Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 09:20, курсовая работа
Цель – раскрыть понятие социальной стратификации, а также определить основные понятия стратификационного деления общества; а также заключается в исследовании и характеристике особенностей формирования социальных групп нашего общества.
Для реализации целей необходимо выполнить следующие задачи: рассмотреть основные теории по изучению социальной стратификации; провести исторический экскурс и выделить основные этапы становления стратификационной системы в России; изучить такие проблемы, как формирование среднего класса в России, причины и условия социального расслоения общества.
Введение……………………………………………………………….……………………………….3-5
Глава 1 Теоретико-методологический раздел
§1.1 Понятия теории социальной стратификации …………………………….6-11
§1.2 Теории социальной стратификации………………………………………….11-16
§2 Типы стратификационных систем……………………………..…………………....18
§2.1 Общая типология…………………………………………………………………..…..18-27
§2.2 Комбинация стратификационных систем (на примере советской России)…………………………………………………………………………………………………………28-31
Глава 2 Социальная стратификация современного российского общества…………………………………………………………………………………….…………………….32
§1.1 Истоки социального расслоения российского общества……………………………………………………………………………………………………...33-34
§1.2 Социальная стратификация современной России…………………..35-37
§1.3 Проблема формирования среднего класса………………..…….…….38-40
Заключение……………………………………………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………
Несколько упрощая картину, можно сказать, что для доиндустриальных обществ более характерно теократическое манипулирование; для индустриальных - партократическое; а для пост-индустриальных - технократическое манипулирование.
Наконец, последний, девятый тип стратификационной системы следует назвать культурно-нормативным. Здесь дифференциация построена на различиях уважения и престижа, возникающих из сравнения образов жизни и норм поведения, которым следует данный человек или группа. Отношение к физическому и умственному труду, потребительские вкусы и привычки, манеры общения и этикет, особый язык (профессиональная терминология, местный диалект, уголовный жаргон) - все это ложится в основу социального деления. Причем, происходит не только разграничение «своих» И «чужих», но И ранжирование групп («благородные - не благородные», «порядочные - не порядочные», «элита обычные люди - дно»).
Благородные манеры джентльмена, праздное времяпрепровождение аристократа, самоотверженный аскетизм религиозного подвижника, ораторское искусство идейного вождя - не только знаки высокого общественного положения. Они зачастую превращаются в нормативные ориентиры, образцы социального действия и начинают выполнять функции морального регулирования, которое и детерминирует данный тип стратификационных отношений.
И это касается не только обособления элиты, но и дифференциации всех средних и низших слоев. В крестьянской общине, где формально все равны между собой, существуют «исправные хозяева», живущие «по обычаю», «по совести», и лодыри, отщепенцы, «перекати-поле». Своя нормативная культура, свои образцы поведения и своя «аристократия» есть и на самом «дне», внутри преступного мира. Появление контркультур и так называемого «антиобщественного поведения», кстати, - тоже во многом продукт морального регулирования и идеологического контроля, осуществляемых в данном сообществе.
«Мы не утверждаем, впрочем, что список стратификационных систем полностью исчерпается указанными девятью типами. Можно, например, ставить вопрос об особом социально-территориальном типе, где группы дифференцируются местом своего жительства и типом поселений, а различия детерминируются системой гражданства, паспортным режимом, жилищной политикой и т.п. Наш подход дает достаточный простор для творчества».
Одним из главных водоразделов между стратификационной системами является наследуемость или не наследуемость соответствующих позиций В иерархии. Рабовладельческая, сословная и кастовая системы включают в себя элементы пожизненного и формально-юридического наследования. Прочие же системы, по крайней мере, ни формально пожизненного характера статусов, ни их наследования не предусматривают.
Однако указанный водораздел подвижен. С одной стороны, существуют пределы жесткости формально-юридических стратификационных границ. Так, рабы могут отпускаться или выкупаться на свободу. Представители купеческого сословия, разоряясь, опускаются в более низкое мещанское сословие (для России XIX века - это обычный случай). И, напротив, при определенных условиях можно заслужить, а иногда и купить, почетный наследственный титул. И даже при наиболее ригидном кастовом строе сохраняются возможности для вертикальной социальной мобильности.
С другой стороны, высшие группы во всех стратификационных системах стремятся закрепить свое положение, сделать его не только монопольным, но и передаваемым по наследству. В классовой системе подобное наследование обеспечивается принципом майората (передачи основного имущества старшему наследнику), характерным, скажем, для древней Индии, западной Европы XI-ХШ веков или России вплоть до 1917 г. (Остальные родственники в этом случае фактически опускаются вниз по классовой лестнице). В этакратической системе чиновник формально не имеет права передать свое кресло в полномочия собственным детям, но он в состоянии путем протежирования обеспечить им столь же завидное место в учреждении аналогичного ранга. Положение же в социально-профессиональных, культурно-символических и культурно-нормативных стратах зачастую передается реально через образование и воспитание, передачу опыта и секретов мастерства, санкционирование определенных кодексов поведения (профессиональные династии - не единственный, но яркий пример). Что же касается физико-генетической системы, то она стоит несколько особняком, ибо наследование здесь происходит часто, но не в результате каких-то социальных механизмов, а чисто биологически.
Ещё раз подчеркнем, что все девять типов стратификационных систем - не более чем «идеальные типы». Любое реальное общество является их сложным смешением, комбинацией. Так, на Руси в ХI веке бок о бок сосуществовали холопы, которые мало чем отличались от рабов, закупы, более походившие на крепостных крестьян, и смерды, которые отдаленно напоминали класс свободных землепашцев.
