Социологическое учение В. Парето и его место в социально-политической мысли XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель – раскрытие основных направлений социологии Вильфредо Парето.

Задачи:

1. Проанализировать источники по данной теме;

2. Определить роль и значение социологии Парето для современности. В процессе работы над рефератом использовался традиционно-описательный метод, основанный на приемах анализа, систематизации, классификации и обобщения исследуемого материала по данной проблеме.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по истории соц-ии.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

         Четвертый класс дериваций образуют  чисто словесные доводы, вербальные  доказательства», выражения, не  имеющие никакого объективного  эквивалента. Таковы известные  из формальной логики софизмы.  Этот род дериваций, употребляемый обычно ораторами, особенно действен, потому что при помощи ловко употребляемых оборотов пробуждает в слушателях нужные чувства, и притом так искусно, что они этого даже не замечают. Такие деривации высоко ценятся в политике и судопроизводстве. Сюда же относится простое жонглирование словами, употребление метких ходовых словечек и оборотов речи. Деривации 4 класса призваны проявить убеждающую силу посредством логических и риторических приёмов. В эту категорию входят неопределенные термины, метафоры, аллегории, аналогии и т.д. Диалоги Платона были чрезвычайно насыщены деривациями этого класса.

       Результатами  взаимодействия осадков и дериваций, и/или действительностью духовной жизни общества являются дериваты или  многообразные идеологические образования («теории»): конкретные, религиозные, правовые, политические, философские, моральные и иные идейные построения. В своей конкретности молекула социальной активности выглядит так: ядром деривата является один или несколько осадков, вокруг которого (или которых) группируются второстепенные осадки. Так возникает могущественная сила, которая испытывает необходимость в своём логическом обосновании. Осадки являются относительно постоянной частью нелогичных действий, деривации - изменчивыми. Один и тот же остаток порождает целый ансамбль дериваций; то, какая именно из дериваций будет актуализирована, зависит от множества обстоятельств. Среди дериваций также существует циркуляция, создающая и воспроизводящая их динамическое равновесие.

       Характерным образцом «дериваций» являются многие социально-философские и морально-правовые теории, которые, согласно Парето, имеют своей целью не достижение истинного понимания должного, а всего лишь угодную властям софистическую апологию существующих порядков. Богословские, этические, правовые «деривации» являются благообразным прикрытием безбожионизменных, имморальных, неправовых целей и средств человеческой деятельности, рациональной маскировкой иррациональной природы человека, толкающей к систематическим нарушениям социокультурных норм. Исследование осадков и дериваций является теоретическим ядром социологии мыслителя, и ее изложение занимает львиную долю по общей социологии”.

       Теория  дериваций в научной системе  Парето выступает как попытка  обоснования и доказательства фундаментального постулата его логики и методологии — принципа отделения истины от ценности науки от идеологии, познания от практики. 

4. Социальная  гетерогенность и циркуляция  элит.  

       Циркуляция  осадков и деривации среди  различных социальных слоев определяет, по Парето, социальную структуру и ее динамику. Гетерогенность, которую Парето понимал как разнокачественность и является фундаментальным атрибутом любого общества. Люди во всех обществах и во все эпохи характеризуются неодинаковыми способностями к осуществлению различных родов деятельности. Парето предложил измерять способности с помощью индексов в рамках 10-бальной системы. Индивидуумы с наиболее высокими индексами способностей к тому или иному роду деятельности образуют элиту общества. Не важно, добро или зло творил Наполеон I, но он в своей сфере был непревзойденным деятелем и потому, по Парето, заслуживает высшего балла. В связи с этим существуют не только элиты позитивных родов деятельности (поэты, шахмат предприниматели и т.д.), но и негативные элиты (мошенники, преступники и т.д.).

       Парето  подразделил многообразные элиты  общества на властную элиту, характеризующуюся  высокими способностями к власти, и невластную элиту, которой был  присущ высокий потенциал в других сферах деятельности. В центре исследования ученого находилась именно властная элита. В элиты входят не только обладатели официальных должностей, но и лица, не имеющие высокого статуса, но располагающие реальным влиянием на власть, например фавориты и фаворитки глав властных не иерархий. Характерные черты представителей правящей элиты: высокая степень самообладания; умение улавливать и использовать для своих целей слабые места других людей; способность убеждать, опираясь на человеческие эмоции; способность применять силу, когда это необходимо. Последние две способности носят взаимоисключающий характер, и управление происходит либо посредством силы, либо посредством убеждения. Если элита неспособна применить то или иное из этих качеств, она сходит со сцены и уступает место другой элите, способной убедить или применить силу. Общества в целом, их правящие и низшие классы и отдельные индивидуумы характеризуются преобладанием осадков того или иного класса или присутствием осадков всех классов.

