Социологическое учение В. Парето и его место в социально-политической мысли XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель – раскрытие основных направлений социологии Вильфредо Парето.

Задачи:

1. Проанализировать источники по данной теме;

2. Определить роль и значение социологии Парето для современности. В процессе работы над рефератом использовался традиционно-описательный метод, основанный на приемах анализа, систематизации, классификации и обобщения исследуемого материала по данной проблеме.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по истории соц-ии.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

       Нелогичные  действия подразделяются на четыре рода: 1) нелогичные субъективно и объективно; 2) нелогичные объективно, но логичные субъективно; 3) логичные объективно, но нелогичные субъективно; 4) логичные объективно и субъективно. К нелогичным действиям первого рода относятся традиционные действия, действия в соответствии с обычаями, этикетом, если они не были рационально обоснованы, третьего рода - инстинктоподобные действия, четвертого рода — все действия в области экономики, многие действия в политике, юриспруденции, военном деле и т.д. Наибольшую роль в общественной жизни играют нелогичные действия второго рода.

         Логичные же действия распространены  в современном, цивилизованном  обществе, чем в предшествующих типах обществ. В основе концепции социального действия, разработанной Парето, лежала определенная концепция человека. Подчеркивал не логическую, иррациональную природу индивида, он утверждал, что действия человека никогда не являются тем, чем они кажутся ему самому. Специфически человеческое состоит не в разуме, а в способности использовать разум для маскировки своих нелогических действий при помощи кажущихся логическими теорий и аргументов. Человек, писал Парето, в отличие от животного имеет способность мыслить и поэтому набрасывает покрывало на свои инстинкты и чувства. Именно потому, что все люди являются как чувствующими, так и разумными существами, возникает проблема соотношения чувств и разума, чувств и идеологий. Парето без колебаний отдавал приоритет чувствам, считая их истинными движущими силами человеческой истории. Исторические закономерности он сводит к закономерностям иррациональной психической жизни отдельных индивидов, а идеологии называет «языками чувства». Считая основой динамизма социальной системы эмоции, Парето тем самым подводил под социальную систему биологический фундамент, поскольку психика человека, ее черты и особенности истолковывались им вне и независимо от социально-экономического контекста. Хотя сам подход к обществу как к системе был правомерен, принцип механического равновесия, механической взаимосвязи элементов не мог удовлетворительно объяснить функционирования общества как целого. Идея функциональной зависимости, взятая в отрыве от принципа социального детерминизма и призванная заменить его, в качестве объясняющего принципа обнаружила свою теоретическую несостоятельность. Чтобы найти источник движения системы, Парето вынужден был встать на позиции биологизма и психологизма, т. е. искать источник социальной жизни в психических склонностях и предрасположениях людей, притом таких, которые не имея ли никакой связи с производственно-экономической деятельностью и были выбраны весьма произвольно. 

2. Психологический  редукционизм.

 

       Сделав  эмоциональную сферу человеческой деятельности главным звеном своей  социологической системы, Парето сделал оговорку, что не все чувства достойны внимания социолога, а только такие, которые проявляются в определенного рода действиях, что дает возможность их классифицировать. Итальянский социолог дал этим элементам название – «резидуи», что на языке химических наук означает «остатки» или «остатки», желая этим подчеркнуть их устойчивость, способность оставаться после того, как из социального действия вычтены все рациональные соображения. Остатки как основа чувств, эмоций, страстей, инстинктов, психических состояний и предрасположений имеют, согласно Парето, врожденный, естественный, не поддающийся влиянию внешних условий характер. Они являются внутренними биологическиvи импульсами, детерминирующими социальное поведение человека. На основе шести главных классов остатков, подразделенных на множество подгрупп, Парето попытался объяснить все многочисленные варианты человеческого поведения. Еще более схематизировав исторические действия, итальянский социолог подчеркнул главную роль двух первых классов остатков. Логичные действия преобладают в сфере экономики, в естественных (логико-экспериментальных) науках, имеют определенное распространение в военном деле, юриспруденции и политике. В общем они более характерны для цивилизованных народов, чем для нецивилизованных. Но в любом обществе в целом преобладают нелогичные действия. Логичные действия обусловлены рациональностью, в основе нелогичных, как указывал Парето, лежат психические явления: чувства, инстинкты и подсознательное. Они являются своего рода вещами-в-себе, непосредственно недоступными для постижения; о них можно судить только по их проявлениям в поступках человека — осадкам, которые и являются непосредственной причиной нелогичных действий. Итальянский мыслитель указывал на отличие осадков от того, что стоит за ними: «Необходимо строго обратить внимание на недопустимость смешения осадков с чувствами или инстинктами, которые им соответствуют» но иногда сам отступал от этого требования. Осадки, подобно столбику термометра, писал Парето, показывают температуру, но не являются тождественными состоянию среды. Осадки указывают на сущность, но сущностью не являются. В этом рассуждении наглядно проявляется влияние кантианства на мысль Парето. Понимание сущности осадков составляет основную трудность при изучении теории Парето. Дело в том, что итальянский мыслитесь в действительности объединил в этом понятии иррациональные и рациональные составляющие. Условно говоря, Парето синтезировал априоризм Канта и «мировую волю» Шопенгауэра или «волю к власти» Ницше, что и предопределило пресловутую сложность и громоздкость его классификации осадков.

