Социология досуга молодежи в пространстве города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 23:53, курсовая работа

Краткое описание

Социология досуга приобретает многозначность, обозначая, во-первых, развитие культурных стратегий проведения свободного времени в рамках определенного сообщества, субкультуры. В социальном аспекте рассмотрения культуры досуга, важным является подчеркивание тех целей и ценностных ориентиров, которыми руководствует человек при выстраивании собственного видения досуга

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3
Глава I. Теоретические основы изучения досуга молодежи в городе
1.1. Основные понятия и черты молодежи ………………………….6
1.2. Досуг молодежи в городе ……………………………………….12
Глава II. Место молодежи в современном обществе
2.1. Роль молодежи в современном обществе ……………………….19
2.2. Проблемы молодежи и негативные явления …………………..…29
Глава III Социологическое исследование на тему: «Досуг молодежи в
г. Чебоксары»
3.1. Социологическое исследование..……………………………………32
3.2. Результаты проведенного исследования……………………………33
Заключение…………………………………………………………………….34
Список источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 62.92 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

Социология досуга молодежи в пространстве города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3

Глава I. Теоретические основы изучения досуга молодежи в городе

    1. Основные понятия и черты молодежи  ………………………….6

1.2.   Досуг молодежи в городе ……………………………………….12

Глава II. Место молодежи в современном обществе

2.1. Роль молодежи в современном обществе  ……………………….19

2.2. Проблемы молодежи и негативные явления …………………..…29

Глава III Социологическое исследование на тему: «Досуг молодежи в

 г. Чебоксары»

3.1. Социологическое исследование..……………………………………32

3.2. Результаты проведенного исследования……………………………33

Заключение…………………………………………………………………….34

Список источников и литературы……………………………………………37

Приложение …………………………………………………………………38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социология досуга приобретает многозначность, обозначая, во-первых, развитие культурных стратегий проведения свободного времени в рамках определенного сообщества, субкультуры. В социальном аспекте рассмотрения культуры досуга, важным является подчеркивание тех целей и ценностных ориентиров, которыми руководствует человек при выстраивании собственного видения досуга. Немаловажная роль при определении границ досуга, а также форм его проведения, принадлежит этнокультурным стереотипам, конституирующим определенные образы досуга и транслирующим данные образы в рамках охватываемого этими стереотипами сообщества.

 

Молодежь - это социальное явление, выступающее в качестве большой социально-демографической группы населения, которая играет существенную роль в жизни общества.

 

 В свою очередь, от общества, от уровня его социального развития, от устройства социальной системы существенным образом зависит жизнь молодежи, это особенно заметно в эпохи резких изменении в жизни общества: изменения в материальных и духовных условиях жизни, принципиальные изменения в устройстве нашего общества за последние десятилетия, например, существенно усложнили условия социализации целого поколения людей, что не может не отразиться на качестве всего населения, на происходящих социально-демографических процессах. Особенно остро проблема социальной адаптации молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России. Время глобальных реформ, захлестнувших Россию неожиданно и бесповоротно, «сломало» систему прежней «морали», существенно перевернув все нравственные ценности. Процесс социализации как передачи молодому поколению норм и традиций, выработанных предшествующими поколениями, нарушился, т.к. кардинально изменилась идеология, не оставляя иного выбора как самую что ни на есть настоящую борьбу за выживание. Старшему поколению, у которого в памяти еще свежо воспоминание «о днях былых», сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей; молодому поколению еще сложнее в этом плане, т.к. у него своей системы ценностей еще нет, а если и есть, то условная… и вообще ценности как таковые для молодежи относительны, хотя она отнюдь не безнравственна, как это принято считать..

 

Актуальность данного исследования. Неотъемлемым компонентом образа жизни является досуг, который в условиях современного российского общества привлекает к себе все больше внимания исследователей, в связи с тем, что социальная значимость этой сферы жизнедеятельности в последнее десятилетие заметно возросла. Проблемы досуга изучаются в настоящее время не только социологией, но и культурологией, социальной философией и многими другими науками в области социального знания. Задачи, решаемые сегодня в сфере досуга, настолько масштабны, широки и многообразны в своей социальной направленности, что это позволяет исследователям подходить к досугу как к значимой части социальной системы, во многом определяющей содержание и характер всех других сфер общественного развития.

 

Потенциал досуга предоставляет большие возможности для формирования нравственных ориентиров, как отдельной личности, так и различных социальных групп современного общества. Досуговая сфера активно влияет на общественное сознание, формируя в нем ценности, одобряемые обществом и, как правило; им же поощряемые; располагает безграничными возможностями для реализации многообразных духовных потребностей общества и каждой личности в отдельности. В современном досуге присутствуют моменты творчества, когда человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания. Вместе с тем сфера досуга — значимая часть экономической жизни общества, она приносит существенную прибыль и в ней заняты десятки тысяч людей, заинтересованных в клиентах сферы досуга.

 

Цель работы: развитие досуга молодежи в пространстве города.