       В связи с этим Парето предложил  своеобразную социально-психологическую типологию социальных субъектов, разделив их на «спекулянтов» и «рантье». Субъекты, у которых доминируют осадки «инстинкта комбинаций», являют собой «спекулянтов», которым присуща нацеленность на инновации и творческие инициативы во всех сферах жизни. В эту категорию входят главным образом предприниматели, характеризующиеся способностью к экономическим комбинациям и стремящиеся к увеличению своих доходов посредством авантюрных мероприятий или спекуляций (промышленники, биржевики, банкиры, землевладельцы и т.д.), но также включаются зависящие от них рабочие, служащие, адвокаты, политики, журналисты и т.д.

       Индивиды  с преобладанием осадков «постоянства агрегатов» образуют тип «рантье», настроенный на воспроизводство  традиций разного рода. В состав «рантье» входят предприниматели, удовлетворяющиеся фиксированным доходом и сторонящиеся спекуляций, и зависящие от них рабочие, служащие, а также крестьяне. «Спекулянты» обеспечивают экономический, социальный и культурный прогресс общества, а «рантье» поддерживают социальную стабильность и предохраняют общёство от опасностей, связанных с крайними проявлениями действий «спекулянтов». Общество, в котором превалируют осадки 1 класса, является динамично развивающимся, но нестабильным, и его может легко разрушить внутреннее или внешнее воздействие; общество, где господствуют осадки 2 класса, стабильно, но пребывает в стагнации. Общество с доминированием осадков 1 класса характеризуется высокой социальной мобильностью и гибкой социальной структурой, общество, где превалируют осадки 2 класса, — низкой социальной мобильностью и жесткой социальной структурой.

       Как правило, между элитой и остальной  массой населения постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная  часть последнего пополняет состав элиты. Процесс обновления высшего слоя Парето называет циркуляцией элит. Благодаря циркуляции элита находится в состоянии постепенной и непрерывной трансформации.

       Циркуляция  элит функционально необходима для  поддержания социального равновесия. Она обеспечивает правящую элиту необходимыми для управления качествами. Но если элита оказывается закрытой, т. е. циркуляция не происходит или происходит слишком медленно, это приводит к деградации элиты и ее упадку. В то же время в низшем слое растет число индивидов, обладающих необходимыми для управления чертами и способных применить насилие для захвата власти. Но и эта новая элита утрачивает способность к управлению, если она не обновляется за счет представителей низшего слоя. Общественное равновесие может обеспечить только такая элита, которая может извлекать выгоду из власти, не брезгует никакими средствами, в любом случае заботясь только о своих интересах. Преобладание «спекулянтов» повсюду — от античных Афин до Италии и Франции начала ХХ в. приводит к созданию демократических («демагогических плутократий»), а преобладание «рантье» — к возникновению авторитарных государств. Правящая элита для поддержания своего господства должна воспроизводиться качественно и количественно, что предполагает необходимость избавления от своих деградировавших членов и интеграцию наиболее выдающихся представителей низших классов общества. Всякая элита в силу осадков «постоянства агрегатов» стремится сделать свою власть вечной и для этого использует разнообразные методы сохранения власти: изгнание, смерть, остракизм, кооптацию наиболее выдающихся представителей низших классов и т.д. Узурпация власти элитой одного типа приводит к нарушению равновесия в правящем слое и обществе в целом, что обусловливает ее смену элитой другого типа (циркуляцию элит). Если циркуляция элит не происходит или она протекает неудовлетворительно, то происходят революции и старые элиты сметаются новыми элитами, выдвинувшимися из недр низших слоев общества (контрэлитами), как это было во время Реформации или Французской революции.

       Согласно  теории Парето, политические революции  происходят вследствие того, что-либо из-за замедления циркуляции элиты, либо по другой причине элементы низкого качества накапливаются в высших слоях. Революция выступает как своего рода альтернатива, компенсация и дополнение циркуляции элит. В известном смысле сущность революции и состоит в резкой и насильственной смене состава правящей элиты. При этом, как правило, в ходе революции индивиды из низших слоев управляются индивидами из высших, так как последние обладают необходимыми для сражения интеллектуальными качествами и лишены тех качеств, которыми обладают как раз индивиды из низших слоев. Парето пишет: «революции происходят потому, что с замедлением циркуляции элит или по какой-либо другой причине, в высших слоях накапливаются деградировавшие элементы, которые более не располагают осадками, необходимыми для удержания власти и которые избегают использования силы; в то же время в низших классах рас элементы с элитарными качествами, для которых характерны осадки, необходимые для властвования, элиты, расположенные к применению с  илы». В противном случае общество находится в состоянии стагнации, что было характерно для истории Китая. Свергнутые элиты исчезают бесследно, поэтому Парето делает своё знаменитое заключение: «История – это кладбище аристократии». Оптимум Парето видел в гармоничном сочетании осадков 1 и осадков 2 класса, «спекулянтов» и «рантье». Но эта ситуация встречается редко и длиться недолго. Так было, например, в Риме времен Пунических войн, в Германии после 1870-х гг.

