Социологическое интервью как метод сбора социологической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 16:21, реферат

Краткое описание

Целью моей работы является охарактеризовать интервью как метод сбора социологической информации.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику интервью;
- проанализировать виды интервью, схему проведения, требования к проведению интервью;
- исследовать телефонное интервью, его особенности проведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Интервью как метод сбора социологической информации……………………4
Особенности использования интервью в социологических исследованиях…8
Виды интервью…………………………………………………………………..10
Роль интервьюера в получении информации………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 53.10 Кб (Скачать файл)

Формализованное интервью практически  ничем не отличается от опроса по анкете, за исключением того, что ответы записываются не самим респондентом, но интервьюером. К подобному способу  прибегают для того, чтобы: убедиться  в доброкачественности заполнения вопросника, получить непосредственное впечатление от живой реакции  опрашиваемых по предмету исследования (это помогает лучше интерпретировать их суждения) и в случае, когда письменный опрос оказывается невозможным или затруднительным вследствие разнородности аудитории, необходимости пояснить многие вопросы с учетом различий в культуре и образовании респондентов, особенностей физических условий проведения опроса, например, на улице, где респондент, возможно, торопится, занят своими мыслями).

Преимущества интервью перед анкетным опросом раскрываются в полной мере при использовании полуформализованных или неформализованных его вариантов. В таких интервью предусмотрен лишь список основных вопросов, частично их порядок (он может меняться по обстоятельствам), а получаемая информация служит для формулировки гипотез, выявления социальных проблем, подлежащих далее более систематическому анализу.

Главное преимущество группового интервью состоит в том, что здесь генерируется большой объем информации по теме за короткий промежуток времени. Один из недостатков: люди могут скрывать некоторые взгляды, не желая высказывать  их на публике. Примером группового интервью является фокус - группа.

Прямой контакт с опрашиваемым и психологические отношения, которые устанавливаются между интервьюером и респондентом, создают немало преимуществ для получения информации, малодоступной путем анкетного опроса. К сожалению, эти же преимущества оборачиваются новыми трудностями. Главная проблема — сведение к минимуму «возмущающего» влияния личности интервьюера.

Хорошую классификацию условий  интервью предлагает И.В. Журавлева.

Неблагоприятная обстановка: отсутствие отдельного помещения, проведение интервью на рабочем месте в самом процессе работы, когда респондент временами возвращается к прерванному занятию; присутствие третьих лиц и тем более их вмешательство в интервью; многократные перерывы посторонними разговорами, телефонными звонками, хождением людей.

Удовлетворительная обстановка: наличие изолированного помещения; периодическое присутствие третьих лиц без вмешательства в ход беседы и периодически отвлекающие звонки, шумы.

Благоприятная обстановка: изолированное помещение, отсутствие третьих лиц и отвлекающих факторов.

В неблагоприятной обстановке длительное интервью вообще невозможно, а кратковременное, стандартизированное допустимо. В интервью на улице рекомендуется избегать слишком людных мест, но не «ловить респондента» в пустынном переулке; избегать интервьюирования в часы пик и в «целевых» потоках людей (например, при выходе из проходной завода). Опыт массовых интервью, проводимых на улице, говорит о том, что краткие (до 5-6 вопросов) актуализированные интервью по жесткой схеме дают надежный результат, если проводятся возле станции метро, на остановках наземного транспорта до начала или по окончании часа пик.

Регистрация (запись) результатов  интервью может производиться по ходу разговора с разрешения интервьюируемого. Лучше всего, если беседу ведет один человек, а регистрирует (стенографирует) другой. Ассистент интервьюера, ведущий запись, садится так, чтобы опрашиваемый мог видеть его боковым зрением, тогда как интервьюер располагается прямо напротив респондента. Этим достигается двойная цель: внимание приковано к интервьюеру и отвлечено от ведущего протокол. В то же время сам факт ведения протокола не скрывается, и это перестает волновать респондента. 
Нежелательно использовать магнитофон: обычно это стесняет опрашиваемых. Впрочем, это зависит от состава респондентов и тематики опроса, например, не относится к интервьюированию экспертов. В период же обучения интервьюеров использование магнитофонной записи с последующим разбором хода беседы и допущенных ошибок вполне целесообразно. 

 

  1. Виды  интервью

 

Классификация интервью - выделение  по определенному основанию различных  видов интервью. Существует множество  классификаций интервью. Наиболее распространенным основанием классификации является степень формализованности, что  позволяет выделить главные виды интервью. Степень формализованности  интервью, степень свободы его  участников представляют собой принципиальное основание классификации с точки  зрения определения познавательных возможностей этого метода. 
По различным критериям можно выделить следующие виды интервью.

