Социология досуга молодежи в пространстве города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 23:53, курсовая работа

Краткое описание

Социология досуга приобретает многозначность, обозначая, во-первых, развитие культурных стратегий проведения свободного времени в рамках определенного сообщества, субкультуры. В социальном аспекте рассмотрения культуры досуга, важным является подчеркивание тех целей и ценностных ориентиров, которыми руководствует человек при выстраивании собственного видения досуга

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3
Глава I. Теоретические основы изучения досуга молодежи в городе
1.1. Основные понятия и черты молодежи ………………………….6
1.2. Досуг молодежи в городе ……………………………………….12
Глава II. Место молодежи в современном обществе
2.1. Роль молодежи в современном обществе ……………………….19
2.2. Проблемы молодежи и негативные явления …………………..…29
Глава III Социологическое исследование на тему: «Досуг молодежи в
г. Чебоксары»
3.1. Социологическое исследование..……………………………………32
3.2. Результаты проведенного исследования……………………………33
Заключение…………………………………………………………………….34
Список источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 62.92 Кб (Скачать файл)

 

2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека, как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира, не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к прагматизму и социальной  неадаптированности (в некоторых случаях опосредованно)-  и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь, самими взрослыми приуготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, но не подавляемых агентами социализации.

 

3. Коммерциализация средств  массовой информации, в какой-то  мере и всей художественной  культуры, формирует определенный  «образ» субкультуры не в меньшей  степени, чем основные агенты  социализации - семья и система  образования. Ведь именно просмотр  телепередач наряду с общением, как уже говорилось,— наиболее  распространенный вид досуговой  самореализации. Во многих своих  чертах молодежная субкультура  просто повторяет телевизионную  субкультуру, которая лепит под  себя удобного зрителя.

 

 Молодежная субкультура  есть искаженное зеркало взрослого  мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную  культурную самореализацию молодого  поколения в больном обществе  не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается. Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в содержании искусства, что проявляется, прежде всего, в принижении, деформации и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в нарастании сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности (кинематограф, театр, рок-музыка, литература, изобразительное искусство), что противоречит народной нравственности и оказывает негативное воздействие на молодежную аудиторию. Отрицательное влияние на аудиторию эскалации сцен насилия и секса в кино, на телевидении и видео доказывается многочисленными исследованиями, особенно в связи с распространением негосударственного местного и кабельного телевидения, по которому обычно идут все те же западные малохудожественные фильмы.

 

 С социально-психологической  точки зрения несомненно, что  экранное насилие и агрессивная  эротика вносят свой вклад  в криминализацию современной  жизни, особенно влияя на детей, подростков и молодежь, которые  составляют основную аудиторию  кинотеатров и видеосалонов. Как  известно, преступность среди них  неуклонно продолжает расти. Не  случайно в развитых западных  странах общественностью созданы  организации типа Международной  коалиции борьбы против телевизионного  насилия (США). Применяются всевозможные  возрастные ограничения.

 

    1. Досуг молодежи в городе.

 

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.

Учащимся не хватает: поездок по городам России или за рубеж, творческого развития, общения с новыми людьми, спортивных мероприятий, совместных походов на каток, возможности играть своей музыкальной группой на публике, рок-концертов по доступным для молодежи ценам, кружков рисования, актерского мастерства, качественного рок-клуб, турпоходов, походы в кино и бассейн. Студенты хотят больше: массовых акций, internat-кафе, интересных проектов для самореализации, бесплатных занятий сортом, турпоходов, бесплатных кружков, помощи в реализации творческих способностей и публикации своего творчества, интересных экскурсионных поездок, бесплатных походов в кинотеатр, поездок на международные соревнования по скалолазанию. А также попросили содействия в постройке теннисного корта, скейтпарка.

 

Предложения рабочей молодежи в целом совпадают с мнением студентов и школьников.

 

Большая часть молодежи предпочитает активный отдых. Студенты не так часто играют в компьютерные игры, а предпочитают просто гулять с друзьями, причем у студентов это наиболее популярный вид отдыха. Посещение ночных клубов не стоит на первых местах по предпочтительности, но и сильных антипатий по этому поводу не возникает. Студенты более чем учащиеся не любят сидеть дома за рукоделием, заниматься домашним хозяйством, но они гораздо больше времени уделяют творчеству и самообразованию.

 

Поскольку понятие «досуг» является исходным для характеристики досугового пространства жизнедеятельности молодежи, то возникает потребность в его детальном рассмотрении. Важно уточнить его содержательную сторону и те подходы, которые существуют к его определению.

 

Этимологически слово «досуг», на английском «licere», означает позволение, разрешение. От последнего берет начало английское слово licsense (разрешение) и французское loisir (свободное время). Таким образом, слово leisure означает свободу действий. Именно так определяется данный термин в Оксфордском словаре.

 

Здесь приведены следующие значения:

 

1) свобода делать нечто  специфическое или подразумеваемое,

 

2) возможности, открывающиеся  вне сферы профессиональной деятельности,

 

3) возможность распоряжаться  временем по своему усмотрению,

 

4) дискуссия, общение.

