Социальные технологии в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение особенностей социальных технологий и их роль в социальной работе.
Задачи:
1. Определить понятие социальных технологий
2. Выделить сущность и особенности.
3. Охарактеризовать основные методы и технологии социальной работы с молодежью.
4. Проанализировать использование технологий на примере реабилитационного центра «Надежда».

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Социальные технологии в социальной работе......................................6
1.1. Понятие и сущность социальных технологий...............................................6
1.2. Специфика социальных технологий в социальной работе...........................9
Глава 2. Методы в социальной работе и их классификация.............................19
2.1. Сущность научных методов и их роль в практике социальной работы.....................................................................................................................19
2.2. Классификация социальных методов...........................................................23
Глава 3. Опыт применения технологий на примере реабилитационного центра “Надежда”..................................................................................................33
3.1. Целевая программа реабилитационного центра “Надежда” города Москвы...................................................................................................................33
3.2. Основные социальные технологии Реабилитационного центра......................................................................................................................34
3.3. Адаптация, получение трудовых навыков и результаты работы с детьми-инвалидами.............................................................................................................37
Заключение.............................................................................................................40
Список литературы................................................................................................43

Вложенные файлы: 1 файл

socialnye_tehnologii_v_socialnoy_rabote.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

4. Этап процедурно-организационной  работы. На этом эта¬пе осуществляется  последовательная реализация намеченных  программой мер социального воздействия  конкретными исполнителями в  обозначенное время и сроки, сопоставление и соизмерение результатов с критериями успешности социальной работы.

5. Контрольно-аналитический этап  работы. Это завершающий этап  технологического цикла, на котором  организаторы социальной работы  анализируют итоги деятельности специалистов, выявляют факторы, способствовавшие положительному разрешению социальных проблем, выясняют причины, мешавшие успешному решению задач социальной работы, и намечают пути устранения этих причин в дальнейшем.

Как и любой вид деятельности, технологический процесс социальной работы требует постоянного совершенствования. Пути совершенствования технологического процесса в социальной работе:

  • лежат в плоскости разработки новых методик выполнения операций на всех этапах технологического процесса;
  • касаются совершенствования способов использования всех компонентов инструментария социальной работы;
  • состоят в обеспечении правильного сочетания общих методов социальной работы со спецификой конкретных условий жизнедеятельности клиентуры социальных служб;
  • заключаются в умении постоянно учитывать социально-психологические факторы при выборе методов воздействия на объекты социального воздействия и умении органично использовать достижения социальных наук для выработки новых технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методы в социальной работе и их классификация

2.1. Сущность научных методов и их роль в практике социальной работы

Социальная работа как  система научных знаний состоит  из двух основных разделов:

1) теоретико-методологического,  фундаментального, в котором изучается методология, рассматриваются закономерности, принципы, категориальный аппарат, и

2) прикладного, социально-практического,  управленческого приложения теоретического  и эмпирического знания к решению  практических социальных задач.

Социальная работа как система научных знаний носит преимущественно прикладной характер. Как известно, все науки делятся на фундаментальные и прикладные. Они имеют различные методы и предмет исследования, разные подходы и угол зрения на социальную действительность. Прикладная наука отличается от фундаментальной своей практической направленностью. Если фундаментальная наука занимается в основном приращением, апробацией нового знания, его обоснованием и проверкой, превращением текущих исследований в «твердое ядро» науки, то прикладная наука занимается проблемами применения апробированных знаний в социальной практике.

Фундаментальные социальные знания основываются на теоретических  положениях естественных и общественных наук, которые, как правило, не поддаются  технологизации . Такого рода исследования не направлены на создание конкретного социального проекта. Их результаты определяют долговременные тенденции и направления социального развития общества. Фундаментальные науки открывают новые направления в теории, тогда как прикладные — занимаются поиском путей практического использования открытий, превращения их в массовые технологии преобразования действительности.