 Для осуществления  поставленной цели необходимо  решить следующие задачи:

1. Ознакомится с досугом и занятостью молодежи города

2. Роль и значение молодежи в обществе

3. Провести социологическое исследование  на тему «Досуг молодежи в  г. Чебоксары».

Предметом  исследования данной работы является досуг молодежи в городе  Чебоксары.

Объектом исследования является молодежь в городе Чебоксары.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы изучения досуга молодежи в городе.

 

    1. Основные понятия и черты молодежи.

 

Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.

 

 Полемика между учеными  по поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную  группу, возрастных границ имеют  давнюю историю. Ученые разделяют  разные подходы к предмету  изучения—с позиций социологии, психологии, физиологии, демографии, а  также традиции классификации, сформировавшиеся  в тех или иных научных школах. Немалую роль играют идеологические  факторы, так как молодежь находится  на острие политической борьбы.

 

 В отечественном обществоведении  долгое время молодежь не рассматривалась  как самостоятельная социально-демографическая  группа: выделение такой группы  не укладывалось в существовавшие  представления о классовой структуре  общества, и противоречила официальной  идеологической доктрине о его  социально-политическом единстве. Одно  дело говорить о молодежи как  о составной части рабочего  класса, колхозного крестьянства, советской  интеллигенции, другое - признавать  ее социальные особенности как  некоей целостности. В этом усматривалось  противопоставление молодежи другим  социальным группам. Одно из первых  определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским: «Молодежь—поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение было дано И. С. Коном: Молодежь—социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации». В последние годы с изменением общенаучного подхода к решению ряда социальных проблем возникла потребность в целостном подходе к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, в рассмотрении молодежи как  органического субъекта развития общества.

 

 В настоящее время  в определении возрастных границ  молодежи существует три основных  подхода:

 

1. демографический –  рассматривает молодежь как особую  часть населения, то есть как  людей. Родившихся в определенном году и в определенное время включившихся в трудовую жизнь. Хронологические границы в этом случае от 18 до 30 лет.

2. статистический – за  основу определения возрастных  границ берутся временные показатели  средней продолжительности жизни  и отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей. В соответствии с этим возраст молодежи определяется периодом от 14 до 30 лет.

 

3. социологический – когда возрастные рамки определяются сущностью объекта исследования, т.е. конкретного отряда молодых людей, характеризующегося определенными профессиональными, образовательными, социально-психолгическими признаками. Большинство исследователей ограничивает эти рамки возрастом от 16 до 30 лет, хотя в отдельных случаях допускается граница до 33 и даже до 40 лет. Кроме того, молодежь по социологическому подходу делят на следующие возрастные группы:

 

  • учащиеся неполных и полных средних школ;

 

  • молодежь в возрасте от 16 до 19 лет;

 

  • в возрасте от 20 до 24 лет;

 

  • от 25 до 30 лет.5

 

 Сегодня ученые определяют  молодежь как социально-демографическую  группу общества, выделяемую на  основе совокупности характеристик, особенностей социального положения  и обусловленных теми или другими  социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем  социально-экономического, культурного  развития, особенностями социализации  в российском обществе.

 

 В книге «Социология  молодёжи» под редакцией В.Т. Лисовского  молодежные проблемы подразделяются  на две группы: К первой относятся специфически молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодежи.

 

 Другую важную область социологического анализа составляют такие проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности воспитания молодежи, эффективность его различных форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности молодежи, ее роль и место в структурах власти и т. д.).

 

 Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет  в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников  отмечают, что их любимое занятие  на досуге—«ничего неделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно.

 

 Выбор тех или иных  культурных ценностей чаще всего  связан с групповыми стереотипами  достаточно жесткого характера (не  согласные с ними легко попадают  в разряд «отверженных»), а также  с престижной иерархией ценностей  в неформальной группе общения.

 

 Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодежи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов.

 

 Досуговая самореализация  молодежи осуществляется вне  учреждений культуры и относительно  заметно обусловлена воздействием  одного лишь телевидения—наиболее  влиятельного институционального  источника не только эстетического, но и в целом социализирующего  воздействия. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) большинством  молодых людей воспринимается  как анахронизм. Попытки внесения  этнокультурного содержания в  процесс социализации в большинстве  случаев ограничиваются приобщением  к православию, между тем как  народные традиции, безусловно, не  ограничиваются одними лишь религиозными  ценностями. Кроме того, этнокультурная  самоидентификация состоит а прежде всего в формировании положительных чувств в отношении к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не в знакомстве и в приобщении к одной, пусть даже самой массовой, конфессии.

 

 Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями  молодежной субкультуры обусловлено  целым рядом причин, среди которых  наиболее значимыми представляются  следующие:

 

1. Молодежь, живет в общем  социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества  и его основных институтов  не мог не отразиться на  содержании и направленности  молодежной субкультуры. Именно  поэтому не бесспорна разработка  любых специально молодежных  программ, за исключением социально  адаптивных или. Любые усилия  по коррекции процесса социализации  неизбежно будут наталкиваться  на состояние всех социальных институтов российского общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество — такова и молодежь, а следовательно, и молодежная субкультура.

Информация о работе Социология досуга молодежи в пространстве города