Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:22, курсовая работа
Цель данной работы – изучение особенностей социальных технологий и их роль в социальной работе.
Задачи:
1. Определить понятие социальных технологий
2. Выделить сущность и особенности.
3. Охарактеризовать основные методы и технологии социальной работы с молодежью.
4. Проанализировать использование технологий на примере реабилитационного центра «Надежда».
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Социальные технологии в социальной работе......................................6
1.1. Понятие и сущность социальных технологий...............................................6
1.2. Специфика социальных технологий в социальной работе...........................9
Глава 2. Методы в социальной работе и их классификация.............................19
2.1. Сущность научных методов и их роль в практике социальной работы.....................................................................................................................19
2.2. Классификация социальных методов...........................................................23
Глава 3. Опыт применения технологий на примере реабилитационного центра “Надежда”..................................................................................................33
3.1. Целевая программа реабилитационного центра “Надежда” города Москвы...................................................................................................................33
3.2. Основные социальные технологии Реабилитационного центра......................................................................................................................34
3.3. Адаптация, получение трудовых навыков и результаты работы с детьми-инвалидами.............................................................................................................37
Заключение.............................................................................................................40
Список литературы................................................................................................43
— метод восхождения от простого к сложному. Социальные процессы представляют собой совокупность простых и сложных социальных явлений. В социальном развитии простые отношения не исчезают, они становятся элементами сложной системы. Сложные социальные явления, базируясь на простых (абстракциях, категориях) аспектах научного познания, концентрируют их и получают более емкие, но конкретные определения. Поэтому развитие от простых социальных процессов к сложным получает отражение в движении мышления от абстрактного к конкретному;
— единство качественного и количественного анализа как метод познания социальных отношений. Социальные теории не могут ограничиваться выявлением лишь качественной стороны социальных процессов. Они исследуют также и количественные взаимосвязи, тем самым познанные социальные явления предстают в виде меры, или как качественно определенное количество. Например, меру процессов представляют пропорции, темпы, показатели социального развития.
Единство качественного
и количественного анализа
Одна из особенностей современной науки — ее усиленная математизация. Это не значит, что применение математики в научных исследованиях, в решении и проверке эффективности человеческой деятельности — явление совершенно новое, возникшее только в XX веке. Еще в прошлом веке К. Маркс писал, что наука достигает совершенства только тогда, когда она использует математику;
— генетический метод направлен на исследование преемственности процесса развития понятий, категорий, теории, методики и технологии социальной работы;
— конкретно-социологический метод выясняет и показывает социальные связи, их эффективность, общественное мнение, обратную связь; включает в себя такие эмпирические методы, как анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент, тестирование и др.;
— методы формализации — составление данных о процессах социального развития субъектов и объектов управления в виде схем, графиков, таблиц и т.д.;
— метод аналогии — оценка конкретной социальной ситуации, итогов работы исходя из опыта оценки других организаций, субъектов и т.д.;
— системно-структурный или структурно-функциональный метод направлен на выяснение целостности явлений, нового качества, выделение компонентов системы социального развития и работы, выяснение способа их взаимосвязи и функций.
3. Частные специальные
научные методы — это
Ни в отечественной, ни в зарубежной практике нет единого словоупотребления относительно частных методов, приемов научного исследования. Одну и ту же систему действий некоторые авторы называют методом, другие — техникой, третьи — процедурой или методикой, а иногда — методологией.
Известный социолог В.А. Ядов так раскрывает эти термины: метод — основной способ сбора, обработки и анализа данных; техника — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода; методика — совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь; процедура — последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования.
Например, при изучении общественного мнения социолог использует в качестве метода сбора данных анкету. Далее, в силу различных причин, часть вопросов он формулирует в открытой форме, а часть — в закрытой. Эти два способа образуют технику данного анкетного опроса. Анкетный лист, т.е. инструмент для сбора первичных данных, и соответствующая инструкция респонденту представляют собой в этом случае методику.
В профессиональной деятельности социального работника метод является способом действия, он как бы опосредует цель и результат, служит соединению намеченной цели со средствами ее достижения, задает наиболее плодотворный путь к успеху.
С помощью научных исследований специалисты-практики могут выяснить, работают ли их методы, достигают ли цели программы. Исследование может проводиться как самими социальными работниками, так и другими специалистами (например, социологами), однако социальные работники-профессионалы все больше осознают значение проведения исследования своими собственными силами. Исследование помогает установить, какие типы практического вмешательства и при каких обстоятельствах наиболее эффективны9.
Методы социальной работы постоянно развиваются, обогащаются, совершенствуются. Они находятся в тесном взаимодействии с формами социальной работы. Но метод и форму социальной работы не следует отождествлять, как это часто случается в практической работе, а иногда и в научных публикациях. Если метод есть путь, способ достижения цели и решения задачи, то форма выступает способом организации содержания работы, сочетания определенных функций работы. Благодаря формам работы методы наполняются конкретным содержанием, выражая существенные связи и отношения социальной работы.
Взаимосвязанный характер социальных, экономических, психологических, педагогических, юридических проблем требует и комплексного их изучения. При этом необходимо не слияние, а кооперация различных наук (гуманитарных и естественных), причем кооперация не простая, а сложная, то есть основанная на межпредметном разделении труда. Поэтому методы теории, методики и технологии социальной работы постоянно обогащаются современным научным аппаратом и методами исследования, широко применяемыми в других науках.
