Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 11:27, курсовая работа
Цель – раскрытие основных направлений социологии Вильфредо Парето.
Задачи:
1. Проанализировать источники по данной теме;
2. Определить роль и значение социологии Парето для современности. В процессе работы над рефератом использовался традиционно-описательный метод, основанный на приемах анализа, систематизации, классификации и обобщения исследуемого материала по данной проблеме.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего
профессионального
образования
Дальневосточный государственный технический
рыбохозяйственный
университет
ФГОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ»
Институт Экономики и Управления
Кафедра
«Социология и
социальная психология»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
дисциплине «История
социологии»
Тема:
Социологическое учение
В. Парето и его место
в социально-политической
мысли XX века.
Выполнил: студент гр. СЦ - 21
Мужипова
А.А.
Научный руководитель: д.ф.н., профессор
Кулебякин
Е. В.
Владивосток
2009
Вильфредо Парето (1848 – 1923г.) занимался не только изучением социологии, он также известен как успешный экономист. Он был разносторонним человеком и пытался объяснить процессы, происходящие в обществе с помощью собственных социологических теорий. Парето является самым крупным социальным мыслителем Италии Нового Времени после Д. Вико и одним из классиков мировой социальной мысли. Он занимался разносторонней теоретической деятельностью, целью которой была попытка создать альтернативу марксисткой идеологии. Нужно отметить социологическую систему В. Парето, что, уподобляя социологию точным наукам, таким, как физика, химия и астрономия, он предлагал пользоваться только эмпирически обоснованными измерениями, строго соблюдая логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям. Он отвергал этические и ценностные элементы в исследовании, которые ведут к фальсификации, искажению фактов. По сути дела, он сформулировал основные требования эмпирической социологии, которая получила распространение в XX веке, начав в 20-е годы свое бурное развитие, обычно связываемое с именами В. Дильтея (1833 - 1911), У. Мура, К. Девиса и др. Значительны заслуги Парето в разработке проблем политической элиты, которые во многом были продолжены и развиты. Также по Парето критерием социологии как науки должны стать эмпирические особым образом классифицированные и объясненные факты.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что данная тема является важной и актуальной в курсе изучения социологии, позволяет расширить кругозор. Выбор темы продиктован важностью данного аспекта в курсе изучения социологии.
Цель – раскрытие основных направлений социологии Вильфредо Парето.
Задачи:
1. Проанализировать источники по данной теме;
2. Определить роль и значение социологии Парето для современности. В процессе работы над рефератом использовался традиционно-описательный метод, основанный на приемах анализа, систематизации, классификации и обобщения исследуемого материала по данной проблеме.
Вильфредо Парето
(15.07.1848 - 20.08.1923)
Ключевые слова и выражения: логико-экспериментальная точка зрения, "чувства", "осадки" и "производные", взаимозависимость элементов социальной системы, социальное равновесие, элита, правящая и неправящая элиты, циркуляция элит, "лисы" и "львы", "спекулянты" и "рантье".
Вильфредо Парето родился 15 июля 1848 г. в Париже в семье итальянского маркиза, выходца из портового города Генуя, вынужденного эмигрировать из-за своих либеральных и республиканских убеждений. Мать Парето была француженкой, и он с детства одинаково хорошо владел языками обоих родителей; однако всю жизнь он ощущал себя прежде всего итальянцем. В 1858 г. семья Парето возвращается в Италию. Там он получает прекрасное образование, одновременно классическое гуманитарное и техническое; большое внимание он уделяет изучению математики. После окончания Политехнической школы в Турине Парето в 1869 г. защищает диссертацию «Фундаментальные принципы равновесия в твердых телах». Тема эта воспринимается как предзнаменование, учитывая важное место понятия равновесия в его последующих экономических и социологических трудах. В течение ряда лет он занимал довольно важные должности в железнодорожном ведомстве и в металлургической компании.
В 1858 г. семья Парето возвращается в Италию. Там он получает прекрасное образование, одновременно классическое гуманитарное и техническое; большое внимание он уделяет изучению математики. После окончания Политехнической школы в Турине Парето в 1869 г. защищает диссертацию "Фундаментальные принципы равновесия в твердых телах". Тема эта воспринимается как предзнаменование, учитывая важное место понятия равновесия в его последующих экономических и социологических трудах. В течение ряда лет он занимал довольно важные должности в железнодорожном ведомстве и в металлургической компании.