 

Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке. Древне-славянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь.

 

Достаточно глубоко проблему досуга рассмотрел Аристотель «Вся человеческая жизнь, - писал он, - распадается на занятие и досуг.., а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное... Ведь нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и вести войну, но, еще предпочтительнее, наслаждаться миром и пользоваться досугом. Совершать все необходимое и полезное, а еще больше того прекрасное. Досуг неотъемлемая составная часть жизни человека в связи с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блаженства, и т.п. Досуг не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: философскими умосозерцаниями, играми, упражнениями, забавами, искусством, музыкой, беседами, общением и т.д.  Досуг требует многих предметов широкого потребления, поэтому рабы не имеют досуга. Количество и качество досуга зависит от форм государственного устройства. Счастье царей - в досуге, тираны же заинтересованы в его отсутствии». Отсутствие досуга Аристотель связывал со свободой. Он рассматривал вопросы досуга, касаясь политиков, воинов и очень осторожно говорил о досуге низших слоев общества - землевладельцев, ремесленников и др., потому что их занятия не создают возможностей для благородных и высоких форм деятельности.

 

Под досугом современного человека подразумевается время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений. Человек в состоянии варьировать увеличивать или уменьшать свое свободное время, затрачивая его на занятия, не связанные с досугом. Однако эти его возможности не безграничны. Если труд на производстве или многочисленные заботы по хозяйству выходят за рациональные рамки, то человек резко ограничивает свое свободное время, что может вызвать стресс из-за переутомлении, люди, проводящие свободное время дома в пассивном бездействии, сдерживают свое развитие, их существование приобретает однообразный характер.

 

Как видим, понятия «досуг» и «свободное время» взаимозаменяемы. Однако они не идентичны по смыслу. Когда говорят о свободном времени, акцентируется потенциальная возможность вариативно использовать его на что угодно. Человек в этот период может заняться хозяйством, домашними делами. Некоторые люди проводят его неэффективно (в состоянии «ничегонеделания», или в ущерб собственному здоровью, или нарушал общественный порядок и досуг окружающих и др.).

 

Представление, которое формируется в любой культуре о назначении досуга, более конкретно, и главное, связано с позитивной его оценкой, с пониманием важности его конструктивного содержания. Общество исходит из того, что человек должен использовать это время, прежде всего на восстановление собственного здоровья и для внутреннего развития.

 

Отметим функции и принципы досуга молодежи.

 

Можно вывести следующие основные характеристики досуга молодёжи:

 

- досуг имеет ярко выраженные  физиологические, психологические  и социальные аспекты;

 

- досуг основан на добровольности  при выборе рода занятий и  степени активности;

 

-досуг предполагает не  регламентированную, а свободную  творческую деятельность;

 

- досуг формирует и  развивает личность;

 

-досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию  личности через свободно выбранные  действия;

 

- досуг стимулирует творческую  инициативу;

 

- досуг есть сфера удовлетворения  потребностей личности;

 

- досуг способствует формированию  ценностных ориентаций;

 

- досуг формирует позитивную  «Я - концепцию»;

 

-досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное  удовольствие;

 

- досуг способствует самовоспитанию  личности;

 

Таким образом, можно констатировать, что сущностью молодёжного досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) людей в свободном для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

Творческая деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя которую «он преобразует мир» (К. Маркс.) Досуг - это зона активного общения, удовлетворяющая потребности студентов в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. В сфере досуга студенты более открыты для влияния и воздействия на них самых социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе. Жизнедеятельность студентов предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне досуг помогает снять создавшееся напряжение.

Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике, к  ним относятся:

 

1. Принцип всеобщности  и доступности - то есть возможность  приобщения, вовлеченности всех  людей в сферу деятельности  досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций, их досуговых запросов и интересов.

  1. Принцип самодеятельности - реализуется на всех уровнях: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип индивидуального подхода - предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.

3. Принцип систематичности  и целенаправленности - предполагает  осуществление этой деятельности  на основе планомерного и последовательного  сочетания непрерывности и взаимозависимости  в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг  людей. Это процесс ограниченного  превращения человека в общественное  существо, в активную и творческую  личность, живущую полной жизнью  в согласии с самим собой  и обществом.

4. Принцип преемственности - предполагает культурное взаимодействие  и взаимовлияние поколений. Реализация  принципов организации досуга  на практике по своим масштабам  воздействия на личность выходит  далеко за рамки досугового  времяпрепровождения, это крупномасштабная  социальная акция, цель которой - разностороннее развитие личности  человека.

 

 

 

 

 

 

Глава II. Место молодежи в современном обществе.

 

2.1. Роль и значение  молодежи в обществе.

 

- Молодежь - основной носитель  интеллектуального и физического  потенциала общества, она обладает  большими способностями к труду, технической и культурно-художественного  творчества, производительной деятельности  во всех сферах человеческого  бытия;

 

- Молодежь имеет большую  социальную и профессиональную  перспективу, она способна быстрее  других социальных групп общества  овладеть новыми знаниями, профессиями  и специальностями.

Информация о работе Социология досуга молодежи в пространстве города