       Парето  разделил осадки на шесть классов: 1. Осадки инстинкта комбинаций (включают 5 видов и 7 подвидов); 2. Осадки постоянства агрегатов (8 видов и З подвида); 3. Осадки потребности проявлять чувства внешними действиями (2 вида); 4. Осадки социальности (6 видов и 11 подвидов); 5. Осадки целостности индивидуума и его отношений (4 вида и 4 подвида); и 6. Осадки сексуальности.

       Осадки 1 класса. Они определяют склонность людей сочетать, соединять различные  явления окружающего социального и природного мира. Это осадки, соответствуют инстинкту, являющемуся самым могущественным инстинктом человеческого рода и служащему, возможно, фундаментальным основанием цивилизации. Осадки данного класса лежат в основе всякой новаторской деятельности человека, творчества во всех сферах жизни. Например, как указывает Парето, в силу данных осадков интеллектуалы соединяют «добро, прекрасное, истину, человечность, альтруизм, солидарность». Первый класс включает остатки названные «инстинктом комбинаций», который лежит в основе всех социальных изменений. Это внутренняя психологическая склонность человека собирать, по-разному переставлять, комбинировать вещи, отчасти ради получаемого от этого удовольствия, отчасти потому, что человеку трудно удержаться от собирания и комбинирования.

       Осадки 2 класса. Они объясняют стабильность и устойчивость в отношениях людей  к различным явлениям, например отношений  человека с другими людьми, социальными  классами, местностями, живых к мертвым, персонификации идеальных образований и т.д. Осадки этого класса обусловливают консерватизм. Благодаря им объединенные осадками 1 класса такие образования, как добро, прекрасное, истина, человечность, альтруизм, солидарность, приобретают независимое существование и даже могут быть персонифицированы. Осадки 2 класса являются прямой противоположностью осадков 1 класса. Данный вид остатков— остатки постоянства агрегатов», выражающие тенденцию поддерживать и сохранять однажды сформировавшиеся связи. Это консервативное чувство лежит в основе неприятия всего нового, в основе враждебного отношения к любым переменам и изменениям.

       Осадки 3 класса. Они соответствуют сильным  чувствам, связанным с определенными  действиями, которые могут не иметь  ни какого отношения к этим чувствам, но удовлетворяют потребность действовать. Действия, в свою очередь, усиливают исходные чувства. Осадки этого класса проявляются, например, в религиозной экзальтации, в экстатических действиях.

       Осадки 4 класса. Этот класс осадков включает в себя стремление к единообразию поступков людей и социальных отношений, отрицание нового, чувства социальной иерархии, аскетизм и т.д. Данный класс осадков в чистом виде проявляется в таких феноменах социальной жизни, как мода, табу и т.д.

       Осадки 5 класса. Этот класс осадков выступает дополнением предшествующего класса. В него входят осадки, соответствующие чувствам противоречия, нарушению равновесия, равенства низшим и т.д.

       Осадки 6 класса. Они обусловлены сексуальными потребностями людей. Эти осадки в латентной форме проявляются  в очень многих социальных феноменах, особенно у современных народов.

       Наиболее  важными из всей системы осадков  являются осадки инстинкта комбинаций и постоянства агрегатов. Их анализу  Парето посвящает в «Трактате  по общей социологии» наибольшее внимание. Осадки разных классов находятся в состоянии динамического равновесия: они воздействуют друг на друга и попеременно вытесняют друг друга, циркуляция происходит и внутри различных видов и подвидов каждого из классов осадков. По Парето, во всяком индивидууме, социальной группе или обществе одновременно присутствуют осадки всех 6 классов, разные же субъекты различаются пропорциями различных осадков. В заключительных частях «Трактата...» Парето попытался применить теорию остатков к объяснению европейской истории, изображая ее в виде конфликта остатков первого и второго классов инстинкта изменений и консерватизма, новаторства и ретроградства. Нелогические действия, совершаемые на основе остатков рассматривались им как главная клеточка общественной жизни, определяющая собой ход циклических изменений и возвращений в истории. Неясность понятия «остаток» его комплексность, множественность входящих в него терминов, например «чувства», «инстинкты», «проявления чувств в действии» двойственная субъект-объектная природа понятия (психологическая и социальная) в его понимании привели к тому, что оно не вошло в словарь западной социологической науки.

