Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:42, контрольная работа
Карл Маркс - самый знаменитый и влиятельный социальный мыслитель XIX века. Его идеи почти полтора столетия использовались и продолжают использоваться в программах самых разнообразных социальных движений в различных районах земного шара. Некоторые тоталитарные режимы утвердили марксизм в качестве единственной идеологии, имеющей право на существование, превратив ее в разновидность государственной религии. Конт провозгласил себя первосвященником новой религии, но в действительности не стал им. Маркс, наоборот, выступая против религии как таковой, стал родоначальником нового светского культа. Его собственная фигура в связи с этим превратилась в объект сакрализации (освящения) либо с положительным, либо с отрицательным знаком. Маркса воспринимали и воспринимают то как мессию, то как посланца дьявола.
Маркс, однако, был слишком
серьезным ученым, чтобы за своим
утопическим мессианством не видеть
более сложной реальности классовой
структуры. Дихотомическое видение
этой структуры дополнялось у
него пониманием существования других
классов, слоев и групп помимо
двух главных. Более того, вопреки
своей упрощенной концепции борьбы
двух классов, Маркс дал блестящие
образцы анализа сложных
В современном буржуазном обществе, помимо пролетариата и буржуазии, Маркс, в частности, рассматривает в качестве классов землевладельцев и мелкую буржуазию (<переходный класс, в котором взаимно притупляются интересы двух классов...> [10, 151]). Иногда он обозначает как <фракции> более широкого класса такие социальные категории, которые осознают свои классовые интересы. Маркс использует такие понятия, как <слой>, <промежуточный слой>, <промежуточное сословие>, <промежуточные классы>, <средние классы>, <либеральный средний класс> и т. п.
Необходимо отметить многозначность марксова термина <класс>. Одни и те же категории выступают у него то как класс, то как часть класса, то как сословие. Класс земельных собственников он рассматривает иногда как часть класса буржуазии, иногда как самостоятельный класс. Так, в уже упоминавшейся неоконченной главе <Классы> из III тома <Капитала> он даже заменяет свою излюбленную классовую дихотомию трихотомией, выделяя вслед за Адамом Смитом три основных общественных класса: наемных рабочих, капиталистов и земельных собственников [11, ч. II, 458].
И все же дихотомическое классовое деление было у Маркса преобладающим. В этом сказалось влияние и гегелевской диалектики, и его революционного бойцовского темперамента. Но такое ввдение классовой структуры было связано и с собственно социологическими представлениями Маркса об этом предмете. Во-первых, он понимал дихотомическое деление классов не только как реальное, но и как идеально-типическое, о чем свидетельствует его анализ внутриклассовых, внеклассовых и межклассовых социальных категорий. Во-вторых, дихотомическая картина классов была связана с марксовым пониманием базовой тенденции их развития - тенденции к поляризации.
Хотя Маркс и признает
существование в современном
капиталистическом обществе других
классов и слоев, помимо буржуазии
и пролетариата, все они, с его
точки зрения, в перспективе должны
исчезнуть. Это относится и к
осколкам, <пережиткам> прежних формаций,
и к средним, промежуточным слоям,
которые должны быть размыты и
раствориться среди главных классов-
Предсказания Маркса об исчезновении
средних классов, об абсолютном и
относительном обнищании
10. Социология познания
Маркс первым стал разрабатывать проблемную область, или социологическую дисциплину, занятую изучением социальных факторов, социальных механизмов и социальных следствий познавательных процессов. Впоследствии эта дисциплина получила название <социология познания>. Маркс считал, что, подобно тому как о человеке нельзя судить на основании того, что он сам о себе думает, так и об обществе и социальных группах невозможно судить на основании тех представлений, которые они сами о себе создают. Поэтому задача социальной науки - обнаруживать скрытую, глубинную социальную реальность, которая лежит в основе разнообразных идей, представлений, знаний, верований. Маркс одним из первых разрабатывал это положение, на котором базируется не только социология познания, но и вся социология целиком.
Наиболее концентрированное
выражение социологический
В процессе анализа разнообразных идеологических конструкций Маркс добился значительных успехов. Его подход открывал плодотворные пути изучения взаимосвязей социальных и познавательных процессов и закладывал основы важной социологической дисциплины. Но, к сожалению, Маркс так увлекся разоблачением идеологий, что стал воспринимать как иллюзии, маскирующие классовые интересы, любые идеи нерадикального характера или отличающиеся от его собственных.
<Социолог познания> в таком понимании превращался в своего рода <срывателя масок>, <разоблачителя> и <разгребателя грязи>, действительной или мнимой. При этом, разоблачая классовые иллюзии различных мыслителей, Маркс забывал применить <социологию познания> к своей собственной доктрине.
Уверовав в то, что ее связь с интересами самого <прогрессивного> класса, пролетариата, гарантирует ей свободу от идеологических предрассудков, истинность и необычайную действенность, он всерьез не задумывался над тем, как его учение будет реально функционировать в различных социальных средах (в том числе в пролетарской среде), как оно будет пониматься и применяться. Ему представлялось это вполне очевидным: достаточно одержать теоретические победы над оппонентами, чтобы учение понималось и применялось так, как это представляется ему самому. Между тем, учение было многозначным, противоречивым и незавершенным. А оказываясь впоследствии на разной социальной почве, в различных обществах, социальных классах и слоях, оно истолковывалось и функционировало по-разному и далеко не так, как это представлялось Марксу.
