Социальные технологии в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение особенностей социальных технологий и их роль в социальной работе.
Задачи:
1. Определить понятие социальных технологий
2. Выделить сущность и особенности.
3. Охарактеризовать основные методы и технологии социальной работы с молодежью.
4. Проанализировать использование технологий на примере реабилитационного центра «Надежда».

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Социальные технологии в социальной работе......................................6
1.1. Понятие и сущность социальных технологий...............................................6
1.2. Специфика социальных технологий в социальной работе...........................9
Глава 2. Методы в социальной работе и их классификация.............................19
2.1. Сущность научных методов и их роль в практике социальной работы.....................................................................................................................19
2.2. Классификация социальных методов...........................................................23
Глава 3. Опыт применения технологий на примере реабилитационного центра “Надежда”..................................................................................................33
3.1. Целевая программа реабилитационного центра “Надежда” города Москвы...................................................................................................................33
3.2. Основные социальные технологии Реабилитационного центра......................................................................................................................34
3.3. Адаптация, получение трудовых навыков и результаты работы с детьми-инвалидами.............................................................................................................37
Заключение.............................................................................................................40
Список литературы................................................................................................43

Вложенные файлы: 1 файл

socialnye_tehnologii_v_socialnoy_rabote.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

Под социальной работой  как особым видом социального воздействия понимается специфическая деятельность по оптимизации жизнедеятельного существования граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В узко профессиональном смысле под социальной работой понимается вид деятельности, направленный на реализацию комплекса мер, гарантированных государством слабозащищенным и нуждающимся в социальной помощи и поддержке категориям населения.

В настоящее время  в нашей стране идет процесс институционализации (становления и оформления) системы  социальной работы в узкопрофессиональных рамках этой деятельности. В перспективе же сферой деятельности социального работника, объектом его воздействия станут не только нуждающиеся в помощи, но и социальная сфера в целом. В связи с этим следует отметить, что социальная работа включает три компонента:

  1. социальная работа как учебная дисциплина;
  2. социальная работа как наука;
  3. социальная работа как вид профессиональная деятельность.

Поэтому, необходимо выделить и определить содержание и специфику  технологий социальной работы в каждом из этих компонентов.

Когда социальная работа выступает в форме цикла учебных  дисциплин, ее технологии являют собой  не только знания, но и умения информационного  и обучающего характера. В учебном  процессе по подготовке работников в  сфере социальной работы образовательные технологии обусловлены государственными стандартами, программами, учебными планами, формами и методами обучения. В данном случае в качестве технологий выступают такие формы обучения как лекции, практические и лабораторные занятия, курсовое и дипломное проектирование и т.п. Широкое развитие также получают инновационные формы образовательных технологий (рейтинговая система контроля знаний, тестовые проверки, коллоквиумы).

Как учебная дисциплина технология социальной работы включает: общие (общие технологии) и частные технологические процедуры (частные технологии). Система общих технологий – это: диагностика, профилактика, адаптация, реабилитация, коррекция, консультирование и т. д, т.е технологии универсального характера, пригодные при работе с любой категорией населения. Частные технологии социальной работы представляют собой определенные технологические процедуры помощи конкретным категориям и социальным слоям, нуждающимся в поддержке и помощи.

Среди частных технологий социальной работы можно выделить следующие: социальная работа с безработными; с лицами девиантного поведения; с семьями; с инвалидами; с пожилыми; с детьми и подростками; с молодежью; с малообеспеченными; с беженцами; с бомжами; с мигрантами и т.д.

Определяющим компонентом социальной работы является ее деятельностная составляющая. Как уже отмечалось, социальную работу как деятельность можно рассматривать в широком и узкопрофессиональном смысле. В зависимости от этого выделяют и технологии социальной работы.

В широком смысле технологии социальной работы нацелены на все слои населения, на широкий спектр социальных услуг, на создание условий, позволяющих повысить жизненный уровень народа, снизить численность населения, нуждающегося в социальной помощи. Это направление носит стратегический характер.

В узкопрофессиональном смысле речь идет о технологии социальной работы в отношении тактического характера, что в настоящее время - определяющие в российской системе социальной работы.