В 90-е годы он предпринимает неудачную попытку заняться политической деятельностью. В это же время он активно занимается публицистикой, чтением и переводами классических текстов.
В первой половине 90-х годов Парето публикует ряд исследований в области экономической теории и математической экономики. С 1893 г. и до конца жизни он был профессором политической экономии Лозаннского университета в Швейцарии, сменив в этой должности известного экономиста Леона Вальраса.
В последний год жизни Парето в Италии уже установился фашистский режим. Некоторые видные деятели этого режима, и прежде всего сам дуче, считали себя учениками лозаннского профессора. В связи с этим в 1923 г. он был удостоен звания сенатора Италии. Парето выразил сдержанную поддержку новому режиму, одновременно призвав его быть либеральным и не ограничивать академических свобод. Умер Парето 19 августа 1923 г. в Се-линьи (Швейцария), где он жил последние годы своей жизни; там он и был похоронен.
Как уже отмечалось, первые научные труды Парето были посвящены экономике. В качестве экономиста он занимает видное место в истории науки. Он внес важный вклад в исследование распределения доходов, монополистического рынка, в становление эконометрии и т. д. Но постепенно он осознает недостаточность и неадекватность представлений о человеке как о homo oeconomicus. В свою очередь это осознание было связано с его общим отрицательным отношением к рационалистическим концепциям человека, которое со временем усиливалось. В поисках более адекватной и целостной модели человека Парето обращается к социологии. Обращение это происходит сравнительно поздно, когда он был уже зрелым и известным ученым, но происходит оно не сразу, не вдруг, а исподволь, постепенно. Оно заметно еще в его несоциологических по жанру научных трудах, таких, как "Курс политической экономии" (1896-1897), "Социалистические системы" (1902) и "Учебник политической экономии" (1906). Уже в 1897 г. Парето читал курс социологии в Лозаннском университете, который он продолжал читать и впоследствии, даже тогда, когда из-за болезни был вынужден отказаться от преподавания экономики.
Самое
крупное сочинение В. Парето, в
котором представлены его социологические
теории, - "Трактат по общей социологии".
Автор писал его с 1907 по 1912 г. В итальянском
оригинале "Трактат" был впервые
опубликован в 1916 г., во французском варианте,
проверенном и одобренном автором, он
вышел в 1917-1919 гг. Это огромное и весьма
громоздкое по своей структуре сочинение
написано в нарочито наукообразном стиле;
оно насчитывает около 2 тыс. страниц текста
большого формата, 13 глав, 2612 параграфов,
не считая приложений.
Истоки социологического мировоззрения Парето многообразны. На него несомненно повлияли познания и опыт инженера, математика и экономиста, привыкшего иметь дело с точными данными и практической эффективностью. Но были и такие влияния, которые исходили из сферы гуманитарного и социального знания. В связи с этим помимо Леона Вальраса, автора теории экономического равновесия, следует назвать, в частности, Никколо Макиавелли (прежде всего), а также социальный дарвинизм, инстинктивистскую психологию, Г. Лебона и Г. Тарда, итальянскую криминологическую школу, французского философа Жоржа Сореля с его теориями насилия и социального мифа, итальянского политического мыслителя Гаэтано Моску и его деление общества на управляющих и управляемых.
По замыслу Парето, его социологическая система должна была положить конец метафизическим и спекулятивным рассуждениям об обществе. Основная идея, вдохновлявшая Парето, состояла в том, чтобы разработать такие принципы построения социологического знания, которые обеспечили бы его достоверность, надежность и обоснованность. Метод, при помощи которого Парето намеревался открыть всеобщие принципы устройства, функционирования и изменения обществ он назвал логико-экспериментальным. Зависимости между социальными фактами Парето предлагал изображать в виде количественных формул и показателей. Он придавал большое значение точности научной терминологии Социологическая система Парето состоит из трех основных частей: 1) аналитической социологии; 2) синтетической социологии; 3) исторической социологии. Аналитическая социология исследует взятые обособленно основные стороны общества в отвлечении от социального целого. Синтетическая социология собирает воедино изученные аналитической социологией стороны социальной системы, рассматривает социальное целое. Историческая социология посвящена применению полученных аналитической и синтетической социологией результатов к исследованию реального исторического процесса.
