Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 23:53, курсовая работа
Социология досуга приобретает многозначность, обозначая, во-первых, развитие культурных стратегий проведения свободного времени в рамках определенного сообщества, субкультуры. В социальном аспекте рассмотрения культуры досуга, важным является подчеркивание тех целей и ценностных ориентиров, которыми руководствует человек при выстраивании собственного видения досуга
Введение……………………………………………………………………...…3
Глава I. Теоретические основы изучения досуга молодежи в городе
1.1. Основные понятия и черты молодежи ………………………….6
1.2. Досуг молодежи в городе ……………………………………….12
Глава II. Место молодежи в современном обществе
2.1. Роль молодежи в современном обществе ……………………….19
2.2. Проблемы молодежи и негативные явления …………………..…29
Глава III Социологическое исследование на тему: «Досуг молодежи в
г. Чебоксары»
3.1. Социологическое исследование..……………………………………32
3.2. Результаты проведенного исследования……………………………33
Заключение…………………………………………………………………….34
Список источников и литературы
Принципиальным вопросом при рассмотрении роли молодежи в обществе является вопрос о молодежи как субъекта и объекта общественных преобразований. Вступая в жизнь, молодой человек является объектом воздействия социальных условий, семьи, институтов образования, а позже в процессе взросления и перехода в более зрелые фазы развития начинает сам существенно влиять на общество. То есть, молодежь выступает субъектом, когда влияет на общество, отдавая свой потенциал, вместе с тем она является объектом, поскольку на нее направлен общественное влияние с целью ее развития. Молодежь выступает объектом и к обществу и к самому себе.
Без сомнения, молодёжь является очень важной частью для Чувашии и для России в целом, так как это наиболее активная составляющая государства. Молодые наиболее лучше приспособлены к внедрению новых технологий, инноваций и реформ. Они мобильны и полны сил, поэтому российское государство заинтересовано в том, что бы подрастающее поколение было вовлечено в экономическую жизнь России и политическую... Совсем недавно наша страна миновала экономический кризис, и сейчас находится на стадии стабилизирования, поэтому молодые специалисты в сфере экономики просто необходимы для Чувашии. Отсюда следует, что государство должно быть заинтересовано в формировании жизнеспособного и здорового нового поколения, ведь молодежь и есть "спасение" для государства в плане создания семьи и устранения демографического кризиса.
Словом, Чувашия в наше
время делает все для
МОЛОДЁЖЬ – социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных параметров, особенностей социального положения и социально-психологических качеств.
Одно из первых определений понятия "молодёжь" было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским:
"Молодёжь - поколение
людей, проходящих стадию
Позднее более полное определение было дано И.С. Коном:
"Молодёжь – это
социально-демографическая
Молодость – это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование – это характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.
В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и социального статуса личности.
Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются: критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.
Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств.
Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей.
Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп.
Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет.
С древности формированию общества сопутствует процесс социализации новых поколений. Одна из главных проблем социализации молодёжи в том, что она или принимает ценности отцов, или полностью от них отказывается. Чаще происходит второе. Молодые люди считают, что социальные ценности, которыми жили "отцы", в любой новой исторической ситуации теряют практическое значение и в силу этого не наследуются детьми.
Сегодня главной задачей выживания белорусского общества является решение проблемы сохранения социальной стабильности и передачи культурного наследия от одного поколения к другому. Этот процесс никогда не был автоматическим. Он всегда предполагал активное участие в нём всех поколений. Необходимо помнить, что именно в молодом возрасте складывается система ценностных ориентаций, активно идёт процесс самовоспитания, самосозидания личности и утверждения в социуме.
В современном быстро меняющемся, динамично развивающемся мире, молодым людям приходится самостоятельно решать, что ценнее – обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, помогающей адаптироваться к новым условиям; отрицание прежних моральных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности; безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья.
Ценности – это относительно устойчивое, социально обусловленное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ, культурных явлений, которые служат средством удовлетворения потребностей личности.
К базовым ценностям относятся:
1. Человечность;
2. Воспитанность;
3. Образованность;
4. Терпимость;
5. Доброта;
6. Честность;
7. Трудолюбие;
8. Любовь;
Молодёжь приобрела ряд новых качеств как положительных, так и отрицательных.
