Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:22, курсовая работа
Цель данной работы – изучение особенностей социальных технологий и их роль в социальной работе.
Задачи:
1. Определить понятие социальных технологий
2. Выделить сущность и особенности.
3. Охарактеризовать основные методы и технологии социальной работы с молодежью.
4. Проанализировать использование технологий на примере реабилитационного центра «Надежда».
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Социальные технологии в социальной работе......................................6
1.1. Понятие и сущность социальных технологий...............................................6
1.2. Специфика социальных технологий в социальной работе...........................9
Глава 2. Методы в социальной работе и их классификация.............................19
2.1. Сущность научных методов и их роль в практике социальной работы.....................................................................................................................19
2.2. Классификация социальных методов...........................................................23
Глава 3. Опыт применения технологий на примере реабилитационного центра “Надежда”..................................................................................................33
3.1. Целевая программа реабилитационного центра “Надежда” города Москвы...................................................................................................................33
3.2. Основные социальные технологии Реабилитационного центра......................................................................................................................34
3.3. Адаптация, получение трудовых навыков и результаты работы с детьми-инвалидами.............................................................................................................37
Заключение.............................................................................................................40
Список литературы................................................................................................43
- создание пункта сети
или использование
- освоение новых информационных
и диагностических технологий
при работе с детьми-
Для конкретной реализации технологии этих задач центр:
- разрабатывает анкеты, тесты, программы и методики работы с детьми- инвалидами;
- проводит работу
по оснащению
- проводит техническое
оснащение современными средств
2. Учебно-педагогический технолог
Технология, изначально ориентированный на тезис аномального ребенка: “Помоги мне сделать все самому”. Пусть любой маленький человек сделает немногое, но сам.
Это:
- реализация Принципа
детерминированной
Для реализации поставленных задач центр осуществляет следующую деятельность:
- проводит интеграционную,
педагогическую работу на
- решает вопросы обеспечения дидактическими материалами, Монтессори материалами, методиками и программами учебно-педагогической работы, компьютерными программами и т.п.
3. Технология прагматической школы.
По существу, это подготовка ребенка-инвалида к независимой жизни:
- предпрофессиональное обучение по конкурентным специальностям, обучение надомному труду и создание фонда техноваций надомного труда, преимущественно в области народных и декоративно-прикладных искусств и информационной, компьютерной области.
Центр в своей работе:
- способствует созданию и расширению сети учебно-производственных мастерских, подсобных хозяйств, с помощью которых дети могут получить необходимые навыки и специальность, оказывает помощь в технологическом оснащении надомного труда.
4. Инженерная технология.
Создан из-за существенного возрастания насыщенности современного информационно ориентированного учебного процесса, использования сложного диагностического и коррекционного оборудования. Это:
- расширение потенциальных
возможностей детей-инвалидов
Центр:
- решает вопросы обеспечения
необходимым оборудованием для
конструирования и
5. Технология медицинского оздоровления.
Естественное желание родителей, имеющих детей с аномалиями в развитии, это:
- медицинское оздоровление
детей-инвалидов, направленное
Центр:
- проводит работы по
созданию оздоровительных
6. Технология духовного развития это:
- помощь в духовном развитии, воспитание детей-инвалидов в духе добра, порядочности, чести и достоинства; - организация культурнодосуговой деятельности детей и их семей в атмосфере любви, понимания и заботы.
Кроме этого центр оказывает:
- гуманитарную помощь семьям, имеющим детей-инвалидов;
- способствует осуществлению внешних контактов, включая зарубежные, по вопросам детской инвалидной тематики;
- разрабатывает законодательные,
- способствует повышению реабилитационной культуры родителей заинтересованных лиц по компонентам интегрированного подхода к проблемам детской инвалидности:
- основам общей психологии и педагогики;
- основам практической
психологии и коррекционной
- основам прамедицинских знаний;
- основам экологии, гелиоэкологии и валеологии;
- основам организации
культурно-досуговой
3.3. Адаптация,
получение трудовых навыков и
результаты работы с детьми-
Положительный эффект, полученный в результате проводимой внешкольной работы, содействующей саморазвитию личности, реализации творческого потенциала ребенка с недостатками в умственном и физическом развитии при отсутствии какой-либо существенной помощи педагогам, так как вся работа проводится безвозмездно, не считая незначительной оплаты за кружковую работу, требует расширения поля деятельности: создания распределенной сети надомных производств и кабинетов индивидуального оздоровления для семей, имеющих детей-инвалидов и наиболее незащищенных категорий населения. Это позволяет создать систему ранней трудовой реабилитации в сенситивный период развития ребенка, имеющего нарушения в психофизическом развитии и создать рабочие места семьям с этими детьми.