По форме и технике опроса:

1)Формализованное интервью (стандартизованное) – самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. Эта разновидность интервью очень подробно отражена в отечественных учебниках, у таких авторов как Ядов В. А., Бутенко И.А., Воронкова О.А, Воронов Ю.П. Оно предназначено для получения однотипной информации от каждого респондента. Ответы всех респондентов должны быть сравнимы и поддаваться классификации. Это означает, что различия и сходство в ответах должны отражать действительные различия и сходство между респондентами, а не различия, вызванные задаваемыми вопросами или тем, как эти вопросы были поняты.

Стандартизованное интервью может  использоваться для многих целей, включая  определение общественного мнения по широкому кругу вопросов, выяснение  потребительских предпочтений, стереотипов  поведения, а также множества  других целей, включающих получение  количественной информации.

Кроме этого, данный вид интервью очень  удобен в случае, когда письменный опрос становится затруднительным  вследствие разнородности аудитории, необходимости пояснить многие вопросы  с учетом различий в образовании  респондентов, особенностей физических условий проведения опроса (например, на улице, где респондент может торопиться, быть занят своими мыслям). Как правило, для проведения такого рода интервью не пользуются услугами профессионалов. В качестве интервьюеров могут выступать  совершенно разные по роду занятий  люди, не связанные с социологией  как таковой. Более того, на должность  интервьюра в такого рода опросе не рекомендуется приглашать людей  с социологическим образованием. Считается, что в этом случае интервьюер будет «подавлять» респондента  обилием социологических терминов, волей не волей будет давать оценку ответам респондента, что может  негативно повлиять на обстановку проведения интервью и, как следствие, - на качество получаемых ответов.

2)Полуформализованное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. В таких интервью предусматривается менее жесткая структура действий интервьюера. Он уже не обязан строго следовать порядку вопросов, а так же может несколько менять их конфигурацию по мере надобности. Часто в таких интервью предусмотрен лишь список основных вопросов, частично их порядок, а получаемая информация служит для формулировки гипотез, выявления социальных проблем, подлежащих далее более систематическому анализу.В этом случае прямое общение с респондентом и психологические отношения, возникающие в ходе проведения интервью, создают немало преимуществ для получения информации, что представляется малодоступным при использовании строго формализованного интервью. Правда, надо сказать, что эти же преимущества оборачиваются временами новыми трудностями. Одна из них заключается в том, что интервьюер, так или иначе, оказывает определенное влияние на респондента, а соответственно и на его ответы или рассуждения. 

3)Полуструктурированное интервью предполагает в каждом из тематических блоков перечень тех аспектов, по которым должна быть получена информация. Интервьюер должен уметь в ходе беседы задавать вопросы, которые интересуют его в данном исследовании, но делать это так, чтобы они не нарушали общего хода беседы, а органически, естественно вписывались в рассказ как уточнения. Если это не удается сделать, то прерывать ход беседы не нужно, а лучше вернуться к интересующему вопросу в конце интервью.

Одной из разновидностью полуструктурированного интервью является биографическое интервью, которое подробно описано у В. Семеновой и Е. Мещеркиной. Оно  предполагает разделение всего интервью на определенные тематические блоки, которые  соответствуют основным этапам жизни  респондента: «Детство», «Юность», «Учеба», «Женитьба», «Дети» и т.д. интервьюер в этом случае только направляет разговор на определенную тему и умело подводит к следующему блоку, когда, по его  мнению, текущая тема уже исчерпана. Здесь все внимание должно быть сосредоточено  на том, чтобы респондент не ушел от нужной тематики и не вдавался слишком  в подробности там, где этого от него не требуется.

4)Нестандартизированное интервью (свободное) - интервью, при котором стандартизация процесса собственно интервью сведена к минимуму. Здесь нет заранее подготовленного плана и сформулированных вопросов. Задана лишь тема интервью. Формулировка вопросов, их последовательность, определение длительности беседы остается на усмотрение интервьюера. Однако проведение требует тщательной подготовки и исследователя, и интервьюера. Исследователем должен быть очерчен определенный круг вопросов, по которым необходимо собрать информацию, но без строгой их очередности и без жесткой формулировки. Интервьюеру позволено активно создавать вербальные ситуации взаимодействия. Данное интервью весьма динамично и гибко. В свободном интервью используются открытые вопросы. Полная фиксация ответов респондентов носит обязательный характер. Данный вид интервью чаще всего используется при опросах экспертов и на стадии разведывательного исследования.

