Социальные технологии в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение особенностей социальных технологий и их роль в социальной работе.
Задачи:
1. Определить понятие социальных технологий
2. Выделить сущность и особенности.
3. Охарактеризовать основные методы и технологии социальной работы с молодежью.
4. Проанализировать использование технологий на примере реабилитационного центра «Надежда».

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Социальные технологии в социальной работе......................................6
1.1. Понятие и сущность социальных технологий...............................................6
1.2. Специфика социальных технологий в социальной работе...........................9
Глава 2. Методы в социальной работе и их классификация.............................19
2.1. Сущность научных методов и их роль в практике социальной работы.....................................................................................................................19
2.2. Классификация социальных методов...........................................................23
Глава 3. Опыт применения технологий на примере реабилитационного центра “Надежда”..................................................................................................33
3.1. Целевая программа реабилитационного центра “Надежда” города Москвы...................................................................................................................33
3.2. Основные социальные технологии Реабилитационного центра......................................................................................................................34
3.3. Адаптация, получение трудовых навыков и результаты работы с детьми-инвалидами.............................................................................................................37
Заключение.............................................................................................................40
Список литературы................................................................................................43

Вложенные файлы: 1 файл

socialnye_tehnologii_v_socialnoy_rabote.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

- создание пункта сети  или использование существующей  электронной сети информационного  обмена по проблемам детской  инвалидности;

- освоение новых информационных  и диагностических технологий  при работе с детьми-инвалидами.

Для конкретной реализации технологии этих задач центр:

- разрабатывает анкеты, тесты, программы и методики  работы с детьми- инвалидами;

- проводит работу  по оснащению телекоммуникационной  системы (компьютер, модем, программное  обеспечение);

- проводит техническое  оснащение современными средствами тестирования и диагностики детей, информационной технологии обучения.

    2. Учебно-педагогический технология.

Технология, изначально ориентированный на тезис аномального ребенка: “Помоги мне сделать все самому”. Пусть любой маленький человек сделает немногое, но сам.

Это:

- реализация Принципа  детерминированной динамической  Среды, создающей условия воспитания  и развивающего обучения детей-инвалидов  на основе методик Марии Монтессори  и Рудольфа Штайнера, Толстого  Л.Н., Циолковского К.Э. и Ушинского К.Д.

Для реализации поставленных задач центр осуществляет следующую  деятельность:

- проводит интеграционную, педагогическую работу на экспериментальных  площадках по инновационным направлениям  работы с детьми-инвалидами;

- решает вопросы обеспечения  дидактическими материалами, Монтессори материалами, методиками и программами учебно-педагогической работы, компьютерными программами и т.п.

     3. Технология прагматической школы.

По существу, это подготовка ребенка-инвалида к независимой  жизни:

- предпрофессиональное обучение по конкурентным специальностям, обучение надомному труду и создание фонда техноваций надомного труда, преимущественно в области народных и декоративно-прикладных искусств и информационной, компьютерной области.

Центр в своей работе:

- способствует созданию и расширению сети учебно-производственных мастерских, подсобных хозяйств, с помощью которых дети могут получить необходимые навыки и специальность, оказывает помощь в технологическом оснащении надомного труда.

     4. Инженерная технология.

Создан из-за существенного  возрастания насыщенности современного информационно ориентированного учебного процесса, использования сложного диагностического и коррекционного оборудования. Это:

- расширение потенциальных  возможностей детей-инвалидов с помощью реабилитационных технических средств.

Центр:

- решает вопросы обеспечения  необходимым оборудованием для  конструирования и изготовления  в местных условиях устройств,  приспособлений, тренажеров, систем, расширяющих  возможности ребенка-инвалида.

   5. Технология медицинского оздоровления.

Естественное желание  родителей, имеющих детей с аномалиями в развитии, это:

- медицинское оздоровление  детей-инвалидов, направленное на  восстановление и компенсацию  нарушенных или утраченных функций  организма.

Центр:

- проводит работы по  созданию оздоровительных кабинетов  нетрадиционной медицины, разрабатывает  системы и методики медицинского  оздоровления аномальных детей.

    6. Технология духовного развития это:

- помощь в духовном  развитии, воспитание детей-инвалидов в духе добра, порядочности, чести и достоинства; - организация культурнодосуговой деятельности детей и их семей в атмосфере любви, понимания и заботы.

