Социологическое интервью как метод сбора социологической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 16:21, реферат

Краткое описание

Целью моей работы является охарактеризовать интервью как метод сбора социологической информации.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику интервью;
- проанализировать виды интервью, схему проведения, требования к проведению интервью;
- исследовать телефонное интервью, его особенности проведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Интервью как метод сбора социологической информации……………………4
Особенности использования интервью в социологических исследованиях…8
Виды интервью…………………………………………………………………..10
Роль интервьюера в получении информации………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 53.10 Кб (Скачать файл)

 — мужчина или женщина,  такого же возраста, как респондент, или старше его и пр.

Практика свидетельствует, что  самые добросовестные интервьюеры:

— это женщины старше 40 лет, часто  — пенсионного или предпенсионного  возраста. Эти женщины относительно свободны от домашних забот, имеют материальную заинтересованность, интерес (но не любопытство) к людям. К тому же сказываются  поколенческие особенности:

— интервьюеры старше сорока, как  правило, ответственны и честны в  работе. Конечно, сказанное скорее относится  к идеальному типу. 

Влияние интервьюера сказывается в самых различных направлениях. Прежде всего действует эффект стереотипности восприятия им респондента. Между тем стереотипность восприятия человека человеком — отнюдь не самый лучший путеводитель. 

Задача интервьюера состоит  в том, чтобы избежать этой вполне реальной опасности постараться  максимально непредвзято и объективно зарегистрировать ответы респондента на планируемые вопросы, ставить эти вопросы тактично, ровно, ненавязчиво, проявляя находчивость, быстроту реакции и умение «проигрывать» многообразные гипотезы относительно поведения респондента.

Если интервьюер способен стереотипизировать образ респондента, то же самое происходит и с опрашиваемым. И он воспринимает беседу сквозь призму установок и  стереотипов, активизированных личностью  интервьюера. 
Способ «сломать» возможный барьер — вести себя как можно проще, свободнее, начинать разговор с максимально нейтральных и общепонятных вещей. Ни одеждой, ни манерой разговора не следует подлаживаться под опрашиваемого: надо держаться спокойно и естественно.

Замечено, что темп речи интервьюера влияет на поведение респондента. Если интервьюируемый привык говорить быстро, медленный темп речи интервьюера будет его раздражать. Однако, если опрашиваемый говорит размеренно, быстрый темп речи интервьюера его не очень беспокоит. Лучший вариант — выработать привычку вести беседу в среднем, не быстром и не слишком медленном, темпе. На ход беседы влияют соотношение в возрасте и пол участников разговора. Интервьюер примерно того же возраста, что и опрашиваемый, но противоположного пола обычно добивается лучшего результата.

Обстановка, в которой проходит беседа, должна располагать к спокойному и откровенному разговору. Нельзя проводить интервью в людных помещениях при посторонних. 

 

Заключение

 

Социология, как и жизнь общества, наукой о которой она является, многообразна и сложна. С помощью  социологии исследуется многочисленные социальные явления и процессы, в  центре которых находятся взаимодействующие  социальные общности. Общество как  таковое – это прежде всего  те различные социальные общности, в которых мы живем и работаем, учимся и отдыхаем: трудовые и учебные  коллективы, семьи и дружеское  окружение, этносы и нации, города и  села и т.д.

Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана - о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости.

Одним из методов сбора первичной  информации является интервью.

Интервью – это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента.

Интервью широко распространено в  современной жизни. Сфера применения этого метода чрезвычайно обширна  и разнообразна: интервью используется в социологии, психологии, журналистике, статистике, этнографии, педагогике, управлении и др. науках. В зависимости от цели исследования, от исследуемого объекта  применяют различные виды интервью.

Проведение интервью требует организационной  подготовки, что предполагает выбор  места и времени интервьюирования. Место проведения интервью определяется спецификой предмета исследования. А  также следует отметить, что интервью в значительной мере зависит от профессиональной подготовки интервьюера.

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Жабский М.И. Принципы стандартизированного интервью.//Социологическое исследование, М., 1985, 3.
  2. Методы сбора информации в социологических исследованиях. М.: Наука, 1990
  3. Погосян Г.А. Метод интервью и достоверность социологической информации. Ереван, 1985.
  4. Рабочая книга социолога. М.: Наука 1983

 

 


Информация о работе Социологическое интервью как метод сбора социологической информации