Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 16:21, реферат
Целью моей работы является охарактеризовать интервью как метод сбора социологической информации.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику интервью;
- проанализировать виды интервью, схему проведения, требования к проведению интервью;
- исследовать телефонное интервью, его особенности проведения.
Введение…………………………………………………………………………..3
Интервью как метод сбора социологической информации……………………4
Особенности использования интервью в социологических исследованиях…8
Виды интервью…………………………………………………………………..10
Роль интервьюера в получении информации………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………..22
Частное учреждение образования
«Институт
предпринимательской
Кафедра гуманитарных дисциплин
Реферат по дисциплине
«Социология»
На тему «Социологическое интервью как метод сбора социологической информации»
Минск 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Интервью как метод сбора социологической
информации……………………4
Особенности
использования интервью в социологических
исследованиях…8
Виды интервью…………………………………………………………
Роль
интервьюера в получении
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..22
Введение
В наше время человечество превратилось
в высокоразвитое сообщество с развитой
структурой власти, различных социальных
институтов. Но перед ним, как и
раньше, встают различные проблемы.
Это может быть, например, оценка
общественного мнения по какой-либо
проблеме и т. д. Возникают вопросы
о решении этих проблем. Но для
рационального решения
Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, имеет огромное значение. Оно позволяет исследователю продвигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои догадки, собирать и оценивать информацию об изучаемом явлении. С его помощью можно решать очень большой круг вопросов и задач, анализируя полученные данные и давая конкретные рекомендации для разрешения проблемы.
Социологическое исследование - один из способов развития и накопления социологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя на ограниченных, заранее более или менее определённых задачах.
Одним из методов социологического исследования является интервью.
Это специфический метод
Меня очень заинтересовало интервью
как метод сбора
Целью моей работы является охарактеризовать
интервью как метод сбора
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику интервью;
- проанализировать виды
- исследовать телефонное
Объектом данной работы является социологическое интервью .
Предметом данной работы являются особенности социологического интервью .
Актуальность выбранной темы объясняется
тем, что сбор первичной социологической
информации является важнейшим этапом
в проведении социологического исследования.
Именно поэтому рассмотрение и изучение
социологического интервью как метода
сбора социологической
Структура работы состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Интервью относится к опросным методам социологии и представляет собой устную беседу между двумя индивидами, выполняющими разные роли, преследующими разные целы и придерживающимися разных сценариев поведения.
Метод опроса - это не изобретение
социологов. Во всех отраслях науки, где
для получения информации исследователь
обращается к человеку с вопросами,
он имеет дело с различными модификациями
этого метода. Например, врачи, выясняя
течение болезни и
Специфика метода состоит, прежде всего,
в том, что при его использовании источником
первичной социологической информации
является человек (респондент) - непосредственный
участник исследуемых социальных процессов
и явлений.
Различают несколько разновидностей опроса: письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование), очные и заочные (почтовые, телефонные, прессовые), экспертные и массовые, выборочные и сплошные (например, референдум), общенациональные, региональные, локальные. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемым вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию.
В социологии существует множество
определений этого метода, причем
каждое из них акцентирует внимание
на чем-то особенном. Например, по мнению
В.А. Ядова, интервью - это «проводимая
по определенному плану беседа, предполагающая
прямой контакт интервьюера с
респондентом, причем запись ответов
последнего производится либо интервьюером
(его ассистентом), либо механически
(на пленку)».
Более общим кажется определение, которое
дает В.И. Добреньков: «Интервью - это метод
получения необходимой информации путем
непосредственной целенаправленной беседы
интервьюера с респондентом». Из этого
видно, что автор концентрирует внимание
в первую очередь на беседе как основе
интервью.
Каждый вариант опроса представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения, обусловленного рядом обстоятельств: содержанием анкеты или интервью, то есть перечнем вопросов, в которых реализован предмет исследования; качеством работы анкетёра или интервьюера; сосредоточенной работы респондента над предложенными вопросами; психологическим состоянием респондента в момент проведения опроса, атмосферой, в которой проводится беседа.
Важно не забывать о психологическом факторе, который играет большую роль в проведении интервью, т.к. зачастую от морального, психологического состояния респондента зависит качество получаемой интервьюером информации.
Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетёров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать довольно большое количество респондентов и получать различную по своей природе информацию.
Интервью - наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы по определенному плану с респондентом, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента.
Интервью - это ситуация вербального обмена, где один 1 человек - интервьюер - пытается получить информацию или выражения мнений или убеждений о другого человека (от других людей в случае группового интервью).