Из-за сложностей в экономике  у нашего государства пока не хватает средств для должного обеспечения функционирования стратегических, упреждающих технологий социальной работы. Государственная власть в социальной сфере вынуждена выступать сейчас преимущественно в роли «пожарного», помогая лишь крайне нуждающимся. Выражением этой ориентации в системе социальной работы является концепция адресной социальной помощи. Важнейшая задача специалистов по социальной работе - внедрение в практическую деятельность хорошо зарекомендовавших себя технологий социальной работы и апробация инновационных технологический процедур.

Особенность технологии социальной работы как науки состоит  в том, чтобы отслеживать основные тенденции, выявлять основные закономерности в развитии технологий социальной работы на современном этапе. Необходимо также выявлять тенденции и закономерности современного развития самой социальной работы, ее перспективы, новые направления, делать прогноз будущего развития. На основе полученных данных проводится научный анализ, по результатам которого осуществляется корректировка уже имеющихся, либо разработка инновационных технологий социальной работы.

Следует отметить, что при разработке, апробации и внедрении технологий социальной работы в практику целесообразно исходить не только из потребностей узкопрофессиональной направленности социальной работы, но из стратегически перспективной социальной задачи установления взаимовыгодного паритета между отдельными гражданами и общества в целом.

Целью этого паритетного  состояния должно быть улучшение  уровня жизни, установление взаимовыгодного взаимодействия между человеком и обществом. Одной из основных задач на современном этапе является внедрение инновационных технологий социальной работы, направленных на «преобразование» клиента социальной работы в субъекта социального взаимодействия со специалистом. Субъект должен стать активным помощником социального работника в преодолении той трудной жизненной ситуации, в которой оказался клиент.

Технологическая задача социальной работы заключается в  выявлении социальной проблемы и с помощью имеющегося в распоряжении социальных служб инструментария и средств своевременном корректировании действий социального работника и поведения объекта социальной работы для оказания ему социальной помощи. Характер социальной проблемы является важнейшим фактором, от которого зависят определение содержания, инструментария, форм и методов социальной работы с клиентом.

Социальная проблема — это сложная познавательная задача, решение которой приводит к существенным теоретическим или  практическим результатам. Для ее решения необходима соответствующая информация об объекте социального воздействия, об условиях, обстоятельствах и других факторах, влияющих на его жизнедеятельность, состояние и поведение6.

Социальные проблемы могут носить глобальный характер, затрагивая интересы значительной части человечества. Так, демографические, экологические, техногенные, продовольственные, энергетические и другие проблемы в настоящее время приобретают глобальный характер, и их разрешение требует участия большинства государств нашей планеты. Социальные проблемы могут касаться интересов отдельных или нескольких социальных систем. Например, социальные кризисы, распространяющиеся на отдельные страны, национально-этнические общности, ассоциации, блоки или группировки. Проблемы могут распространяться на те или иные сферы жизнедеятельности группы людей или личностей. Это могут быть проблемы, охватывающие социально-экономическую, социально-политическую, духовную или собственно социальную сферы жизнедеятельности людей.

Для социальной работы особую значимость приобретают личностные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия личности и социальной среды. К социальной среде относят все факторы, которые активизируют (или блокируют) защиту социальных интересов личности, реализацию ее потребностей.

Одним из важнейших условий  решения социальной проблемы является точное ее формулирование. Если проблема правильно сформулирована, то это, во-первых, позволяет осуществлять поиск недостающей  информации в нужном направлении; во-вторых, обеспечивает выбор оптимального инструментария социального воздействия, а следовательно, и эффективность социальной работы. Одним из важнейших требований к формулированию социальной проблемы является ее обоснованность. Она должна вытекать из реальных потребностей и предпосылок. Отсутствие связи с реальными практическими пли теоретическими потребностями делает проблему произвольной, надуманной.

Точно сформулированная проблема выступает исходным, первоначальным звеном в сложной познавательно-аналитической  деятельности социальных служб и организаторов социальной работы.

Практическая потребность  и значимость социальной проблемы не только активизируют деятельность специалистов социальных служб, мобилизуют их интеллектуальный, организационный и физический потенциал, но и придают поиску технологических решений творческий, новационный характер.

Решение любой проблемы сводится в конечном итоге к разрешению имеющихся внутренних или внешних  противоречий.

Социальное противоречие — это взаимодействие взаимоисключающих  сторон или тенденций в явлениях социальной жизни, взаимодействие противоположностей. Оно является прежде всего результатом несовпадения интересов людей или социальных групп в их совместной жизнедеятельности. Характер проявления социальных противоречий зависит от специфики взаимодействия противоборствующих сторон (тенденций), от условий, обстановки, в которых оно происходит, а также от степени обостренности.