В реальности стратификационные типы переплетаются, дополняют друг друга. Так, например, социально-профессиональная иерархия в виде официально закрепленного разделения труда не только играет самостоятельную роль, но существенно влияет на структуру практически любой другой стратификационной системы. Примеров же взаимного переплетения стратификационных систем можно привести очень и очень много. Так, например:
• Уважение к старшим порождается не только их преклонными годами как таковыми, но накопленными многолетним опытом и знаниями, позволяющими им толковать происходящие события.
• Группы, обладающие в обществе наибольшей символической властью, зачастую становятся его высшей кастой (индийские брахманы) иди правящей стратой (партийные идеологи).
• Статус богатых представителей общества определяется не просто размерами их частной собственности, но поддерживается особым стилем жизни, недоступным большинству их собратьев.
• Рабовладение, основанное на частной собственности на людей, можно считать формой классовых отношений (государственное рабовладение ближе этакратической системе).
• Профессиональные или чисто физические данные становятся инструментом для выполнения сложных символических ролей (звезды спорта и кинозвезды).
Отдельные стратификационные
системы могут
Таким образом стратификационные типы надо использовать как взаимодополняющие инструменты, не абсолютизируя одни в ущерб другим.¹
¹ Шкаратан О. И., Радаев В. В.//Социальная стратификация// «Аспект Пресс», М. 1996, С. 49-58.
§2.2. Комбинация стратификационных систем (на примере советской России)
Попытаемся теперь коротко показать то, как сочетаются, переплетаются разные стратификационные системы в конкретном обществе на примере советской России.
После 1985года мы стали
свидетелями многочисленных
Конечно, знание разных стратификационных систем в обшестве советского типа отнюдь не одинаково. Принципиальную стержневую роль в нем, по нашему мнению, играет этакратическая система. Степень огосударствления собственности и проникновения государства во все сферы общественной жизни чрезвычайно высока. И чем ближе социальная группа к кормилу государственной власти, тем выше ее социальное положение и шире возможности практически во всех областях.
Полученные образование и
Социально-экономические
Применительно к данному обществу правомерно в принципе обсуждать и вопрос об элементах сословной стратификации (они соседствуют с каждой этакратической системой). В данном случае сословные элементы проявляются в принадлежности к определенным политическим или экономическим корпорациям. Например, существенную роль для социального продвижения здесь играет деление на членов партии и беспартийных, которое напоминает членение сословного характера, увязанное с объемом прав и обязанностей перед партократическим государством. Правда, это скорее аналогия, чем строгое определение. Потому что формально-юридически роль членства в партии в занятии престижных постов нигде не фиксируется. И партийность как статус по наследству не передастся. В несколько большей степени походят на сословное деления установленные различия между работниками государственных предприятий и колхозниками. Ибо приниженное положение последних, обложение их дополнительными государственными повинностями официально увязываются с «недоразвитостью» колхозно-кооперативной собственности. Вдобавок, до того, как, уже в 1960-е годы колхозникам стали выдавать паспорта, их «сословное» положение было фактически пожизненным и наследственным. Впрочем, силу исторических аналогий и в этом случае преувеличивать не стоит.
Черты кастового строя в советском обществе встречаются относительно реже. Можно, впрочем, привести пример дозированного антисемитизма и недопущения евреев в определенные сферы занятий, а также говорить о социальных преимуществах «титульных» национальностей в республиках бывшего Союза. Но до поры эти различия старательно сглаживались в рамках суперэтнической общности «советского народа».
Не совсем точны аналогии с рабовладельческой системой. Хотя огромные массы заключенных в ГУЛАГе (осужденных по статьям и военнопленных) действительно находились на положении рабов. Но распоряжалось этими абсолютно бесправными массами само же государство и, следовательно, мы не можем говорить о рабовладении в строгом смысле слова. Есть свидетельства того, что элементы рабовладения воспроизводятся в среднеазиатской глубинке (дело Адылова и Т.П.). Но результатами обстоятельных исследований этого явления мы пока не располагаем. Формально же догматы ислама запрещают обрушение в рабство правоверных.
Физико-генетическая стратификационная система в порах советского устройства выступает сразу в нескольких характерных чертах:
• геронтократии как типичном принципе регулирования доступа к наивысшим властным позициям, ограничивающим притязания молодёжи;
• патриархальности отношений, ограничивающей доступ к этим позициям женщин;
• культивировании спортивной закалки и физической силы, связанной с общей милитаризованностью общества.
Крайне важна роль культурно-символической системы, ибо для обществ советского типа характерны одновременно стремление к крайней идеологизации и научной рационализации, совершаемых и планируемых действий. В этом обществе реально управляют те, кто способен к «правильному», «научному» истолкованию священных текстов классиков марксизма-ленинизма применительно к любому явлению и событию, кто способен указать приемлемые формы поведения, не противоречащие генеральной партийной линии, кто даст «установку», подсказывает наиболее точные слова и лозунги текущего момента.
Обычно общество советского типа принято представлять как общество двоемыслия и двойной морали. Нам же кажется, что культурно-нормативная система воплощается здесь даже не в двух, а в трех сосуществующих стандартах поведения и жизни, вокруг которых складываются свои слабо пересекающиеся стратификационные иерархии. К ним относятся:
• официальные стандарты (поведение на публике),
• формальные неофициальные стандарты (скрытые от постороннего глаза, неписанные, но строго регламентированные нормы),
Информация о работе Социальная стратификация современного российского общества