Интервью по сравнению с другими
видами опроса имеет свою специфику.
Главное отличие кроется в
способе общения социолога и
респондента. При проведении, например,
анкетного опроса оно полностью
опосредовано анкетой: анкетер пассивен,
содержание и смысл вопросов интерпретируется
самим респондентом в соответствии
с теми представлениями и убеждениями,
которые сложились у него по существу
обсуждаемой проблемы. Респондент совершенно
самостоятельно формулирует свой ответ
и фиксирует его в анкете.
При проведении же социологического интервью
следует отметить особую роль интервьюера,
его инициативу. В этом случае контакт
между социологом-интервьюером и опрашиваемым
осуществляется именно интервьюером:
он задает вопросы, организует интервью
и ведет беседу, направляет ее, фиксирует
полученные ответы. Этот совершенно особый
статус интервьюера как мобильной, активной
и направляющей беседу личности, делает
сам процесс интервьюирования наиболее
чутким, креативным, гибким, что позволяет
получить максимум информации об изучаемом
объекте исследования.
Интервьюер может пояснять формулировку задаваемых вопросов в случае непонимания их респондентом, если это допускается инструкцией, а также уточнять точку зрения респондента, требовать от него дополнительной информации с целью наиболее адекватного, точного представления ее в опросном листе.
Совершенно очевидно, что для получения одного и того же объема информации в случае использования метода интервью будет затрачено большее количество времени, нежели при использовании других видов опроса.
Использование интервью предполагает также наличие штата специально обученных интервьюеров, что требует определенных дополнительных финансовых и временных затрат.
Само же проведение интервью может занимать порой длительное время, что не всегда позитивно влияет на результат опроса, здесь может сказываться усталость и интервьюера, и самого респондента, и позволяет собрать оперативно нужную информацию лишь при наличии достаточно полно сформированной и разветвленной опросной сети.
Несколько проблематичным становится
обеспечение анонимности
Отмеченные нюансы, связанные со
сложностями проведения и организации
интервью, являются не столько непреодолимыми
недостатками метода, сколько ориентируют
на оптимизацию и
Процедура использования интервью требует осуществления действий в двух направлениях: создание опросного листа (бланка интервью) на базе программы социологического исследования. Опросный лист - социологический инструментарий, предназначенный для сбора эмпирической информации в виде устных ответов интервьюируемых лиц. В опросном листе на основе сформулированных в программе исследования гипотез, целей и задач сформулированы вопросы, соответствующие тематике исследования. Типы и композиция вопросов, используемых в интервью, такая же, как в анкетном опросе. Бланк интервью содержит введение (где кратко, но исчерпывающе оговариваются цель исследования, возможности использования его результатов, кто проводит опрос, указывается значимость участия данного лица в опросе), основную часть (вопросы по теме исследования с использованием различных их разновидностей), паспортичку (содержит вопросы о статусе личности и ее демографических характеристиках). В конце опросного листа уместны вопросы, позволяющие оценить качество проведенного интервью респондентом, а также имеется информация о времени начала и окончания интервью, самом интервьюере и подтверждение интервьюером точного использования всех требований инструкции при проведении интервью.
Организация и проведение собственно
интервью, что предполагает определение
места, времени опроса, с одной
стороны, и соответствующую
Учитывая особый статус интервьюера как активного, мобильного лица, проводящего беседу по определенному плану, следует иметь в виду, что именно от качества его работы, чуткости, терпимости и профессионализма зависит качество и надежность получаемой информации. Поэтому особого внимания заслуживает личность интервьюера, система технических приемов, обеспечивающих чистоту процедуры интервью и точность получения данных. Так, речь идет о правилах процедуры интервью в самом широком смысле слова.
Проведение интервью требует организационной
подготовки, что предполагает выбор
места и времени
Преимущества метода интервью перед анкетированием заключаются в следующем: при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента.
Этот метод позволяет следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам, и в случае необходимости изменить формулировки, поставить дополнительные, уточняющие вопросы.
Опытный исследователь может видеть,
искренне или нет, отвечает респондент,
в силу чего интервью считается по
сравнению с анкетированием более
точным методом сбора необходимой
информации.
Идеальное интервью напоминает оживленную
и непринужденную беседу двух равно заинтересованных
в ней людей. Однако один из участников
— интервьюер — помнит, что в данной ситуации
он выступает как профессиональный исследователь,
имитирующий роль равноправного собеседника.
Информация о работе Социологическое интервью как метод сбора социологической информации