследовательских
работ, посвященных "лишенцам" (А.
Добкин, М. Саламатова, Т. Славко, спецпереселенцам
(В. Земсков, Н.
Ивницкий, В. Данилов и др.), Заключенным
(В. Земсков, А. Гетти, Г.
Риттерспорн, В. Попов и др.). Для указанных
публикаций типично то, что в них центральное
место отводится анализу политики большевистского
режима в отношении маргинальных групп.
Отмечены и такие характеристики, как
численность: состав, территориальное
размещение указанных групп. Совместно
с тем социокультурные свойства (вид) данных
групп до сих пор остается еще на периферии
исследовательских интересов. Что касается
таковых категорий, как тылоополченцы
и ссыльные, то в настоящее время о них
имеется только несколько публикаций
автора книги.
2. Роль маргиналов
в формировании социальной
Социальную трансформацию общества сейчас характеризуют не лишь появление ранее не существовавших страт в системе стратификации - до этого всего класса больших и средних собственников, слоя "новейших бедных", маргиналов, безработных, но и соответствующая адаптация этих слоев ко вновь возникающим статусно-ролевым функциям, переориентация социальной и личной идентичности.
упор в различные годы делался на разных качествах структурного неравенства, на его углублении, на социальной поляризации и маргинализации общества, на интеграции и дезинтеграции общественного пространства; на проблемах формирования среднего класса; властных отношениях; автономии труда в социально-производственных структурах.
чтоб составить
довольно полное представление о
действиях, происходящих в социально-структурной
сфере русского общества, нужно разглядеть
тенденции и масштабы формирования
разных социальных частей, социальных
общностей, динамика которых детерминирована
качественными переменами в отношениях
принадлежности, власти, в уровне доходов
разных социальных групп и слоев,
законами структурной перестройки
хозяйства и занятости
Специфика русского
общества, не считая остального, состоит
в том, что процесс глобализации
накладывается на противоречивый процесс
трансформации, сопровождающийся углублением
общественного неравенства и
маргинализацией значимой части
населения. Неувязка углубления общественного
неравенства в мировой
Трансформация русского
общества с неизбежностью повлекла
за собой не лишь конфигурации в
социальной структуре, но и остро
поставила перед традиционными
общностями вопрос об осознании индивидуальной
и групповой социальной идентичности,
интеграции и дезинтеграции, месте
в социальной иерархии, солидарности,
уровне сплоченности, системе ценностей[2].
Маргинальность переживает сейчас очень
своеобразный момент : про- должая причислять
к её жертвам все нежелательные элементы,
общество чувствует, как подрываются изнутри
его глубинные устои, основательно рас-
шатанные экономическими действиями.
В тираж выходят сейчас не лишь чужие,
но и самые что ни на есть свои - те, кто
поражен поселившемся в нашем обществе
раком. Отверженность выступает как продукт
распада общества, пораженного кризисом.
Слово «маргинал» равномерно выходит
из употребления, так как мужчины и дамы,
живущие по ту сторону декорума ,не сами
делают это выбор - они незаметно вытесняются
в это состояние, так и не приобщившись
явным образом ни к одной из обычных категорий
отверженности.
Информация о работе Социальная роль маргиналов в формировании социальной структуры