При отсутствии нейтрализующих факторов социальное противоречие развивается, достигая крайних степеней обострения. В своем развитии противоречие проходит несколько стадий.

1. Стадия тождества.  Она характеризуется возможностью  возникновения противоречия из-за  наличия пусть даже несущественных  различий.

2. Стадия существенных  различий. Она характеризуется перерастанием несущественных различий в существенные и их периодическим проявлением.

3. Стадия противоположностей. Эта стадия характеризуется поляризацией  антогонизма в отношениях, перерастанием  существенных различий во взаимоотрицающие  противоположности.

4. Стадия конфликта. На этой стадии взаимоотношения сторон достигают крайней степени обострения и достигают степени открытого противоборства.

Понятно, что любая  личность в процессе жизнедеятельности  вступает в супружеские и семейные отношения, во взаимоотношения с  родителями, родственниками, с детьми, друзьями и товарищами, с коллективом и различными объединениями, общественными организациями, и наконец, обществом в целом. В процессе этих взаимоотношений в силу объективно имеющихся личностных различий в потребностях, интересах, степени их реализации могут возникать проблемы. Личностная проблема — это по существу столкновение между притязаниями человека и степенью их удовлетворения. Такое столкновение может носить материальный или духовный характер, физиологический или нравственный, социальный или психологический, производственный или бытовой характер, а иногда и их сочетание.

Как показывает опыт, распознание, формулирование и решение личностных проблем  составляют содержание основной функции  специалиста в области социальной работы. Разреше¬ние личностных проблем - дело не только сложное, но и деликатное, непосредственно затрагивающее вопросы психологии, права, морали, умения и такта проникать в мир личной жизни и оказывать на нее влияние. Поэтому творческое применение технологических приемов, недопущение в работе с людьми штампов и шаблона, казенщины и бездушия, умение своевременно вносить коррективы в технологический процесс — важнейший показатель профессионализма специалиста социальной работы.

С технологических позиций, в социальной работе при решении личностных проблем следует придерживаться следующих принципов:

— системный подход при анализе  и решении личностных проблем;

— соответствие инструментария конкретно  решаемым проблемам;

— опора на физические и духовные ресурсы клиента;

— контроль действенности применяемого инструментария;

— коррекция содержания, форм и  методов в процессе работы.

В совокупности эти принципы обеспечивают эффективность решения социальных проблем, однако их реализация требует  постоянной проверки действенности избранных средств воздействия на клиентов. Вместе с тем технологическая последовательность решения проблем не только полезна, но и необходима. И чем жестче ей следуют на практике, тем явственнее проявляется ее благотворная значимость.

Замкнутый цикл технологического процесса включает следующие этапы и операции:

1. Предварительный этап. На этом  этапе осуществляются операции  выявления, оценки и ранжирования  проблемы, выяснения совокупности  факторов, обусловивших ее возникновение.  В психологическом плане организатор социальной работы настраивается на ее решение, мобилизуя свой интеллектуальный, морально-психологический и профессиональный потенциал. Одновременно уточняются критерии действенности и эффективности деятельности социальных служб при решении обозначенной конкретной социальной проблемы. При этом критерии оценки успеха действий социальных служб и специалистов могут отражаться в постановке и формулировании цели и конкретных задач социальной работы.

2. Этап целеполагания. На этом  этапе осуществляется первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов и организаторов социальной работы. Цель обусловливает выбор возможных средств и способов ее достижения, определяет направления поиска дополнительных источников информации об условиях и социальной среде жизнедеятельности клиентов.

В целевой установке находит  выражение замысел и наме¬рения организаторов социальной работы с  учетом реально имеющегося инструментария и условий его использования. Цель должна быть сформулирована ясно и конкретно; она должна быть понятна для конкретных исполнителей. С получением дополнительной информации она может корректироваться, уточняться, модифицироваться и даже полностью изменяться.

3. Этап обработки информации. На  этом этапе технологического  процесса идет поиск дополнительных источников информации, сбор и систематизация информации, ее анализ и обобщение. Выводы, вытекающие из результатов аналитической работы, составляют содержательную базу для уточнения цели и задач, для выработки программы действий, определения содержания, организационных форм и методов социальной работы.

Информация о работе Социальные технологии в социальной работе