Социологическое интервью как метод сбора социологической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 16:21, реферат

Краткое описание

Целью моей работы является охарактеризовать интервью как метод сбора социологической информации.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику интервью;
- проанализировать виды интервью, схему проведения, требования к проведению интервью;
- исследовать телефонное интервью, его особенности проведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Интервью как метод сбора социологической информации……………………4
Особенности использования интервью в социологических исследованиях…8
Виды интервью…………………………………………………………………..10
Роль интервьюера в получении информации………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 53.10 Кб (Скачать файл)

Приведенная классификация интервью построена по принципу возрастания  степени формализации процедур и  соответственно регламентированности поведения интервьюера. Нетрудно заметить, однако, что под формализованностью понимается в основном стандартизация плана интервью. Речь идет лишь о стандартизации формулировок и расположения вопросов. Между тем формализация процедуры интервью - это нечто большее.

Полностью формализованным следует  считать такое интервью, в котором  стандартизован весь ход беседы, включая  социальное и физическое окружение. Последнее оказывают немалое  воздействие на качество получаемой информации.

Следует дополнить приведенную  классификацию следующими видами интервью по нарастающей формализации: 

1)Стандартизированное интервью с фиксированными условиями физического окружения, обстановки, при котором стандартизированы также условия места и времени проведения интервью (в домашней обстановке, на улице, на рабочем месте, в рабочее время, после работы, в будний или выходной день, утром, днем, вечером).

2)Стандартизированное интервью с фиксированными условиями физического и социального окружения, при котором к вышеуказанному добавляется также требование социального окружения процесса интервью (наличие третьих лиц во время опроса, их состав, степень близости к опрашиваемому).

3)Полностью формализованное интервью, в котором к стандартизации физических и социальных условий добавляется также требование стандартизации (насколько это возможно) взаимоотношений в системе «интервьюер-респондент». Последнее достигается путем использования специально подобранной и обученной группы интервьюеров. Определенная стандартизация отношений достигается также при машинном опросе, когда опрашиваемому задается вопрос на экране видеотерминала, а ответ вводится непосредственно в память машины через клавишную приставку.

В литературе имеются также классификации  интервью по иным основаниям, позволяющим  обрисовывать всевозможные виды интервью. 

По целевому назначению:

1)Ретроспективное интервью имеет целью оценочное воспроизведение прошлых фактов, событий участниками или свидетелями ситуации. 

2)Интроспективное интервью имеет целью изучить мнения и оценки людей по поводу текущих событий. 

3)Прожективное интервью имеет целью выявить возможное отношение людей к виртуально возможным событиям или поведение людей в потенциально возможных ситуациях.

По типу опрашиваемых лиц:

1)Интервью экспертов.

Свободное интервью экспертов имеет  разведывательную цель и чаще используется, когда необходимо более точно  представить проблему, уточнить некоторые  нюансы, четче интерпретировать употребляемые  понятия и наметить основные направления  исследования. Число интервьюируемых экспертов здесь невелико (10-15), но главное - чтобы подобранные эксперты были представителями разных в профессиональном и научном отношении точек зрения. Такое интервью проводится опытным социологом.

2)Интервью простых респондентов.

3)Интервью ответственных, должностных лиц.

По количеству опрашиваемых респондентов:

1)Индивидуальное интервью.

2)Групповое интервью.

По способу общения социолога и респондента:

1)Личное интервью. 

2)Телефонное интервью - опосредованная форма общения с респондентом. Такой вид интервью имеет широкое применение в оперативных социологических исследованиях. Данный вид интервью весьма специфичен. Он отличается краткостью, что ориентирует исследователя и интервьюера на работу в совершенно определенном режиме. Опросный лист такого интервью чаще всего формализован и имеет небольшой веер вариантов ответов к каждому вопросу. Сами вопросы должны быть конкретны, кратки, однозначны, а варианты ответов к ним - исчерпывающие (без дополнений, комментариев и уточнений). Интервьюер, проводящий телефонный опрос, должен представиться, назвать тему исследования, дать гарантию анонимности и предложить высказать свое мнение).

По месту проведения интервью: 

1)Интервью по месту жительства. 

2)Интервью по месту работы (в ситуациях, когда проблема связана с изучением производственных ситуаций.

3)Интервью на улице.