К положительным можно отнести такие как:
1. Стремление к самоорганизации и самоуправлению;
2. Интерес к политическим событиям в стране и регионе;
3. Неравнодушие к проблемам
национального языка и
4. Участие в организации своего досуга;
5. Ориентация на самообразование;
К отрицательным качествам такие как:
1. Табакокурение, проба наркотиков и подростковый алкоголизм;
2. Ничегонеделание;
3. Сексуальное
4. Инфантильность и безразличие (нигилизм);
5. Неопределённость и непредсказуемость;
Молодёжь, а именно старшеклассники, это специфическая категория: уже не дети, но ещё и не взрослые. Поэтому, процесс их социализации сугубо индивидуален.
Можно выделить несколько важнейших социокультурных условий успешной личной социализации:
1. Здоровая семейная микросреда;
2. Благоприятная творческая атмосфера в школе, лицее, гимназии;
3. Позитивное воздействие художественной литературы и искусства;
4. Влияние СМИ;
5. Эстетизация ближайшей макросреды (двор, микрорайон, клуб, спортивная площадка и т. д.)
6. Активное вовлечение в общественную деятельность;
Социальная адаптация – процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления.
В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:
1. начальная стадия, когда
индивид или группа осознают,
как они должны вести себя
в новой для них социальной
среде, но еще не готовы признать
и принять систему ценностей
новой среды и стремятся
2. стадия терпимости, когда
индивид, группа и новая среда
проявляют взаимную терпимость
к системам ценностей и
3. аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;
4. ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды;
Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.
Специфические моменты технологии социальной адаптации:
• только человеку свойственно создавать специальные "приспособления", определенные социальные институты, нормы, традиции, облегчающие процесс его адаптации в данной социальной среде;
• только человек обладает способностью сознательно готовить к процессу адаптации молодое поколение, используя для этого все средства воспитания;
• процесс "принятия" или "неприятия" индивидами существующих социальных отношений зависит как от социальной принадлежности, мировоззрения, так и от направленности воспитания;
• человек сознательно выступает как субъект социальной адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностные ориентации;
Социальная адаптация – процесс активного освоения личностью социальной среды, в котором личность выступает как в качестве объекта, так и в качестве субъекта адаптации, а социальная среда является одновременно и адаптирующей и адаптируемой стороной.
Успешная социальная адаптация личности требует максимальных затрат духовной энергии индивида.
Молодость – это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование – это характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.
Общий вывод: "Каждое последующее поколение молодежи по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего". Это выражается, прежде всего, в тенденции сокращения количества молодых людей, что ведет к старению общества и, следовательно, снижению роли молодежи как социального ресурса в целом.
Демографическая ситуация осложняется новым в белорусской действительности – ростом убийств и самоубийств, в том числе среди молодежи. Причина – возникновение сложных личных и жизненных ситуаций. По данным, 10% выпускников госучреждений для детей сирот кончают жизнь самоубийством, не будучи в состоянии приспособиться к жизненным условиям.
Причины:
Во-первых - нерешенность социально-экономических и бытовых проблем.
Во-вторых – в тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Растущее поколение менее здоровое физически и психически, чем предыдущее. В среднем в Беларуси лишь 10% выпускников школ могут считать себя абсолютно здоровыми, 45–50% из них имеют серьезные морфофункциональные отклонения.
В последнее время среди учащихся чётко обозначился рост численности таких заболеваний, как:
1. психические расстройства;
2. язвенная болезнь желудочно-
3. алкогольная и наркотическая зависимость;
4. венерические заболевания;
Некоторые молодые люди за счёт несбалансированного питания и снижения физической активности набирают излишний вес, мало бывают на воздухе, не включаются в спортивно-оздоровительную деятельность.
В-третьих – в тенденции расширения процесса десоциализации, маргинализации молодежи. Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, "профессиональные нищие", лица отбывающие заключение в исправительно-трудовых учреждениях, которые стремятся быть социально полезными гражданами, но в силу общественных условий не могут ими стать. Происходит люмпенизация и криминализация молодежи. ¾ учащейся молодёжи относят себя к малообеспеченным.
Информация о работе Социология досуга молодежи в пространстве города