Кроме этого центр  оказывает:

- гуманитарную помощь  семьям, имеющим детей-инвалидов;

- способствует осуществлению внешних контактов, включая зарубежные, по вопросам детской инвалидной тематики;

- разрабатывает законодательные,  экологические, научные, инновационные  и др. инициативы, соответствующие  целям и задачам центра;

- способствует повышению  реабилитационной культуры родителей заинтересованных лиц по компонентам интегрированного подхода к проблемам детской инвалидности:

- основам общей психологии  и педагогики;

- основам практической  психологии и коррекционной педагогики;

- основам прамедицинских  знаний;

- основам экологии, гелиоэкологии  и валеологии;

- основам организации  культурно-досуговой деятельности  детей с ограниченными возможностями.

 

3.3. Адаптация,  получение трудовых навыков и  результаты работы с детьми-инвалидами

Положительный эффект, полученный в результате проводимой внешкольной работы, содействующей саморазвитию личности, реализации творческого потенциала ребенка с недостатками в умственном и физическом развитии при отсутствии какой-либо существенной помощи педагогам, так как вся работа проводится безвозмездно, не считая незначительной оплаты за кружковую работу, требует расширения поля деятельности: создания распределенной сети надомных производств и кабинетов индивидуального оздоровления для семей, имеющих детей-инвалидов и наиболее незащищенных категорий населения. Это позволяет создать систему ранней трудовой реабилитации  в сенситивный период развития ребенка, имеющего нарушения в психофизическом развитии и создать рабочие места семьям с этими детьми.

     Программа создания сети надомных производств.

Программа состоит из двух частей - образовательной и  организационной.

Образовательная часть  программы базируется на четырех  основных принципах:

- борьба с замкнутостью  и одиночеством детей с недостатками  в психофизическом развитии, что  впоследствии ведет к различным отклонениям в нравственном, физическом становлении личности, к эмоциональной напряженности;

- содействие саморазвитию  личности, ее активная социальная  защита, способствующая раскрытию  субъектной позиции каждого ребенка  с недостатками в умственном или физическом развитии, реализацию его творческого потенциала;

- взгляд на семью  как первооснову социального  воспитания, как главное условие  реализации задатков и способностей  человека, приобщение его к культуре;

- использование огромного  воспитательного влияния природы на развитие ребенка, экологического и декоративно- прикладного искусства.

Отдельные элементы образовательной  части программы уже отрабатывались в течение ряда лет Реабилитационным центром “ИВМА” при проведении занятий с детьми - инвалидами в клубе самодеятельных  художников.

В задачи образовательной  части программы входит:

а) формирование у детей - инвалидов основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, развитие их способностей и  задатков;

- развитие наблюдательности у детей, способности живо откликаться на события окружающей действительности;

- выработка осознанного  отношения к учебе и к труду,  нравственное, интеллектуальное и  физическое развитие личности;

- воспитание потребности  в труде, уважения к мастерам своего дела, заботливого и бережного отношения к природе;

- формирование общих  и начальных профессиональных  умений и знаний, необходимых  для обустройства личного хозяйства,  включая подсобный садовый (дачный) участок;

6) развитие творческих  способностей в процессе художественной деятельности, включающей основы научно-исследовательской;

- побуждение к сознательному  выбора одной из профессий,  связанных с народным и декоративно-прикладным  искусством или современными  информационными технологиями;

- обучение Основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) по двум разделам: “Выживание в природе” и “Безопасность в городе (социуме)”;

- использование новейших  информационных технологий развивающего  художественно- эстетического образования,  включая мультимедийные средства и компьютерную анимацию;

- включение в муниципальные,  региональные, федеральные и международные  гуманитарные программы.

К особенностям образовательной  части программы следует отнести  практическую (прагматическую) направленность обучения детей-инвалидов и их семей.

Применение основных принципов художественно-эстетического  образования для приобретения ребенком-инвалидом  основ возможной профессии, связанной  с народными и декоративно- прикладными  искусствами или иной конкурентной специальностью. Использование природного материала для развивающего художественного образования детей - инвалидов.

Основным показателем  педагогической эффективности образовательной  части программы является снятие комплекса неполноценности, подготовка детей-инвалидов к жизни в нормальной социальной среде , формирование познавательного интереса детей-инвалидов к народному и декоративно-прикладному искусству, новым информационным технологиям, творческой активности, самостоятельности, бережного отношения к природе и памятникам культуры, понимание роли искусства в жизни общества, в его духовном развитии.

Организационная часть  программы - это комплекс мероприятий  по оснащению функционированию системы  рабочих мест надомного производства:

- маркетинговые исследования  рынка сбыта продукции;

- приобретение, установка  и ввод в действие необходимого  оборудования, инструментов и приспособлений;

- комплектование сырьем, заготовками, материалами;

- сбыт продукции;

- финансово- бухгалтерское  сопровождение.