Необходимо подчеркнуть, что современная социальная технология не ограничивается лишь тем, что представляет собой определенную совокупность знаний, опыта и навыков по организации того или иного вида деятельности. Технология становится системой знаний об управлении процессами социального развития, их постоянной рационализации и модернизации. Социальная технология включает в себя знания об экономических условиях, о культурных, психологических, социально-экономических и педагогических последствиях развития социальных процессов. Она связывает все эти знания в единую систему технических, правовых, политических, социально-психологических знаний. Технология, понимаемая подобным образом, не просто сливается с наукой, а сама становится наукой, то есть творчеством.

Технология социальной работы как отрасль социальных технологий и система знаний опирается на теоретические положения социальной работы, на соответствующий методологический аппарат (принципы, законы, категории, методы, приемы исследования и т.д.), а также на практический опыт и эмпирический материал.

Для любой науки прикладные исследования технологий являются наиболее трудоемким видом деятельности. В нашей стране термин «социальная технология» прочно вошел в научный оборот лишь в начале 80-х годов. Социальная технология дает возможность многократно использовать отработанные стандартные алгоритмы для решения типовых задач социальной работы. Социальные технологии упрощают использование инструментария, так как внедрение идет «накатанным» путем, но весьма сложны в разработке.

Пути, способы познания и преобразования объективной реальности принято называть методами. С помощью  методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. Полученные достоверные знания используются для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний (в нашем случае — социальная работа) способна воспринять и использовать все самое новое, передовое, что появляется в методах смежных социальных наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании и преобразовании мира.

В познании социальных процессов, различных аспектов функционирования и развития методу отводится центральная роль. Владея различными методами, человек приобретает способность продуктивно осваивать научные достижения, ценности общества. Ведь процессы социального развития реализуются на основе особых принципов и при помощи специфических методов.

Метод — от греческого «methodos» — путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Он выступает как совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности7.

Метод в социальной работе выполняет двоякую роль, выступая:

1) как способ, путь  познания и применения знаний, выработанных в науках, изучающих  различные аспекты жизнедеятельности  человека и социальной практики;

2) как определенное  конкретное действие, способствующее  качественному изменению существующего объекта (субъекта).

В получении новых  знаний особое место занимают методы научного исследования. С их помощью  определяется путь научного познания и установления истины. По утверждению  И.П. Павлова, метод в науке —  самая первая, основная вещь, главное — выбор правильного метода. При правильном методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при неверном методе и гениальный человек будет работать впустую . На важность метода указывали и другие ученые, философы, практики. Ч. Дарвин, например, подчеркивал, что искусство создания нового состоит в методе поиска причин явлений и в обладании таким множеством знаний, какое только воз¬можно в отношении изучаемого предмета.

Технологическая компетентность специалиста социальной работы означает овладение научными и практическими методами смежных наук, так как социальная работа носит во многом междисциплинарный характер, используя достижения социологии, экономики, педагогики, юриспруденции, экологии, истории и других наук. 

Профессионализм социального работника зависит от уровня и глубины познания, применения научных методов исследования социальных проблем. Вместе с тем, социальный работник, занятый научным исследованием, пытающийся с помощью научных методов объяснить суть и эффективность своей практики, должен руководствоваться общими принципами научной деятельности, а именно:

— начиная исследование, необходимо тщательно взвешивать его возможные  последствия для людей;

— необходимо получить добровольное и осознанное согласие участников исследования, удостовериться, что никому из них не грозят санкции или наказания в случае отказа от участия, неукоснительно соблюдать личные права и достоинство участников;

— необходимо гарантировать защиту участников исследования от несанкционированного физического или психологического дискомфорта, страданий, вреда, опасности или ущерба;

— обсуждение оказанных  услуг или отдельных случаев  оказания социальных услуг должно проводиться  только в координатах профессиональных обязанностей социального работника и только с лицами, которые непосредственно и в силу своей профессии имеют к этому отношение;

— необходимо гарантировать  конфиденциальность полученной в ходе проводимых исследований информации об ее участниках;

— исследователь должен ставить себе в заслугу только ту работу, которая действительно им проделана, и отдавать должное вкладу, сделанному другими лицами.

