Социальная роль маргиналов в формировании социальной структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 10:59, курсовая работа

Краткое описание

Маргинал, просто говоря,— «промежуточный» человек. Маргинальность
(позднелат. marginalis - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, "пограничность" положения человека меж какими-или социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику.

Содержание

Введение
1. Понятие «маргинальность»
2. Роль маргиналов в формировании социальной структуры русского общества
Заключение
перечень литературы

Вложенные файлы: 1 файл

маргиналы.docx

— 162.63 Кб (Скачать файл)

Несомненно, подобные процессы существовали всегда в истории. Глубокие взаимосвязи культур и обществ  современного мира, полиэтничность многих государств, сделали эти процессы явными и более значимыми в  социально-политическом смысле. Поскольку  конечной точкой «деформации культур» оказывается человек как личность, то одной из важнейших культурно-национальных и социально-психологических проблем современного мира оказывается расширяющаяся маргинализация личности.

 

 

1. Понятие маргинальности

 

История возникновения и  функционирования термина «маргинальность» чрезвычайно важна для его понимания. Она сравнительно коротка, но предельно насыщена разнонаправленными интеллектуальными поисками, оригинальными находками. Пожалуй, трудно найти другой научный термин, понимание которого так зависело бы от знания его истории. Ведь его методологическая универсальность, применимость к изучению самых разнообразных социальных процессов, множество контекстов употребления приводили к тому, что в разных условиях он каждый раз приобретал новое звучание и даже порой совершенно новый смысл, демонстрируя в то же время свою эвристическую плодотворность. Поэтому-то и важно дать хотя бы сжатую картину его развития.

Сам термин «маргинальный» употреблялся уже давно для обозначения записей, пометок на полях; в другом смысле он означает «экономически близкий к пределу, почти убыточный».

Как социологический он существует с 1928 года. Американский социолог, один из основателей чикагской школы  Роберт Эзра Парк (1864–1944 гг.) впервые употребил его в своем эссе «Человеческая миграция и маргинальный человек», посвященном изучению процессов в среде иммигрантов. Правда, предысторией возникновения термина можно считать термин «промежуточный элемент» («interstital element»), употребленный другим исследователем этой школы в 1927 году при изучении иммигрантских групп в городской социальной организации.

Роберт Парк известен прежде всего исследованиями развития городской  среды (в частности, иммигрантских  сообществ в американских городах) и расовых отношений межкультурного взаимодействия. Их результатом стало  формирование представления о типе «пограничного» человека, характерном для интенсивных миграционных процессов в американском обществе. У Парка понятие маргинальности (от латинского margo – край, граница, предел) означало положение индивидов, находящихся на границе двух различных, конфликтующих между собой культур, и служило для изучения последствий неадаптированности мигрантов, особенностей положения мулатов и других «культурных гибридов».

В его теории маргинальный человек предстает как иммигрант; полукровка, живущий одновременно «в двух мирах»; христианский новообращенный в Азии или Африке. Главное, что определяет природу маргинального человека – чувство моральной дихотомии, раздвоения и конфликта, когда старые привычки отброшены, а новые еще не сформированы. Это состояние связано с периодом переезда, перехода, определяемого как кризис. «Без сомнения, – отмечает Парк, – периоды перехода и кризиса в жизни большинства из нас сравнимы с теми, которые переживает иммигрант, когда он покидает родину, чтобы искать фортуну в чужой стране. Но в случае маргинального человека период кризиса относительно непрерывный. В результате он имеет тенденцию превращаться в тип личности». Он замечает, что в природе маргинального человека «моральное смятение», которое вызывают культурные контакты, проявляет себя в более явных формах; изучая эти явления там, где происходят изменения и слияние культур, мы, поясняет ученый, можем лучше изучать процессы цивилизации и прогресса.

Идеи Парка была подхвачены, развиты и переработаны другим американским социологом – Эвереттом Стоунквистом в монографическом исследовании «Маргинальный человек» (1937 г.). С его именем чаще всего связывают окончательное закрепление и легитимацию концепции маргинальности в социологии.