По цели исследования:

1)Интервью разведывательное (при необходимости получить предварительную информацию о проблемном поле). 

2)Интервью контрольное (с целью проверки результатов проведенного интервью, или пилотаж инструментария).

3)Интервью основное (сбор информации по проблеме исследования на соответствующей выборке).

По способу регистрации ответов: 

1)Интервью с записью в опросном листе (информация регистрируется по «свежим следам», по ходу интервью).

2)Интервью с записью на магнитофоне проводится только в случае согласия использования техники со стороны респондента и предполагает дальнейшую работу по интерпретации, содержательному уплотнению записанной беседы. 

3)Интервью с ассистентом, в этой ситуации интервьюер задает вопросы и ведет беседу, а ассистент записывает ее. Нужно помнить, что данная форма интервьюирования не удобна тем, что ассистент может сыграть роль «третьего лица», в присутствии которого снижается уровень анонимности беседы и уровень искренности ответов респондента.

Представленные виды интервью свидетельствуют  об инвариантности форм метода, ориентирует  на возможность выбора и использования  конкретного вида интервью с учетом специфики исследовательских задач  и целей, а также особенностей его организации, проведения и ситуации применения. Использование же самого метода интервью требует тщательной разработки методических процедур и  приемов его использования.

 

    1. Роль  интервьюера в получении информации

 

Работа же самого интервьюера предполагает осуществление следующих целей: налаживание контакта с респондентом; правильная постановка вопросов интервью; правильная фиксация ответов. 
Задача интервьюера - организационно подготовить интервью, найти соответствующих выборке респондентов, убедить их принять участие в исследовании. На протяжении всего времени общения с респондентом интервьюер обеспечивает социально-психологическое взаимодействие, создает дружескую атмосферу, в которой далее ведется беседа. Так, вся процедура интервью, начиная с появления интервьюера и с первых его слов, должна предусматривать для опрашиваемых мотивы, побуждающие давать искренние ответы.

Интервьюер лично, непосредственно  взаимодействует с респондентом: он лично задает ему вопросы (соответственно опросному листу), лично регистрирует ответы. Он ведет беседу, направляет ее. В связи с этим интервьюер должен точно формулировать вопрос; задавать все вопросы, находящиеся  в опросном листе и строго в  той последовательности, в которой  они в нем зафиксированы; точно  фиксировать полученные ответы. В  ходе опроса ничего не должно меняться - опрос должен быть одинаковым для  всех по условиям проведения, по формулировкам  и последовательности задаваемых вопросов.

Интервьюеру запрещается вступать в дискуссии с опрашиваемыми, прерывать их, подчеркивать личную заинтересованность в результатах  исследования. В процессе интервьюирования интервьюер должен занимать нейтральную  позицию по отношению к предмету исследования. Во время интервью интервьюер может потребовать от респондента  добавочной информации, уточнения и  пояснения своей мысли; имеет  право указать на обнаружившиеся в ходе беседы противоречия в ответах  опрашиваемых.  
Продолжительность интервью не лимитируется; не рекомендуется торопить респондента с ответами. Темп интервью определяется обстоятельствами: спецификой темы исследования; уровнем образовательного и культурного развития респондента; возрастом респондента. Если изучаемая проблема сложна, темп интервью может быть медленным. Не следует допускать и другой крайности - чрезмерно долгого обдумывания ответов (это может привести к искажению информации). Для снижения проблем восприятия вопросов респондентами и социально-психологических проблем опроса необходимо по возможности использовать стандартизированные вопросы, учитывать особенности респондента (образование, пол, возраст). 
Способ регистрации данных зависит от вида интервью. При проведении глубинного или свободного интервью может применяться стенография, запись по «горячим следам» в бланк интервью или магнитофонная запись (с согласия респондента). Иногда может быть использована запись по памяти, если количество задаваемых вопросов не велико, интервьюер может записать ответы на вопросы по окончании интервью.

Интервьюер, проводящий опрос, должен действовать строго по инструкции, полученной на инструктаже; он должен досконально знать содержание опросного  листа с учетом всевозможных переходов  и фильтров; знать, как регистрировать ответы, как работать с карточками, прилагающимися к инструментарию. Все  указания по ведению опроса и работе с опросным листом, правилам заполнения опросных листов, поиска респондентов содержатся в инструкции и продублированы, как правило, в самом опросном листе (перед каждым вопросом другим шрифтом отмечается специфика работы с ним, указаны все переходы).