Роль того или иного  метода в каждом случае обусловливается  рядом факторов8:

1) целью и характером  задач, решаемых в ходе исследования;

2) наличием материально-технической  и источниковедческой базы, на  основании которой ведется исследование;

3) состоянием знаний  по той или иной проблеме, квалификацией  и опытом исследователя или  практического работника.

 

2.2. Классификация социальных методов

Классификация методов  социальной работы представляет собой  очень сложную, недостаточно разработанную, но актуальную проблему теории и практики социальной работы. Классификация методов  — важный компонент научной организации  социальной работы. Однако необходимо отметить, что описание и анализ методов, их ранжирование в специальной литературе находится лишь в стадии становления.

Современная система  научных методов столь же многообразна, как и сама система знаний об окружающем мире. В связи с этим существуют различные классификации методов в зависимости от признаков, положенных в основание классификации: степень общности, сфера применения, содержание и характер деятельности и т.п.

Применительно к области  социальной работы для понимания  места и роли методов важное значение имеет их классификация по степени общности, что обусловливается интегративным характером теории и практики социальной работы. По этому основанию можно выделить всеобщие (философские) методы, общенаучные методы и частные специальные научные методы.

1. Всеобщий, или философский  метод понимается как единство  мировоззренческой и методологической  позиций субъекта в различных  видах деятельности.

Одним из основных методов  социального познания является всеобщий метод материалистической диалектики, сущность которого состоит в том, что процесс выявления и осмысления фактов, событий и явлений основывается на отражении в сознании исследователя объективной диалектики самой социальной действительности. При этом любое явление или событие рассматривается и исследуется в состоянии своего становления и развития, что исключает субъективность в подборе и толковании фактов, предвзятость и односторонность. Диалектика как метод научного исследования расширяет возможности социального предвидения и прогнозирования, потому что позволяет обнаружить самые глубинные причины и связи происходящих событий, вскрыть присущие им внутренние закономерности, а следовательно, с достаточной степенью научной достоверности обозначить зарождающиеся в них тенденции.

Следует сказать, что технология с давних пор привлекала внимание философов, так как деятельность человека по сути всегда технологична.

Еще Аристотель выделил  специфическую для человека деятельность в особое понятие, получившее в его  философии название «праксис». Он распространил это понятие не только на сторону материального производства, но и на область межличностных, социальных, нравственных и политических отношений. Именно этот древнегреческий мыслитель довольно близко подошел к осознанию того, что и политическая, и повседневная деятельность людей технологична по своей природе.

Действительно, в рамках любой профессиональной и общественной деятельности повторяются определенные операции пли их наборы, т.е. процедуры, которые осуществляются в той  или иной последовательности для решения более или менее сходных задач.

2. Общенаучные методы  применяются во многих областях  деятельности, в том числе и  в социальной работе. Среди них  следует выделить:

— метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, сторон и выделении (вычленении) глубинной сущности процесса. В основе этого метода две ступени познания: во-первых, исследование начинается с конкретного анализа и обобщения эмпирического материала. Здесь выделяют наиболее общие понятия и определения науки; во-вторых, на основе уже познанных явлений, понятий происходит объяснение нового явления. Это путь восхождения от абстрактного к конкретному;

— метод анализа и  синтеза. Посредством анализа исследуемое  явление, процесс расчленяют на составные части и исследуют каждую отдельно. Результаты анализа рассматривают целостно и путем синтеза воссоздают единую научную картину о социальном процессе;

— метод индукции и  дедукции. С помощью индукции (от лат. наведение) обеспечивается переход  от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (от лат. выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным;

— единство общего и особенного в теории и практике социальной работы. Технология социальной работы в широком смысле включает социальные теории процесса социального развития, представляет собой единство метода и многообразие методик;

— исторический метод. Историческое исследование не только выявляет социальные закономерности возникновения, становления  и развития явлений в контексте исторического времени, но и помогает разложить действующие в его процессах социальные силы, проблемы на составляющие, выявить их последовательность, определить приоритеты;

Информация о работе Социальные технологии в социальной работе