Стоунквист описывает маргинальное положение социального субъекта, участвующего в культурном конфликте  и находящегося «между двух огней». Такой индивид находится на краю каждой из культур, но не принадлежит ни одной из них. В качестве образцов подобного поведения Стоунквист исследует расовые гибриды (англо-индийцев, капских цветных Южной Африки, мулатов в Соединенных Штатах, цветных Ямайки, метисов Бразилии и др.), культурные гибриды (европеизированных африканцев, денационализированных европейцев, иммигрантов и т.д.). Объектом внимания Стоунквиста становятся типичные черты подобной личности и проблемы, связанные с ее неприспосабливаемостью и приспосабливаемостью, а также социологическое значение маргинального человека. Он рассматривает маргинального человека как ключевую личность (key-personality) в контактах культур.

В современное время понятие  «маргинал» получило широкое распространение. Так что же оно обозначает?

Маргиналы – обозначение личностей, социальных слоев или групп, находящихся  на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социально-культурных норм и традиций. Типичный пример – перемещение сельских жителей в города, которое не сопровождается развертыванием социальной инфраструктуры.

Обратим внимание на то, что за 17 лет  между словарями маргиналы сдвинулись из середины общества на его границу.

Маргинал – человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу, и не приобщившийся к ценностям  и образу жизни другой.

Таким образом, ключевой характеристикой  понятия «маргинальность» является «внесистемность». Маргинал находится  вне социальной структуры, т.е. не принадлежит к тем элементам (социальным группам), отношения между которыми определяют характер общественного целого. Как таковой маргинал не принадлежит ни к господствующей, ни к основным оппозиционным группам и субкультурам.

Понятие «маргинал» оценить нельзя. Это ни «хорошо», ни «плохо». Ибо  может быть и «хорошо», и «плохо», но современники об этом, как правило, знать не могут. Не имеет данное слово  и постоянного обозначаемого им конкретного предметного содержания. То, что сейчас внесистемно, завтра может войти в систему. Но может и не войти. То, что сегодня системно и даже господствует, завтра окажется на обочине и социальной структуры, и художественной культуры.

Маргинала можно рассматривать  с двух основных позиций. Во-первых, как человека, который отстал от ценностей, норм, мышления и языка  господствующей культуры. А во-вторых, как человека будущего, чьи творения, не понятые и не принятые современниками, войдут в основание грядущей культуры. Помимо этих двух аспектов, может существовать еще и третий. Маргинал – это  тот, кто «заблудился», кто производит действия, продукты и ценности, которые  не имеют ни «прошлого», ни «будущего».

Таким образом, можно сделать вывод, что маргинал довольно сложное в  определении понятие. Но, все же в  основном, оно обозначает человека вне социальной системы, структуры  и культуры.

2. Основные типы маргиналов

 

Маргинальные группы (слои) возникают при массовой миграции (беженцы) или в условиях «выталкивания» определенной части населения за пределы социально значимых структур (потеря работы, жилища, обнищание, лишение  гражданских и политических прав). Типичной маргинальной группой являются, например, люди, лишившиеся постоянного  жилья, заработка, находящиеся «на  дне», на периферии значимых для  общества социальных позиций.

Исключенные из общества маргинальные группы создают собственную субкультуру. Они могут представлять серьезную  опасность для социума в целом, если растут количественном отношении, т.к. нередко не приемлют основных ценностей данного общества. В условиях нестабильности общества, его переструктуризации свойственная маргиналам система ценностей может распространяться на широкие слои населения, что чревато усилением конфликтности общества и серьезными последствиями для его политической системы.

Причиной возникновения  маргинальных групп, по мнению российских социологов, служит переход общества от одной социально-экономической  системы к другой, неуправляемые  перемещения больших масс людей  в связи с разрушением устойчивой социальной структуры, ухудшение материального  уровня жизни населения, девальвация  традиционных норм и ценностей. Люди оказались вытолкнуты из круга ранее  существовавших социальных стереотипов, привычных норм, представлений и  встраиваются в новые, неустоявшиеся. Все это вместе взятое означает маргинализацию, хотя и временную, но огромных масс населения. Образуются, также увеличиваясь количественно, стойкие маргинальные социальные группы («бичи», «бомжи», беженцы, «вынужденные переселенцы», беспризорные, наркоманы, криминальные элементы).

