Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 17:00, курсовая работа
Целью данной работы является анализ основных социологических теорий американского периода творчества П.А. Сорокина. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
изучить американский период жизни и творчества П.А. Сорокина;
охарактеризовать теорию стратификации и социальной мобильности П.А. Сорокина;
проанализировать концепцию социокультурной динамики
Введение
Актуальность изучения американского периода творчества П.А. Сорокина обусловлена в первую очередь, фундаментальным вкладом с его стороны в развитие социологической мысли. П.А. Сорокин развивал социологию не как одну из частных общественных наук, а как всеобъемлющую науку о социуме, о закономерностях и тенденциях его строения, функционирования, цикличной и неравномерной динамики, о факторах и движущих силах перемен в обществе на всех его уровнях – от отдельного индивида до человечества как единого и многообразного целого. Необходимо обращение к мыслям и идеям социолога особенно сейчас, когда в нашей стране наблюдается своеобразное затишье в области научной мысли в целом, когда не совершается фундаментальных открытий, которые бы могли принести пользу всему человечеству не только в техническом смысле, но и в управлении обществом и его структурами.
П.А. Сорокин является основателем такой отрасли социологического знания, как социология революции. Став классическими, его труды в этой области не теряют свою актуальность и пользу со временем, напротив, к ним необходимо возвращаться для осуществления анализа и дальнейшей разработки и углубления теоретической и эмпирической базы социологии революции.
Его теория существования суперсистем культуры – одна из наиболее оригинальных культурологических концепций XX в. В ней П.А. Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, социолог вместе с тем акцентирует внимание не только на общих чертах в их исторической судьбе, но и фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи, проблемы, составляющие то, что определяет содержание каждой культуры и выражает ее главную ценность, являющуюся основой и фундаментом всякой культуры. На современном этапе развития российского общества изучение данной концепции особенно важно, т.к. среди жителей нашей страны наблюдается спад нравственности и духовности. Возможно, если грамотно воспользоваться концепцией социокультурной динамики, удастся не только предотвратить культурную деградацию нашего общества, но и минимизировать ее последствия.
П.А. Сорокин – один из родоначальников теорий стратификации и социальной мобильности. В своей теории общественной стратификации Сорокин объяснил, что любое общество неоднородно, слои составляющие его определяются неравенством по различным критериям. В теории социальной мобильности он объяснил, как происходит перемещение из одной страты в другую. Изучение данной теории и правильное ее применение особенно важно и необходимо современным политикам, желающим блага и успешного развития жителям отдельной страны и глобального общества в целом. Без знания теории стратификации и социальной мобильности невозможны грамотные управленческие действия.
Теории П.А. Сорокина не теряют свою значимость и актуальность со временем. Это подчеркивается и российскими, и зарубежными социологами.
Степень научной разработанности. Теоретическое наследие П.А. Сорокина, в частности, его социологические взгляды не перестают привлекать внимание многих зарубежных и отечественных исследователей.
Из иностранных авторов наиболее системно и необычно представляет материал Б.В. Джонстон [7]. Его статьи по своему идейному содержанию во многом перекликаются со статьями В.М. Бондаренко [1]. В. Джеффрис рассматривает «четыре фундаментальных принципа интегрализма, производные от идей Сорокина» [6]. Примечательно, что Джеффрис в своей работе, посвященной этим «четырем фундаментальным принципам интегрализма», говоря о них, не дает никаких конкретных определений этим принципам, лишь абстрактно пытаясь описать их сущность.
Из русских авторов, анализирующих творчество П.А. Сорокина, особо следует выделить В.В. Сапова – он очень активно печатается в периодических изданиях социологической тематики. Большинство его статей посвящены как творчеству П.А. Сорокина, так и его жизненного пути [15]. Интересны также статьи И.А. Голосенко [2, 3] и Ю.В. Яковца [28, 29] с точки зрения анализа научных идей П.А. Сорокина. Статьи Ю.В. Яковца содержат попытку перенести и экстраполировать прогнозы Сорокина на современную жизнь.
Появились работы, в которых был дан достаточно серьезный анализ теорий и концепций П.А. Сорокина, выявлены важные моменты и основные этапы в развитии научного творчества ученого. Именно этим отличаются труды М.П. Меняевой [13], Э.А. Капитонова [11], Ю.Н. Давыдова [5], Г.Е. Зборовского [9] и др.
В целом можно отметить, что иностранные авторы более вольно манипулируют понятиями, концепциями и идеями П.А. Сорокина, весьма интересно и по-своему их интерпретируя, в то время как российским авторам более свойственно сильно не «отрываться» от текста-первоисточника и традиционных представлений о нем.