1. Теория действия
Опыт инженера и «капитана индустрии», занятия публицистикой и экономической наукой поставили перед мыслью Вильфредо Парето проблему влияния на экономику политики, морали, религии, других форм сознания и соответствующих общественных институтов. Итальянский социолог пришел к выводу, что нельзя объяснить общество исходя только из сферы экономики. Человек как «homo economicus» действует рационально, но в целом в обществе доминируют нерациональные поступки. Экономика является только одной из сфер общества, детерминирующих жизнь человека. Изучение общества как целостного образования является за дачей социологии, которая и стала центром теоретической системы, его любимым детищем, его «Человеческой комедией». Одной из центральных идей Парето было рассмотрение общества как системы, находящейся в состоянии постепенного нарушаемого и восстанавливаемого равновесия (equilibrium). Понятие равновесия было им заимствовано из экономической теории Вальраса, которой Парето придал механистический характер, увидев прообраз общества в модели равновесия, все части которой жестко взаимосвязаны и механически влияют друг на друга. Изменения в одной части системы немедленно передаются другой ее части, и вся система приходит в движение, пока вновь не восстановится «динамическое равновесие». Социологию Парето определил как науку об обществе в целом. Она синтезирует данные, предоставленные другими социальными науками: правовой наукой, политической экономией, политической историей, изучением религий и т.д.
Исходным отношением «общей социологии» итальянского мыслителя выступила оппозиция логичных (logichi) и нелогичных (illogichi) действий. При логичных действиях цель и средства ее достижения соответствуют друг другу объективно и субъективно. Нелогичными (их не следует путать с алогичными на чем категорично настаивал Парето) являются все иные действия. Ошибка всех предшествующих социологов, полагал Парето, заключалась в том, что они пренебрегали объективной стороной дела и изучали только возникающие на ее почве теоретические концепции, т. е. ограничивались изучением субъективного аспекта действительности. «Объективное» же социологическое исследование должно быть направлено на изучение психических установок обусловливаемых ими «нелогических» действий, составляющих основную массу всех человеческих действий вообще. «Нелогические» действия, согласно Парето, обусловлены особой логикой чувств. В отличие от логических они являются результатом не сознательных рассуждений и соображений, а чувственного состояния человека, иррационального психического процесса. «Нелогические» действия характеризуются тем, что люди, их совершающие, не знают истинных объективных связей между явлениями и поэтому используют неадекватные средства для достижения целей, «нелогически» соединяя цели и средства. Связь средств цели в данном случае иллюзорна и существует только в представлении действующего субъекта. Таковы, например, жертвоприношения и другие религиозные обряды, цель которых умилостивить божество и добиться тем самым поставленной цели. Такого рода средства не связаны с целью объективно и потому не ведут к её достижению. «Логические» действия руководствуются не чувствами, а разумом и регулируются нормами. Они характерны для деятельности в области экономики, науки, отчасти политики. В данном случае средства и цели связаны между собой объективной логикой, основанной на действительно существующих связях, и потому ведут к достижению целей. Иными словами, средства здесь адекватны целям. Парето указывал на важность последнего момента, поскольку с субъективной точки зрения все действия кажутся логичными тому, кто их совершает. Стремясь нащупать объективную почву для рассмотрения «Нелогических» действий и в другой плоскости, Парето предлагал считать критерием субъективности мнения наблюдателей как «лиц, обладающих более обширными знаниями». Само по себе рассмотрение структуры и элементов социального действия, равно как и их классификация по уровню осознанности или преобладающему типу мотивации, безусловно, правомерно. Однако концепция социального действия Парето имела индивидуалистический и иррационалистический характер, односторонне подчеркивая эмоциональную природу человеческих побуждений, которым итальянский социолог не находил иного объяснения кроме того, что указывал на их природное естественное происхождение. Побудительные причины социальных действий больших социальных групп, классов объяснить с этих позиций невозможно. Ведь классы объединяют индивидов, обладающих самыми различными психическими чертами, однако это не мешает этим индивидам действовать в те или иные моменты истории солидарно.