Социальный феномен толпы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:41, доклад

Краткое описание

Толпа – скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.
При этом общей считается такая цель, достижение которой каждым из участников взаимодействия положительно зависит от достижения её другими участниками; наличие такой цели создаёт предпосылку для сотрудничества.

Вложенные файлы: 1 файл

социальный феномен толпы.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

 

 

минобрнауки россии

федеральное государственное  бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Гуманитарный институт

наименование института (факультета)

Кафедра Социологии и социальных технологий

наименование кафедры


Доклад

по дисциплине основы социологии на тему “Социальный феномен толпы”

наименование дисциплины в соответствии с учебным планом

Студентки Осовской Натальи

фамилия, имя, отчество

Специальность социология

Группа 2С-110


 

Проверила

 

Ковалева Г. А.


Череповец

2012 г.


 

Толпа – скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.

При этом общей считается такая цель, достижение которой каждым из участников взаимодействия положительно зависит от достижения её другими участниками; наличие такой цели создаёт предпосылку для сотрудничества. Если цель каждого достигается вне зависимости от достижения или недостижения её остальными, то взаимодействие отсутствует или оно минимально (при появлении второстепенной общности целей: например, веселее провести время в ожидании). Наконец, если зависимость достижения одной и той же цели субъектами отрицательна, складывается предпосылка для конфликта.

В толпе цели людей  всегда одинаковые, но обычно не бывают сознательно общими, а при их пересечении возникает острейшее отрицательное взаимодействие. Например, при массовой панике каждый страстно желает спастись, в стяжательной толпе каждый стремится что-то приобрести, и все друг для друга являются помехой.

Основоположник социологии Г.Спенсер предполагал, что в толпе  проявляется простая арифметическая сумма или же среднее арифметическое характеров собравшихся индивидов. У толпы есть универсальный способ вовлекать в себя людей - это приобретение каждым ощущения своей силы из-за многочисленности собравшихся. Это явление Г. Лебон причисляет к типу гипнотических состояний, связывая этот процесс с существованием бессознательной сферы психики отдельного человека.

Метаморфоза обусловливается  специфическими эффектами, которые и есть  суть механизмы образования толпы. Выявлены два основных механизма: слухи и эмоциональное кружение (синоним – циркулярная реакция ).

Виды толпы.

Большое количество наблюдений и специальных исследований позволили выделить четыре основных вида толпы с соответствующими подвидами.

Активная толпа обязательно  имеет сильно выраженный эмоциональный  заряд, и на что он будет направлен, зависит от обстоятельств. Одним из наиболее опасных вариантов является толпа агрессивная. Это вид толпы, которая пытается решить те или иные социально назревшие проблемы насильственным путем, при этом теряет рациональную основу для своих действий и вымещает чувство фрустрации и гнева на совершенно случайных объектах. 

Выделяется также тип спасающейся толпы, которая превращается в паническую, если доступ людей к средствам и способам спасения оказывается неопределенным или ограниченным. Мы уже приводили пример пожара в театре, когда люди руководствуются лишь чувством страха и под его влиянием превращаются в толпу, ведущую себя иррационально. 

Эмоциональная заряженность и иррациональность поведения — признаки, которые объединяют толпы самого различного типа. Поэтому сюда можно отнести и тип стяжательской толпы, т. е. скопления людей, движимых стремлением к грабежу, разворовыванию материальных ценностей, которые стали неожиданно доступными в силу тех или иных условий. Не следует в этих случаях сваливать все только на «уголовный элемент». Анализ поведения при стихийных бедствиях показывает, что обычно и добропорядочные люди при определенных обстоятельствах, когда им кажется, что не перед кем отвечать, включаются в толпы мародеров. Тенденция к «рационализации», т. е. к оправдыванию перед самим собой своих действий (все равно имущество пропало бы; его украл бы кто-нибудь другой; хозяева имущества, видимо, погибли и т. д.), составляет тот психологический механизм, который примиряет совесть с чувством ответственности за содеянные преступления. Это — тоже феномен толпы. 

Выделяют еще демонстрирующий тип толпы, под которой имеется в виду собрание людей, выражающих тот или иной социальный протест. На наш взгляд, это наиболее сомнительный элемент в типологии толпы, поскольку здесь как раз явно смешиваются политические и психологические критерии. С политической точки зрения к этому типу можно отнести любое вполне рациональное и дисциплинированное массовое выступление протеста, если оно не санкционировано официальными властями. При этом оно не будет носить никаких признаков толпы. А с точки зрения психологии любое массовое явление можно расценивать как демонстрирующее, поскольку каждое выступление отражает отношение людей к чему-то. Разница будет лишь в том, насколько цели демонстрации осознаны, а формы ее организованы. В зависимости от этого демонстрация может иметь характер либо упорядоченного мероприятия, либо толпы. 