Надо сказать, что использование в социальной работе данных смежных наук связано с определенными трудностями. Во-первых, заимствованные идеи и данные не всегда синтезированы и адаптированы к новым потребностям. Во-вторых, некоторые идеи заимствуются в упрощенном варианте и порой практически фальсифицируются в процессе их приспособления. В-третьих, нередко бывает, что социальные работники оперируют конкретными данными или идеями других наук, которые уже устарели или, наоборот, находятся в стадии становления и апробации.
Технология — это система предложенных наукой алгоритмов, процедур, способов и средств, применяемых в социальной практике, которые должны вести к заранее намеченным результатам деятельности, гарантировать получение продукции данного количества и качества. «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала»10.
Пока технология не создана, преобладает индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место «коллективному мастерству», концентрированным выражением которого и является технология.
Необходимо отметить, что деятельность социального работ¬ка в силу своего статуса имеет ряд ограничений, позволяющих ему проводить работу лишь в определенных пределах, в частности:
— зависимость от состояния экономической и социальной ситуации в стране (рынок труда, безработица, проблемы жилья, своевременность выплаты зарплаты, пенсий, пособий и т.д.);
— фактический
уровень обеспеченности
— границы функциональных
обязанностей социального работника
и его профессионального
Задача теоретиков технологии социальной работы — изучать разнообразные аспекты социальных явлений, анализировать, обобщать и затем передавать проверенные данные в распоряжение тех субъектов, которые практически решают проблемы социального развития. Применение научной теории в технологиях социальной работы — это метод мышления социального работника о человеке, его потребностях и интересах, который в отличие от обыденного, житейского, может быть выделен и проверен на достоверность, верифицирован.
Без знания законов, действующих в конкретных социальных системах и процессах, без связей с гуманитарными и естественными знаниями невозможны ни повышение научности технологии социальной работы, ни ее упорядочение и объективизация, определение специфических закономерностей, свойственных ей функций. Технологический процесс в практике социальной работы — одна из необходимых ступеней. Технология призвана искать наиболее удобные пути решения проблем, оптимизировать усилия, отбирать приемлемые варианты. Вместе с тем без должной гуманизации, предоставления субъекту более широкого выбора и свободы действий она не имеет права на признание и использование.
Процессы социального развития индивидов, социальных групп не спонтанны, они детерминированы и регулируются общественно необходимыми мотивационными аспектами поведения личности (группы), ее интересами и потребностями. Социальная работа, по существу, — это целенаправленная управленческая деятельность по решению социальных проблем, ситуаций как внутреннего, так и внешнего порядка. Все это повышает роль социального работника как менеджера, организатора, увеличивает значимость его знаний, опыта, интуиции, умения отдавать все силы защите интересов клиента. Работа с людьми — это также обучение и воспитание детей и взрослых, имеющая специфическую направленность, решение психологических ситуаций и проблем социального развития.
Следовательно, методы социального управления занимают значительное место в деятельности социального работника, включают в себя способы воздействия, совокупность приемов, операций и процедур подготовки и принятия решения, организации его выполнения.
Основой для классификации методов практической деятельности социальной работы могут служить интересы, потребности индивидов, а также социальные интересы управленческих систем.
Анализ практической
деятельности органов управления социальной
сферой позволяет выделить четыре основные
группы методов социальной работы: организационно-
Ведущее место в практике социальной работы занимают административные и экономические методы. Деление этих методов в известной мере условно, так как четкое обособление каждого из них не всегда представляется возможным: они взаимодействуют друг с другом и имеют немало общих черт. В то же время им присущи различия в способах и мотивационном механизме воздействия на объекты управления.
Глава 3. Опыт применения технологий на примере реабилитационного центра “Надежда”
3.1. Целевая программа реабилитационного центра “Надежда” города Москвы
Реабилитационный центр “Надежда”- некоммерческое, благотворительное объединение семей, имеющих детей - инвалидов, уже более 5-ти лет занимается учебно-педагогическими работами, направленными на помощь аномальным детям и их родителям.
В течение ряда лет
центр ведет постоянно
- 16% из них с ДЦП, причем 10-15% из них - тяжелые постельные больные;
- 11% с заболеванием глаз и тугоухостью;
- 17% с различными анатомическими отклонениями (сколиозы, косолапие, вывихи врожденные, отсутствие и недоразвитие конечностей и т.п.).
Как правило, эти заболевания
приводят к задержке психического развития
детей, а в дальнейшем - к тяжелым
психическим недугам при
Сегодняшняя ситуация такова, что вряд ли стоит рассчитывать, что каждый ребенок - инвалид сможет постоянно находиться в специальном реабилитационном центре: нет экономических условий для их строительства и создания оплачиваемых мест воспитателей (в международной практике принято соотношение - для каждых трех ребят - инвалидов - один наставник).
Да и вряд ли дети, воспитанные в специализированных условиях, смогут адаптироваться в обычной жизни. Более реальной будет постепенная интеграция ребенка с аномалиями в развитии в социум семейной жизни, детского дошкольного учреждения, школы и т.п. с активным использованием реабилитационного потенциала семьи.
3.2. Основные социальные технологии Реабилитационного центра
1. Информационно-методический тех
Создание благоприятной информационно-методической среды обеспечения выживания, защиты и развития детей-инвалидов и их семей:
- создание достоверной
системы учета детей-инвалидов,
Информация о работе Социальные технологии в социальной работе