Инструкция интервьюеру, где указаны  все технические, методические, организационные  аспекты интервью, которые могут  вызвать затруднения в ходе интервьюирования, является важным методическим документом и должна быть подробно составлена. В инструкции описано содержание вводной беседы с респондентом, правила  поиска и замены респондентов, принципы проведения интервью, способы регистрации  ответов. 
По окончании работ по сбору эмпирической информации интервьюер представляет в исследовательский центр следующие документы: заполненные бланки интервью; маршрутные листы; отчет о проведенной работе, в котором указано, где и когда проводилось интервьюирование, какие отклонения от выборки имеются, какие есть замечания по процедуре опроса, каково было отношение респондентов к интервью и исследуемой проблеме и др.

Интервью должно поставлять исследователю  весь фактический материал. Следовательно, вопросы интервьюеров, ответы опрашиваемых, заметки интервьюера о наблюдениях  по поводу ситуации интервью и самих  опрашиваемых создают основу для  выводов исследователя, в которых  зачастую содержатся выводы и решения, часто выходящие за рамки конкретного  исследования.

В связи с этим особой проблемой  представляется подготовка интервьюеров. Она включает в себя не только инструктаж накануне исследования, что является весьма важным, но и отбор, и подготовку интервьюеров.

В качестве интервьюеров могут выступать  профессиональные социологи, а также  представители других профессий  при условии успешного завершения обучения.

Практика социологических исследований говорит в пользу использования  в качестве интервьюеров именно неспециалистов в связи с их большей беспристрастностью и нейтральностью по отношению к  результатам исследования, а, значит, их большей изначальной объективности. Кроме того, при проведении интервью целесообразно использовать как  можно большее количество интервьюеров, что обеспечивает не только оперативность  работы, но и дает больше возможностей сопоставимости результатов, помогает избегать субъективизма в восприятии и интерпретации ответов.

При этом кто бы ни проводил опрос (профессиональный социолог или специально обученный для исполнения этого  рода деятельности человек), интервьюер должен изначально обладать набором  качеств, потенциально облегчающих  его работу в этой роли. Это коммуникабельность, внимательность, добросовестность, честность, интеллектуальные способности, культура, поставленная дикция.

При отборе кандидатов для работы в качестве интервьюеров возможно использование  тестов на определение быстроты реакции, объема памяти, степени коммуникабельности, умения слушать. Половозрастные, национальные и другие особенности интервьюеров особого влияния на ход и результаты опроса не оказывают. Скорее необходим  учет специфики темы и аудитории  с целью подбора интервьюеров по конкретным признакам.

После соответствующей подготовки по специальным методикам при  условии положительных результатов  проведения серии контрольных интервью интервьюер зачисляется в опросную сеть. Хотя подбор и подготовка интервьюеров считается делом весьма хлопотным, необходимо стремиться к формированию многочисленной опросной сети. Наличие  достаточного количества интервьюеров позволяет оперативно собрать искомую  информацию и использовать принцип  взаимозаменяемости и сменяемости  сотрудников с целью контроля их работы и повышения надежности информации.

Следует затронуть проблему метода, касающуюся личности самого интервьюера. Речь идет о так называемом «эффекте интервьюера». Это проявляется на уровне вербального и невербального  общения интервьюера и респондента. Такое влияние может быть осознанным в случае, если интервьюер пытается навязать респонденту ту или иную точку зрения или бессознательным.

Особую сложность представляет действие стереотипов восприятия, подталкивающих интервьюера заранее предугадывать  ответы, ориентироваться на какой-либо типичный, с его точки зрения, ход мысли, переносить на потенциально возможные ответы свои ожидания, что  порой приводит к объективации своих  симпатий и антипатий в области  обсуждаемой проблемы в процессе интервьюирования. 

Средства нейтрализации «эффекта интервьюера» - правильный подбор и  подготовка интервьюеров, а также  контроль над результатами их деятельности.

Имея в распоряжении богатый  эмпирический материал, характеризующий  работу интервьюеров, можно пытаться какие объективные и субъективные черты интервьюеров являются существенными для успешности их работы.

Существует разные точки зрения на то, каким должен быть интервьюер:

Информация о работе Социологическое интервью как метод сбора социологической информации