Неформализованное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения  интервьюера. Этот вид опроса применяется  в тех случаях, когда исследователь  приступает к определению проблемы исследования. При использовании  нестандартизованного интервью не делается попытки получения одних и  тех же видов информации от каждого  респондента, и индивид не является в них учетной статистической единицей. Содержание интервью может  меняться от респондента к респонденту: каждый респондент сообщает ту информацию или высказывает те мнения, которые  он может представить наилучшим  образом. Поэтому использование  заранее подготовленного обширного  вопросника часто бывает просто помехой. В связи с этим в нестандартизованных  интервью часто вообще не используется вопросник. Этот метод проведения интервью способствует достижению интуитивного понимания вопроса или проблемы, а также обнаружению непредвиденных областей релевантности в исследовании. Свободное интервью может использоваться также для объяснения неожиданных результатов количественных исследований: например, расхождения результатов голосования с предвыборными прогнозами, или для объяснения новых проблем, возникающих в ходе исследования.

Различают подготовительный и независимый  виды нестандартизованного интервью. Первый проводится для подготовки к  стандартизованному. Он позволяет выяснить важные компоненты вопроса или проблемы, на основе которых будут составляться будущие вопросники. Наряду с этим подготовительное интервью используется для изучения словаря респондента, типов реакций на вопросы. 

Независимое нестандартизованное  интервью имеет самостоятельную  исследовательскую функцию. Оно  используется в тех случаях, когда  нет возможности провести стандартизованное  исследование, либо нет необходимости  в сравнении множества ответов  друг с другом и их суммировании по определенной выборке. Независимое  интервью может быть использованно  для исследования таких видов  вопросов, как социальные волнения, преступность и теневая экономика, последствия развития научно-технического прогресса. 

Методика нестандартизованного интервью более разнообразна, более сложна, ее невозможно представить в виде набора рутинных действий. При проведении нестандартизованного интервью ведущий  опрос обладает большой свободой, как в формировании отдельных  вопросов, так и в формировании общей направленности беседы. Более  того, при этом интервьюер в значительной степени исходит из имеющегося у него общего взгляда на тему исследования и априорного (точнее сказать, «доисследовательского») знания проблемы. При использовании методики данного типа требуется высокий уровень квалификации интервьюера, поэтому зачастую нестандартизованное интервью проводится самим исследователем, или группой квалифицированных исследователей.

По процедуре:

1)Однократное интервью.

2)Многократное (панельное) интервью предполагает сбор информации от одной и той же аудитории респондентов по единому вопроснику на протяжении определенного временного интервала.

3)Фокусированное интервью (направленное) - интервью, ставящее целью изучение мнений относительно конкретно заданных ситуаций, явлений. Отличительной чертой фокусированного интервью является то, что респондентов предварительно знакомят с предметом беседы. Иногда возможно увязывание проведения фокусированного интервью с определенным событием (собранием, съездом, конференцией), где опрашиваются их участники.

4)Глубинное интервью (клиническое, интенсивное) - социологическое интервью, которое используется: для зондажа общественного мнения по различным вопросам; в разведывательных исследованиях; при изучении мотивов и ориентаций опрашиваемых. В данном случае, кроме общей темы исследования, задан определенный круг вопросов, на которые необходимо получить ответ. Стратегия и тактика ведения беседы остается на усмотрение интервьюера, что требует от него высокого профессионализма. Преимущества метода глубинных интервью: отношения и эмоции респондента выражены детально и открыто, на его мнения не влияют изначально заданные варианты ответов; могут быть определены мотивы положительного или отрицательного отношения к определенным маркам, товарам, политическим программам; позволяют исследовать сложные объекты или новые сферы, о которых нет достаточной информации; взаимное доверие между интервьюером и респондентом позволяет им беседовать на темы, обычно не обсуждаемые в обществе. 

Ненаправленное интервью дает возможность  высказаться респондентам по «наболевшим» вопросам, актуальным, злободневным проблемам  дня. В данном случае инициатива в  большей степени принадлежит  респонденту, который сам выбирает и называет проблему, ее содержание и даже возможные пути решения. Чаще такое интервью является свободным  по форме проведения. Задача интервьюера - корректировка темы разговора, создание условий для полного и свободного высказывания мнения опрашиваемого.

Информация о работе Социологическое интервью как метод сбора социологической информации