Объектом данной работы выступают социологические взгляды П.А. Сорокина, а предметом – социологические теории американского периода творчества П.А. Сорокина.
Целью данной работы является анализ основных социологических теорий американского периода творчества П.А. Сорокина. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
изучить американский период жизни и творчества П.А. Сорокина;
охарактеризовать теорию стратификации и социальной мобильности П.А. Сорокина;
проанализировать концепцию социокультурной динамики П.А. Сорокина;
рассмотреть основные идеи социологии революций П.А. Сорокина.
Теоретической основой исследования являются работы американского периода социологического творчества П.А. Сорокина: «Социология революции» [25], «Социальная и культурная динамика» [20], «Социальная мобильность» [24].
Методологические основы исследования. Используемые методы исследования определены особенностями темы. В данной работе применялись структурный, структурно-функциональный, исторический и сравнительно-исторический методы.
Задачи, решавшиеся в ходе работы, потребовали применения такого метода как анализ теоретического материала.
Новизна данной работы заключается в том, что была предпринята попытка более глубокого анализа отдельных аспектов социологических теорий американского периода творчества П.А. Сорокина.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут использоваться студентами при подготовке к семинарскому занятию по дисциплине «История социологии».
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников.
1 Американский период в биографии П.А. Сорокина
1.1 Жизненный путь и творчество П.А. Сорокина в США
Летом 1922 г. прокатилась волна массовых арестов среди научной и творческой интеллигенции. 10 августа 1922 года Питирим Александрович Сорокин (1889 – 1968) приезжает в Москву по приглашению Кондратьева.
23 сентября 1922 через несколько месяцев после защиты магистерской диссертации, за свои антибольшевистские взгляды по распоряжению советского правительства тридцатитрехлетний Сорокин и его жена навеки покидают страну. Покидая родину, все свое имущество он увозил в двух чемоданах, которые были заполнены самыми ценными для него вещами – экземплярами собственных книг, статей и восемью рукописями [4, с. 354].
После продолжительного пребывания в Берлине Сорокин вместе с женой Еленой Петровной по приглашению президента Чехословакии отправляется в Прагу. Там Сорокин очень активно работает: участвует в организации журналов «Деревня» и «Крестьянская Россия», читает лекции в сельскохозяйственном институте, подготавливает к печати часть книг чисто академического содержания, а также книгу «Современное состояние России», где дан социологический анализ изменений, которые претерпела Россия в 1917 – 1922 годах [4, с. 356]. Значительно поправив свое здоровье в непривычно спокойной для него обстановке, он приступает к написанию нового фундаментального труда – «Социология революций» (вышедшего в начале 1925 года).
Из Праги по приглашению некоторых видных американских социологов он осенью 1923 года приехал в США для чтения лекций о русской революции. Прибыв в колледж Вассар, он занялся английским языком. Менее года понадобилось Сорокину для культурной и языковой адаптации. Посещая церковь, публичные собрания, университетские лекции и много читая, Сорокин довольно быстро обрел свободный разговорный язык. Затем он объехал друзей в штатах Среднего запада, читая лекции и подыскивая работу. Уже летним семестром 1924 года, благодаря усилиям своих друзей, он приступает к чтению лекций в Миннисотском университете, сотрудничая при этом с университетами в Иллинойсе и Висконсене. Проработав там 6 лет, он опубликовал шесть своих книг «Страницы русского дневника» (1924 г.), «Социология революции (1925 г.), «Социальная мобильность» (1927 г.), «Современные социологические теории» (1928 г.), «Принципы сельской и городской социологии» (с К. Циммерманом,1929 г.) и первые три тома «Систематической хрестоматии сельской социологии» (с К. Циммерманом и Ч. Гэлпиным, 1929 г.) [5, с. 198].
Интересные данные этого периода его жизни можно обнаружить в переписке Питирима Сорокина с профессором Самюэлем Харпером (1882 – 1943) одним из первых американских специалистов по России, преподавателем русского языка в университете Чикаго, неофициальным советником ряда американских послов в Москве, автором многочисленных книг о России. Питирим Александрович очень ценил его работы, статьи и книги, посвященные России: «… я должен честно признаться, что он представляет собой очень счастливое исключение из большого числа американцев, пишущих о России. Ваша характеристика спокойна, но совершенно адекватна. Будучи русским, выражаю Вам свою глубокую благодарность за такую правдивую информацию для американцев о моей стране». Переписка относится к 1923 – 1930 годам и включает шесть писем С. Харпера и 14 писем Сорокина. Общение профессионалов и коллег, начатое посредством эпистолярного жанра, постепенно переросло в дружеские отношения [9, с. 654]. С. Харпер помогал Сорокину в организации различных его лекций в Чикаго, в основном посвященных революции в России, а также общей теории социологии революций. Они обменивались информацией о положении в России, обсуждали книги, газетные и журнальные статьи, касающиеся России, также взаимно обменивались собственными трудами.