Методы изучения толпы.

Специфика феноменов толпы такова, что она крайне затрудняет их изучение. Непредсказуемость и внезапность, с какой они обычно случаются, неопределенность количественных и качественных характеристик и многие другие обстоятельства не позволяют проводить строго спланированных исследований. Ясно, конечно, что воспроизвести эти явления в лабораторных условиях также оказывается невозможным. Поэтому исследователям приходится чаще всего собирать необходимые данные из газет, кинохроники, исторических документов, путем опроса очевидцев. 

Тем не менее делались попытки разработать  объективные методы изучения явлений массового поведения. В этом плане в мировой науке накоплен уже некоторый опыт, который в принципе вписывается в рамки известных методических средств социальной психологии.

Метод опроса. Это один из наиболее доступных методов исследования массовых явлений. Его эффективность в значительной степени зависит от того, насколько широкие группы лиц, причастных к тому или иному эпизоду, охвачены опросом. При этом важно опросить не только самих участников эпизода, но и очевидцев, сторонних наблюдателей, которые могут сообщить что-либо об обстоятельствах, предшествовавших событию или последовавших сразу же после него. 

«Вторичные источники». В связи с тем, что на Западе проблема массовых беспорядков имеет богатую историю, полиция соответствующих стран накопила большой опыт действий по организации контроля над различными массовыми проявлениями. Этот опыт обобщен в различных учебных пособиях, инструкциях и указаниях. Западные психологи считают эти документы полезными источниками сведений при изучении массовых явлений, так как они содержат эмпирические наблюдения, касающиеся свойств и особенностей поведения людей в толпе. 

Прожективные методы. Л. Киллиан в 1956 г., говоря о методологических проблемах изучения стихийных бедствий, предложил использовать прожективные методики, в частности тест тематической апперцепции (ТАТ), для изучения мотивов, чувств и восприятия, порождаемых у людей толпой. В лабораторных условиях испытуемым наряду с пятью обычными карточками ТАТ предъявлялись пять карточек с фотоизображениями толпы. Далее анализировалось, на какие особенности толпы испытуемые обращали внимание. Данные такого рода при их накоплении считались полезными для изучения установок людей, которые могут проявиться в случае их участия в реальной толпе.

Экспериментальные методы. Выделяются три группы методов, которые в той или иной степени могут быть полезны при изучении проблем психологии толпы. К первой относятся методы, широко используемые в экспериментальной социальной психологии при исследовании поведения групп и индивидов в группах. Их результаты приложимы к проблеме толпы, но лишь при изучении ее отдельных особенностей.

Ко второй группе экспериментальных  методов следует отнести моделирование поведения толпы. Как уже отмечалось, создать в лаборатории условия, сходные с естественными, практически невозможно. Тем не менее такого рода попытки неоднократно предпринимались. Так, Н. Мейер, Дж. Менненга и Г. Стольц попытались в 1941 г. собрать толпы у местной тюрьмы, распространив листовки с сообщением, что «тысячи граждан» штурмуют тюрьму с намерением линчевать преступника, похитившего ребенка. Экспериментаторы затем опрашивали пришедших к тюрьме людей с целью выяснить категории лиц, стремившихся присоединиться к толпе, и их мотивы. 

Полевое экспериментирование составляет третью группу экспериментальных методов. Многие эксперименты связаны с изучением поведения реальных групп, их данные лишь в какой-то степени применимы к исследованию толпы. Следовательно, возможности и этих методов весьма ограниченны. Несомненно, что важнейшим источником данных должны быть наблюдения (с использованием технических средств) массовых явлений, возникающих в естественных условиях. Однако ограниченность возможностей и здесь вполне очевидна.

Вывод.

Главный практический вопрос, который интересует общество и особенно его правоохранительные органы: как обеспечить контроль над поведением толпы? — остается без ответа. Самый разумный вывод, к которому пришли ученые и полиция на Западе, заключается в одном: не допускать возникновения такого явления, как агрессивная толпа. А для этого нужно устранить долговременные условия, создающие чувства социальной фрустрации, недовольства, отчаяния, безысходности. Когда наше общество с этим справится, проблема толпы сведется к невинному чеховскому «брожению умов», которое не потребует вмешательств ни полиции, ни науки. 


Информация о работе Социальный феномен толпы