11. Заключение
В творчестве Маркса научные и политико-практические аспекты переплелись теснейшим образом. Хотя сам он считал себя ученым и был им в действительности, наука в его глазах была прежде всего не целью, а средством революционного преобразования общества. Поэтому при рассмотрении его социологии необходимо постоянно различать научные и вненаучные стороны его творчества, взаимовлияние которых очень велико. В целом творчество Маркса носит чрезвычайно многозначный, противоречивый и незавершенный характер, что породило множество разнообразных и взаимоисключающих его интерпретаций. Вместе с тем, несмотря на эти черты его творчества, а отчасти благодаря им, оно оказало стимулирующее воздействие на самые разные стороны социологического знания. Хотя Маркс не использовал термин <социология>, он разрабатывал синтетическую науку об обществе, которая в действительности соответствует признакам социологии как науки.
В онтологическом аспекте Маркс внес важный вклад в открытие социальной реальности, рассматривая общество как систему связей и отношений между индивидами, как фактор и результат трудовой деятельности людей, которые одновременно формируют социальные системы и формируются ими. Общество, по Марксу, не просто <включено> в природу; оно находится с ней в сложных отношениях взаимообмена благодаря труду, который связывает его с природой и вместе с тем противопоставляет его ей.
Хотя главные постулаты
материалистического понимания
истории недоказуемы и
Как и Конт, Маркс не проводил
четкого различия между обществом
и человечеством, рассматривая последнее
как просто расширенное до предела
общество. Все общества в его представлении
в принципе развиваются по одним
и тем же законам. Как и Конт,
Маркс верил в социальный прогресс.
Но его представление о социальном
развитии было менее упрощенным, чем
у Конта. Он исходил из многолинейного
характера социальной эволюции, так
как улавливал специфику
На понимание Марксом социальной реальности сильнейшее влияние оказали его радикализм, социально-политическая утопия, провиденциа-листская вера в повсеместное торжество коммунизма и в освободительную миссию пролетариата. Его научные исследования были прежде всего средством обосновать post festum эти уже сформировавшиеся ранее идеалы. Отсюда деление на <предысторию> и <подлинную> историю, перерастание исследования революций в тезис о необходимости непрерывной ре-волюционизации общества, превращение изучения классовой борьбы в ее восхваление. В итоге пролетариат, устанавливающий, по Марксу, свою диктатуру, выступает уже не в роли <могильщика>, а в роли <убийцы> господствующих классов.
В эпистемологическом аспекте важное значение имеет сочетание у Маркса теоретического анализа с опорой на большой эмпирический материал. Как и Конт, Маркс исходит из представления о существовании законов исторического развития и исторической необходимости, что нередко приводит его к историческому провиденциализму и фатализму. В его методологии всегда присутствует стремление к выявлению всякого рода противоречий и конфликтов, к объяснению ими различных социальных процессов. На Маркса как на одного из своих предшественников ссылаются две противоположные традиции социологической методологии: <позитивистской> и <объясняющей>, с одной стороны, <антипозитивистской> и <понимающей> - с другой. Ряд отраслей социологического знания уходит своими корнями в его теории: социология познания, экономическая социология, социология политики и т. д. В работах Маркса можно найти применение разнообразных социологических методов: историко-генетического, историко-сравнительного, структурно-функционального и др.
Научная этика Маркса носила
двойственный характер. Вообще профессиональная
этика социолога предполагает, что
он как ученый всегда готов поставить
под вопрос существующие социальные
институты. В этом отношении профессиональная
этика Маркса, безусловно, была социологической.
Эта этика бескомпромиссного
поиска истины, основанная на признании
преходящего характера
Поиск социологической истины неотделим от социальной критики, и этот элемент в марксовой социологии несомненно присутствовал. Но величина этого элемента у Маркса была чрезмерной, и отмеченное преимущество незаметно перерастало в серьезный изъян. Его радикализм и экстремизм, стремление революционизировать все и вся приводили к тому, что из социолога, изучающего и, естественно, критикующего общество, он превращался в политика, разрушающего объект своего изучения. Наука для Маркса была скорее средством изменить мир, чем объяснить его. Он был нетерпим к своим научным оппонентам. Поэтому этика политического революционера в нем часто одерживала верх над этикой ученого.
Список литературы
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.
2. Энгельс Ф. Письмо Конраду Шмидту 5 августа 1890 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 37.
3. Грамши А. Наш Маркс // Грамши А. Избр. произведения. М., 1980.
4. Hess M. Die Folgen einer Revolution des Proletariats // Hess M. Philosophische und sozialistische Schriften. 1837-1850. Berlin, 1980.
5. Stein L. von. Sozialismus und Kommunismus des heutigen Frankreichs. Leipzig, 1842.
6. Энгельс Ф. Письма из Лондона // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1.
7. Маркс К. Письмо Эдуарду Спенсеру Бизли, 12 июня 1871 г. // Там же. Т. 33.
8. Маркс К. Критика политической экономии (черновой набросок 1857-1858 годов) // Там же. Т. 46, ч. I.
9. Маркс К. Письмо П. В. Анненкову, 28 декабря 1846 г. // Там же. Т. 27.
10. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Там же. Т. 8.
11. Маркс К. Капитал. Т. III // Там же. Т. 25, ч. I, П.
12. Маркс К Экономические рукописи 1857-1859 годов // Там же. Т. 46, ч. I.
13. Маркс К Оправдание мозельского корреспондента // Там же. Т. 1.
14. Маркс К Экономическая рукопись 1861-1863 годов // Там же. Т. 47.
15. Маркс К. Наброски
ответа на письмо В. И.
16. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Там же. Т. 21.
17. Маркс К. К критике политической экономии // Там же. Т. 13.
18. Маркс К. Введение (Из
экономических рукописей 1857-