Необходимо отметить, что Сорокин не только имел нелегальные связи с Россией (предполагается, что они поддерживались по каналам «Трудовой крестьянской партии», во главе которой стоял С.С. Маслов и за связь с которой и был арестован Н.Д. Кондратьев 19 июня 1930 года), но также «… достоверно известно, что он вел переписку с земляками до конца 40-х годов». По воспоминаниям знакомых тетки Сорокина, Анисьи, ученый постоянно писал ей письма, присылал доллары и белую муку, из которой она пекла «французские булки» и угощала односельчан. Ответные послания племяннику под ее диктовку писал учитель местной школы П.И. Климушев. Однако, удивляет не сам факт переписки Сорокина с односельчанами, а то, как эта переписка могла осуществляться в годы сталинщины [9, с. 655]. Поиски этой переписки Сорокина в настоящее время продолжаются.
Что же касается его нелегальных связей, то в переписке с С. Харпером мы находим несколько косвенных подтверждений самого Сорокина: «Я получаю информацию из России более или менее регулярно и полно… Если в России будут появляться признаки чего-либо экстраординарного, насколько это можно предвидеть в России, я получу информацию заранее». В переписке Сорокина с С. Харпером упоминается также Н.Ф. Кондратьев, друг Сорокина и выдающийся русский экономист, и обсуждается вопрос о его выезде в США в связи с начавшимся в Советской России террором. Однако помочь другу Сорокин так и смог, тот был арестован и репрессирован [9, с. 655].
С момента своего пребывания в Америке Сорокин сталкивается с глухой оппозицией со стороны академических ученых, однако, предвзятость в отношении ученого спадает не только благодаря поддержке таких асов как Ч. Кули, Э. Росс, но также его трудам периода работы в Миннисоте (1923 – 1929), которые хотя и были неоднозначно встречены и оценены американским научным сообществом, но определяли уровень социологической науки того времени и создали Сорокину репутацию крупной фигуры в американской социологии, ученого противоречивого, но такого, которого нельзя игнорировать [11, с. 292].
Благодаря достоинствам его трудов президент Гарвардского университета Э. Лоуэлл пригласил Сорокина в 1930 году стать первым руководителем создаваемого отделения социологии. Он искал ученого, который вывел бы Гарвард на ведущую позицию в весьма активной тогда социологии. Ранее Сорокин отклонял предложения такого рода, но на сей раз решается занять деканское кресло и с головой уходит в организацию нового факультета, предпринимая попытку воплотить свои творческие и дидактические замыслы, имевшие место еще в России. За 12 лет, в течение которых Сорокин был деканом, факультет воспитал множество известных и популярных ученых (Р. Мертон, У. Мур, Ч. Лумис, Э. Шилз, Р. Бербер, Дж. Хоманс и др.); факультет стал впоследствии центром социологии в Америке. Питирим Александрович проработал на факультете до ухода на пенсию в 1959 году. Кстати, гражданство США чета Сорокиных получает в начале 30-х годов, при переезде в штат Масачусетс в Гарвардский университет [11, с. 294].
Когда в середине 30-х годов Сорокин анонсирует новое направление исследований своей творческой лаборатории, Гарвардский университет выделяет четырехгодичный грант колоссальных по тем временам размеров в 10 тысяч долларов для осуществления его замыслов. На протяжении нескольких лет, привлекая к работе многих ученых и учеников в качестве соавторов и для сбора эмпирического материала, и для технической обработки источников и специальной литературы, он создает свой главный труд «Социальную и культурную динамику» (в 4-х томах), где «проанализированы закономерности циклической флуктуации европейской культуры в течение трех тысячелетий» [11, с.295]. Реакция на это академических кругов, которые и являлись основными читателями Сорокина, оказалась весьма неблагоприятной и Сорокин обращается к «читающей Америке» и издает популярную адаптацию «Динамики» для массового читателя – книгу «Кризис нашего времени» (1941), которая стала впоследствии самой читаемой книгой ученого [13, с. 341].
Информация о работе Социологические теории американского периода творчества П.А. Сорокина