Однако к маргиналам могут  относиться не только социальные аутсайдеры, но люди вполне благополучные, но не определившиеся в нынешней социальной структуре. Социологи  выделяют их по ответам на вопрос анкеты «К какому социальному классу или  группе Вы отнесли бы себя: к рабочим, крестьянам, служащим, интеллигенции, управляющим; людям, занятым собственным  делом?» Отметившие позиции «в настоящее  время такой группы нет» или «затрудняюсь ответить» вошли в состав маргиналов. В исследовании, проведенном учеными  Института социологии РАН в 1994 г. на промышленных предприятиях Иркутска, «маргинальный» контингент равнялся 9% выборочной совокупности.

Одна из наиболее обширных, разнообразных по составу и различных  по социальному положению «новых» маргинальных групп – это постспециалисты. Их появление вызвано общими причинами: структурными изменениями в экономике и кризисом отдельных отраслей; региональными диспропорциями экономического развития; изменениями в профессионально-квалификационной структуре экономически активного и занятого населения. Социальные следствия этих процессов – обострение проблем занятости и усложнение структуры безработицы; развитие неформального сектора занятости; депрофессионализация и деквалификация.

Главные маргинализирующие  факторы, размывающие социально-профессиональный статус, – безработица и вынужденная неполная занятость.

Попытки выделить в конгломерате групп, попавших в столь обширную и неопределенную «зону маргинальности», группы безработного и не полностью занятого населения с наиболее сложным, практически безвыходным положением привели к уточнению основных факторов, усиливающих маргинальность во всех группах экономически активного населения. Внешние: тип поселения – малый или средний город с монопромышленностью (2–3 градообразующими предприятиями, прекратившими производство); тип региона с точки зрения остроты положения на рынке труда; отрасль и специальность. Внутренние: психологическая неготовность к смене занятий, переобучению, открытию своего дела, подработкам, смене места жительства и другим видам мобильности.

При всей разнородности и  сложности группы «постспециалистов» можно определить наиболее общие типы:

Регионально-поселенческие – работники маленьких и средних городов со свертываемой монопромышленностью трудоизбыточных и депрессивных регионов.

Профессионально-отраслевые – работники отраслей (машиностроения, легкой, пищевой и т.д.), профессий, специальностей (инженерно-технические работники), невостребованных современными экономическими условиями.

Бюджетные – работники реформируемых бюджетных отраслей науки, образования, армии.

Наибольшая степень маргинальности определяется длительностью потери работы, отсутствием экономических  и психологических предпосылок  ее найти. Наименьшая степень маргинальности – у стремящихся найти выход в организации инновационного бизнеса, самозанятости, активно осваивающих новые профессии. Их, по оценкам экспертов, немного (от 1 до 5–6 процентов экономически активного населения).

Стратегия поведения основной части этих групп направлена на выживание. В наиболее сложных, безвыходных  условиях это неизбежно приведет к профессиональной деградации. Определенная стабилизация положения другой части  возможна в более благоприятных  условиях и при поддержке государства. Оптимально благоприятная стратегия  возможна, по-видимому, только для небольшой  части с невысокой степенью маргинальности и связана с организацией инновационного бизнеса, приобретением новой профессии, изменением рода занятий и места  жительства.

«Новые агенты» – или предприниматели малого бизнеса – более однородная группа, обладающая всеми признаками нового социального слоя в структуре российского общества. Критерии его маргинальности здесь приобретают другое значение. Это связано именно с тем, что это действительно новый по отношению к прежней системе социальных отношений слой, идентифицируемый практически всеми экспертами с рыночной экономикой, которую, как это декларируется, у нас строят. Здесь наиболее четко просматриваются два уровня российской маргинальности: гипотетически малое предпринимательство рассматривается как новый, формирующийся, находящийся в переходной ситуации элемент по отношению к прежней социальной структуре, а новые предприниматели – как новые агенты формирующихся отношений общества с неопределенной пока в перспективе стабилизации структурой. Таким образом, основные критерии маргинальности на этом уровне – несформированность; переходное состояние всего социального слоя в процессе его становления; отсутствие благоприятной внешней среды как условия его устойчивого, социально-признанного функционирования; существование на границе между «светом» и «тенью», легальным и теневым сектором в системе экономических отношений с множеством переходных «теневых» и криминальных форм существования. Другой уровень – группы предпринимателей внутри этого слоя. Критерии их маргинальности носят другой смысл. Это состояние неустойчивости, вынужденности, статусной несовместимости, переживаемой попавшими в этот слой людьми в силу разных причин.

Информация о работе Социальная роль маргиналов в формировании социальной структуры