       Иррационализм паретовской концепции имел глубокие гносеологические и социальные корни. Его реальной основой был кризис позитивистской рационалистической модели человека. Вместе с тем подчёркивание решающей роли иррациональных психических сил было связано с глубоким общественным пессимизмом, утратой веры в человеческий разум, дискредитированный в эпоху социального кризиса. Вместо идеи разумности всего существующего выдвигается идея его неразумности, нелогичности, идея рациональности сменяется иррационализмом биопсихологического толка. Социологическая система концепция Парето — яркое свидетельство о невозможности создать научную теорию личности и социально го действия без опоры на адекватное понимание общества. Убежденность в решающей роли остатков питало паретовский политический неомакеавеллизм: «Искусство управления, писал он, - сводится к умению извлекать выгоды из эмоций, не тратя энергии на тщетные попытки их разрушить. Единственным результатом подобных попыток часто является только их усиление. Утвердив основополагающую роль чувственных сфер человеческой психики, Парето выводил из них свои теории идеологии, социальной стратификации и смены правящих элит. Очевидна близость теории осадков Вильфредо Парето и концепции личности Зигмунда Фрейда, что уже неоднократно отмечалось исследователями. Фрейдовское «Оно» в широком смысле соответствует осадкам в целом, а в узком — 6 классу осадков, осадкам сексуальности.

        

3. Теория дериваций. 

         Разочарование в политике либеральных  буржуазных партий, неспособных  к эффективному действию, погрязших в интригах и борьбе за власть, вызвало сугубо негативное отношение Парето к демагогическим ухищрениям и уловкам господствующих социальных группировок. Оставаясь на позициях защиты буржуазно порядка, Парето попытался объяснить природу, особенности и социальные функции идеологии в современном мире. Концепция Парето представляет методологическую ценность исследователей в области антропологии. Он берёт в качестве исходной антропологической аксиомы тезис об иррациональности человеческого поведения, предопределяемого инстинктами, эмоциями и страстями. Специфика всех форм рациональности состоит в том, что с их помощью человек пытается скрыть, замаскировать свой животный эгоизм. Существующие социогуманитарные теории представляют собой хитросплетения софизмов, стремящихся придать иррациональным антропологемам видимость рациональных формообразований, пытающихся изобразить алогичные энергетические импульсы как осознанные мотивы целеполагающей и целепреследующей деятельности.

       Итальянский социолог разработал классификацию дериваций, разделив них на четыре класса:

       Деривации 1 класса – это простые утверждения, представляющие собой выражение  чувств, описание действительных или  вымышленных фактов и смесь фактов и чувств. Такие деривации высказываются, как пишет Парето « в абсолютной форме, аксиоматично, доктриально». Например, таков императив «делай так, потому что нужно ( или должно) делать так (все делают так)» или услышанное Моисеем на синайской горе «Я господь, ваш бог». Первый класс образуют утверждения, преподносимые как абсолютные истины, аксиомы или догмы.

       Второй  класс — это некомпетентные суждения, оправдываемые ссылкой на авторитет. Этот тип дериваций предполагает апелляцию к авторитету и некритическое следование ему, восприятие исходящих от него положений как абсолютной и непререкаемой догмы. Например, по Парето, «очень немногие немецкие социалисты читали «Капитал» Маркса, редки, как белые мухи, те из них, кто понял его», но общепринятым в их среде стало восхищаться этим произведением и ссылаться на него как на высшую инстанцию знания.

       Деривации 3 класса заключаются в апелляции  к чувствам, индивидуальным или коллективным интересам, юридическим, метафизическим или сверхъестественным сущностям  – «разуму», «добру», «справедливости», «истине», «прогрессу», «демократии», «гуманизму», «богу» и т.д. Третий класс составляют апелляции к общепринятым принципам и чувствам; часто обоснование подобного рода покоится на чувствах действующего лица, обладателя определенного «остатка», но изображается как совпадение с чувствами «всех людей», «большинства», или «всех уважающих себя людей».

Информация о работе Социологическое учение В. Парето и его место в социально-политической мысли XX века