Программа создания сети надомных производств.
Программа состоит из двух частей - образовательной и организационной.
Образовательная часть программы базируется на четырех основных принципах:
- борьба с замкнутостью
и одиночеством детей с
- содействие саморазвитию
личности, ее активная социальная
защита, способствующая раскрытию
субъектной позиции каждого
- взгляд на семью
как первооснову социального
воспитания, как главное условие
реализации задатков и
- использование огромного воспитательного влияния природы на развитие ребенка, экологического и декоративно- прикладного искусства.
Отдельные элементы образовательной
части программы уже
В задачи образовательной части программы входит:
а) формирование у детей
- инвалидов основ целостной
- развитие наблюдательности у детей, способности живо откликаться на события окружающей действительности;
- выработка осознанного отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности;
- воспитание потребности в труде, уважения к мастерам своего дела, заботливого и бережного отношения к природе;
- формирование общих
и начальных профессиональных
умений и знаний, необходимых
для обустройства личного
6) развитие творческих способностей в процессе художественной деятельности, включающей основы научно-исследовательской;
- побуждение к сознательному
выбора одной из профессий,
связанных с народным и
- обучение Основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) по двум разделам: “Выживание в природе” и “Безопасность в городе (социуме)”;
- использование новейших
информационных технологий
- включение в муниципальные, региональные, федеральные и международные гуманитарные программы.
К особенностям образовательной
части программы следует
Применение основных
принципов художественно-
Основным показателем
педагогической эффективности образовательной
части программы является снятие
комплекса неполноценности, подготовка
детей-инвалидов к жизни в норм
Организационная часть программы - это комплекс мероприятий по оснащению функционированию системы рабочих мест надомного производства:
- маркетинговые исследования рынка сбыта продукции;
- приобретение, установка
и ввод в действие
- комплектование сырьем, заготовками, материалами;
- сбыт продукции;
- финансово- бухгалтерское сопровождение.
Со временем возможно выделение отдельных производителей в самостоятельные хозяйственные товарищества, общества или производственные кооперативы.
Таким образом, основным
показателем эффективности
Таковым нам представляется реальный путь вхождения ребенка-инвалида в счастливую, независимую жизнь.
Заключение
При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать, во-первых, общую трактовку социальных технологий, во-вторых, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности и, в-третьих, особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других компонентов (элементов) социальной работы как определенной целостности (системы). Представляется вполне приемлемым определение социальных технологий применительно к социальной работе, которое дается в отечественной литературе — они трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.
Социальные технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, выявленных социальными науками — социологией, теорией социальной работы, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др.
Классификация технологий в социальной работе, как уже говорилось, может быть самой разнообразной. Это связано с тем, что социальная работа представляет собой определенную относительно самостоятельную систему упорядоченного множества взаимосвязанных элементов, образующих некоторое целостное единство. При анализе технологий в социальной работе как системы необходимо учитывать классификацию систем вообще. С этой точки зрения следует иметь в виду, что социальная работа является прежде всего разновидностью социальной системы, поскольку имеет дело с людьми (в частности, с клиентами и социальными работниками) и возникающими между ними отношениями.
Разработка и применение
технологий будут зависеть от дифференциации
объекта. Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны.
Это — старики и пенсионеры, инвалиды
и дети, подростки с девиантным поведением,
бездомные, мигранты, неполные, многодетные
семьи и др. Каждый из них имеет социально-демографические,
психологические особенности, характеристики
и специфические проблемы, присущие ему
на конкретном этапе жизненного пути.
Кроме того, объект социальной работы
может быть представлен различными уровнями
ассоциативности: индивид, группа (семья,
трудовой, учебный коллектив, молодежная
или профессиональная группа, объединение
лиц со сходными трудностями и т.п.), община
(поселение, район, город). Это также требует
своеобразных подходов и программ. Поэтому
такие технологии можно назвать «частными»
по отношению к объекту: технологии социальной
работы с пожилыми (одним человеком или
группой), технологии социальной работы
с неполными семьями (одной, конкретной
семьей или семьями, проживающими в конкретном
городе), технологии социальной работы
с лицами без определенного места жительства
и т.д.
Список литературы
Информация о работе Социальные технологии в социальной работе