Со временем возможно выделение отдельных производителей в самостоятельные хозяйственные товарищества, общества или производственные кооперативы.

Таким образом, основным показателем эффективности программы  является подготовка детей - инвалидов  и их семей к активному использованию  прамедицинских знаний народной медицины с целью улучшения здоровья, диагностирования и быстрого исцеления болезни, снятие утомления и раздражительности, нормализации сна, повышения работоспособности и сохранения гармоничного взаимодействия организма с внешним миром.

Таковым нам представляется реальный путь вхождения ребенка-инвалида в счастливую, независимую жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать, во-первых, общую трактовку социальных технологий, во-вторых, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности и, в-третьих, особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других компонентов (элементов) социальной работы как определенной целостности (системы). Представляется вполне приемлемым определение социальных технологий применительно к социальной работе, которое дается в отечественной литературе — они трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

Социальные технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, выявленных социальными науками — социологией, теорией социальной работы, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др.

Классификация технологий в социальной работе, как уже говорилось, может быть самой разнообразной. Это связано с тем, что социальная работа представляет собой определенную относительно самостоятельную систему упорядоченного множества взаимосвязанных элементов, образующих некоторое целостное единство. При анализе технологий в социальной работе как системы необходимо учитывать классификацию систем вообще. С этой точки зрения следует иметь в виду, что социальная работа является прежде всего разновидностью социальной системы, поскольку имеет дело с людьми (в частности, с клиентами и социальными работниками) и возникающими между ними отношениями.

Разработка и применение технологий будут зависеть от дифференциации объекта. Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны. Это — старики и пенсионеры, инвалиды и дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные, многодетные семьи и др. Каждый из них имеет социально-демографические, психологические особенности, характеристики и специфические проблемы, присущие ему на конкретном этапе жизненного пути. 
Кроме того, объект социальной работы может быть представлен различными уровнями ассоциативности: индивид, группа (семья, трудовой, учебный коллектив, молодежная или профессиональная группа, объединение лиц со сходными трудностями и т.п.), община (поселение, район, город). Это также требует своеобразных подходов и программ. Поэтому такие технологии можно назвать «частными» по отношению к объекту: технологии социальной работы с пожилыми (одним человеком или группой), технологии социальной работы с неполными семьями (одной, конкретной семьей или семьями, проживающими в конкретном городе), технологии социальной работы с лицами без определенного места жительства и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для студентов вузов;  Под ред. В.И. Добренькова.2-е издание. – М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс,2005-572 с.
  2. Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. – М.: Эксмо,  2005.-316 с.
  3. Добреньков В.И. Социология: Краткий курс/ Добреньков В.И., Кравченко А.И.. М.: Инфра-М., 2006- 231с.
  4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 2005.- 860с.
  5. Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузов. М.: NOTA BENE, 2008.-269с.
  6. Касьянов В.В. Социология: экзаменационные ответы. р/нД, 2003.-319с.
  7. Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов – М.: Юнити, 2007.- 479с.
  8. Кравченко А.И. Социология: Учебник  для студентов несоциологических специальностей, естественнонаучных и гуманитарных вузов./ Кравченко А.И., Анурин В.Ф.- СПб и др. Питер, 2005 -431с.
  9. Кравченко А.И.Социология: Хрестоматия для вузов-М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2008.-734с.
  10. Лоусен Тони, Гэррод Джоан Социология: А-Я Словарь-справочник/ Пер. с англ. – М.: Гранд, 2005. - 602с.
  11. Самыгин С.И. Социология:100 экзаменационных ответов/ С.И. Самыгин,Г.О. Петров.- 3-е издание.- М.; Р/нД: МарТ, 2006.-234с.
  12. Социология. Учебник для студентов вузов/ В.Н. Лавриненко, Г.С. Лукашева, О.А. Останина и др./ Под ред. В.Н. Лавриненко – М.ЮНИТИ: 2007- 447с. (Гриф УМО, серия Золотой фонд российских учебников)
  13. Социология: Краткий тематический словарь/Ю.А. Агафонов,Е.М. Бабаосов, А.Н.Данилов и др./ Под ред. А.Н. Елсукова.- Р/нД: Феникс, 2007.-317с.
  14. Социальная защита в Р.К. Сыктывкар, 2006.
  15. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов,  А.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е изд., стериотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005, - 400 с.
  16. Холостова Е.И. Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учеб. пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 340 с.
  17. Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов. – М., 2006.

Информация о работе Социальные технологии в социальной работе