       Концепция Парето глубоко пессимистична. История  в его представлении обречена на вечно повторяющиеся циклы, в  смене которых нет никакого заметного  прогресса: восходящая часть кривой является «причиной» или условием её нисходящей части – не более. Как справедливо заметил один из исследователей Парето, его пессимизм не может быть объяснен меланхолическим темпераментом. Он объясняется крушением политических идеалов тех общественных слоёв, к которым относился социолог. Вот почему Парето сделал своей программной установкой исторический пессимизм, перерастающий в политическую идеологию консерватизма, идеализирующего насилие. 
 

1.2.2 Синтетическая  социология

 

1. Общество как  динамическая равновесная система четырех динамических равновесных систем. 

       После завершения аналитического исследования наиболее важных сторон социальной системы  в отвлечении от социальной системы  как таковой Парето обращается к  рассмотрению общества как целостности. Рассмотренные порознь элементы общества теперь мыслью ученого объединяются в социальную систему. Соответствующая глава в «Трактате общей социологии» называется «Общая форма общества». Исследование общества как системы здесь закономерно принимает форму рассмотрения роли факторов детерминации общественной жизни, каковыми являются различные стороны социальной системы. Существуют следующие категории: 1) почва, климат, флора, фауна географическое положение, богатство полезными ископаемыми и т.д.; 2) воздействие на общество других обществ либо внешнее — в пространстве, либо предшествующее — во времёни; 3) внутренние элементы, к которым относятся раса, осадки (т.е. чувства, которые проявляются), наклонность, интересы, способность к мышлению, к наблюдению, состояние знаний и т.д. Последующее развертывание мысли приводит итальянского мыслителя к систематизации сторон общественного процесса.

       В опосредствованном, т.е. систематизированном  и иерархизированном виде социальная система, по Парето, выглядит так. Основными  сторонами (факторами) общества ученый считает следующие: 1) осадки; 2) интересы; З) деривации; 4) социальную гетерогенность и циркуляцию элит. К не основным факторам общественной детерминации он относит природные характеристики: «почва, климат, флора, фауна, географическое положение, богатство полезными ископаемыми», расовые определения, а также воздействие на данное общество других обществ (в пространстве и времени) Парето, однако, не останавливается на исследовании неосновных факторов. Все стороны социальной системы, основные и неосновные, находятся в отношении взаимозависимости (это понятие является ключевым для синтетической социологии Парето), и всякое общественное явление есть результат взаимодействия всех сторон. В этой взаимозависимости и взаимодействии существует определенная акцентуация. Наибольшим значением в общественной жизни обладает случай детерминации осадками остальных трех основных элементов. Следовательно, среди основных факторов (сторон) социальной детерминации наиболее существенную роль играют осадки, и в первую очередь единство и противоположность осадков «инстинкта комбинаций» и «постоянства агрегатов».

       Весьма  значительным случаем Парето признавал  также определяющее воздействие  социальной гетерогенность и циркуляции элит на остальные элементы. Выделение, с одной стороны, четырех основных и ряда второстепенных факторов развития общества и подчеркивание особой значимости осадков — с другой, означало создание позиции, своеобразного моноплюрализма факторов детерминации общественной жизни, т.е. позиции, промежуточной между плюралистическими и монистическими концепциями. Серьезным недостатком теории общества Парето является то, что мыслитель практически не встроил в систему теоретического объяснения социальной системы ее неосновные стороны: остается непонятным, как именно они воздействуют на основные стороны общества и какова мера их несущественности, Парето не дает ответов на эти вполне логичные вопросы, что делает его теорию скорее стремящейся к логичности, к мыслительной стройности, чем логичной, мыслительно стройной. Можно лишь предположить, что и неосновные стороны общества социолог относил к динамическим равновесным системам. Осадки, интересы, деривации, а также социальная гетерогенность и циркуляция элит как основные стороны (факторы) общества являются динамическими равновесными системами общества: равновесие внутри них нарушается и воспроизводится циркуляцией составных частей этих систем. 

Информация о работе Социологическое учение В. Парето и его место в социально-политической мысли XX века