Социология труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 00:50, реферат

Краткое описание

Основой жизни людей является труд, производство материальных благ. «Труд – источник всякого богатства… Он – первое основное условие всей человеческой жизни…»
Труд – это деятельность человека, в результате которой создается общественно полезный продукт.

Содержание

1.Введение
2.Социология труда как наука.
3.Социология труда как часть экономической социологии. Связь с менеджментом.
4.Понятие труда, его категории и функции. Социально-трудовые отношения.
5. Труд как способ удовлетворения человеческих потребностей.
6.Связь социология труда с другими науками, изучающими труд.
7.Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

реферат1.docx

— 49.07 Кб (Скачать файл)

Содержание и характер труда тесно связаны между собой. Поскольку они выражают различные стороны одной и той же рудовой деятельности, постольку они соприкасаются и частично накладываются друг на друга. Значение вопросов усиления творческого содержания и коллективистского характера труда, повышения его культуры, ощутимого поощрения высококвалифицированной и высокопродуктивной работы в условиях перестройки существенно возрастет. Все это должно способствовать тому, чтобы труд на производстве был не только необходимостью, но и жизненной потребностью человека. Изучение характера труда в конкретных социологических исследованиях начинается с исследования содержания труда. [5, c.12-13]

Труд – это целенаправленная деятельность человека, который приспосабливает  природное вещество его потребителей. Экономическая сторона труда  раскрывается в использовании рабочей  силы как ограниченного ресурса  в сочетании с другими ресурсами  или факторами производства с  целью получения выгоды. С точки  зрения социологии, труд выступает  как процесс социализации. Вхождение  человека в коллектив сопровождается привлечением к установленному порядку. В трудовом коллективе человек становится объектом наблюдения, контроля и дисциплинарного  влияния. Какой-либо индивид в коллективе осваивает не только профессиональные роли. Он тоже познает, что значит быть «подчиненным» или «начальником», «лидером» или «аутсайдером», «признанным» или «изгнанным», «товарищем» или «коллегой», «передовиком» или «отстающим».

В процессе труда индивид  учится реагировать на давление извне, дозировать собственные усилия, получать и передавать информацию, решать конфликтные  ситуации, устанавливать необходимые  связи. Труд – это школа социализации, в которой проходит весомая часть  нашей жизни. Тут рядом с производством  продукции и услуг, полученный в  процессе труда, сам труд выступает  как производство и отображение  самого человека. [1, c.25-26]

Определяя труд, социологи  выделяют основные общественные функции, которые выражают его деятельную сущность:

1.Способ удовлетворения  человеческих потребностей.

2.Источник общественного  богатства.

3.Развитие личности.

4.Движущая сила общественного  прогресса.

5.Творец человека на  протяжении всей истории человечества.

6.Статусная дифференциация.

7. «Сила, которая прокладывает  человеку путь к воле, дает  людям возможность учитывать  все более выделенные природные  и общественные последствия своих  действий. Именно в труде и  с помощью труда общество познает  законы своего развития природы». [1, c.17] 

 

5. Труд как  способ удовлетворения человеческих  потребностей.

 

Одной из главных функций  труда является то, что труд служит способом удовлетворения человеческих потребностей.

Трудовое поведение членов общества определяется взаимодействием  различных внутренних и внешних  побудительных сил. Внутренними  побудительными силами являются потребности  и интересы, желания и стремления, ценности и ценностные ориентации, идеалы и мотивы. Все они представляют собой структурные элементы сложного социального процесса мотивации  трудовой деятельности. Мотив  - побуждение к активности и деятельности личности, социальной группы, общности людей, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. Мотивация – это вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения реального трудового поведения.

Формирование этих внутренних побудительных сил трудового  поведения представляет суть процесса мотивации трудовой деятельности. Мотиваторами можно назвать основания или предпосылки мотивации. Они определяют предметно-содержательную сторону мотивации, ее доминанты и приоритеты. Мотиваторами выступают стимулы социального и предметного окружения либо устойчивые потребности и интересы.

Потребности в самом общем виде можно определить как заботу индивида об обеспечении необходимых средств и условий для собственного существования и самосохранения, стремление к устойчивому сохранению равновесия со средой обитания (жизненной и социальной). Существует множество классификаций человеческих потребностей, основанием которых выступают: специфический объект человеческих потребностей, их функциональное назначение, вид реализуемой деятельности и т.д.

Наиболее полно и удачно иерархия потребностей разработана  американским психологом А.Н.Маслоу, выделившим пять уровней потребностей.

1.Физиологические и сексуальные потребности - это потребности в воспроизводстве, пище, дыхании, физических движениях, одежде, жилище, отдыхе и т.д.

2.Экзистенциональные потребности – это потребности в безопасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности окружающего человека социума, а в сфере труда – в гарантированности занятости, страховании от несчастных случаев и т.д.

3.Социальные потребности – это потребности в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, заботе о других и внимании к себе, участии в совместной трудовой деятельности.

4.Престижные потребности -  это потребности в уважении со стороны «значимых других», служебном росте, статусе, престиже, признании и высокой оценке.

5.Духовные потребности – это потребности в самовыражении через творчество.

Первые два уровня потребностей в своей иерархии А.Н.Маслоу называл первичными (врожденными), три остальных – вторичными (приобретенными). При этом процесс возвышения потребностей выглядит как замена первичных (низших) вторичными (высшими). Согласно принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. Поэтому принцип иерархии вызывают также доминанты (господствующей в данный момент потребности). А.Н.Маслоу считал, что само удовлетворение не выступает мотиватором поведения человека: голод движет человеком, пока эта потребность не удовлетворена. Кроме того, интенсивность потребности определяется ее местом в общей иерархии.

Существует множество  социальных и моральных потребностей, которые изучаются и учитываются  в социологии с разных точек зрения. Определенная их часть имеет непосредственное отношение к проблеме мотивации  труда, они обладают конкретными  мотивационно-трудовыми значениями. Среди них можно выделить следующие: потребность в самоуважении (добросовестная трудовая деятельность независимо от контроля и оплаты труда ради положительного мнения о себе как о человеке и работнике);  потребность в самоутверждении (высокие количественные и качественные показатели в труде ради одобрения и авторитета, похвалы, положительного отношения к себе со стороны других); потребность в признании (направленность трудового поведения на доказательство своей профессиональной пригодности и способностей вообще или в условиях жесткого контроля за качеством работы, аттестации рабочих мест на протяжении испытательного срока); потребность в социальной роли (хорошая работа как способ «быть кем-то», доказательство своей необходимости для окружающих, занятие достойного места среди них); потребность в самовыражении (высокие показатели в работе на основе творческого отношения к ней; работа как способ получения каких-то идей и знаний, проявления индивидуальности); потребность в активности (трудовая деятельность как самоцель к поддержанию здоровья через активность); потребность в продолжении рода и самовоспроизводстве (особая ценностная ориентация на такие цели, как благополучие семьи и близких, повышение их статуса в обществе; реализация через результаты труда сублимированного стремления к созиданию и наследованию чего-либо); потребность в досуге и свободном времени(предпочтение работать меньше и меть больше свободного времени, установка на работу как на ценность, но не как на основную цель жизни); потребность в самосохранении (потребность работать меньше в лучших условиях, даже за небольшую плату, в целях сохранения здоровья); потребность в стабильности (восприятие работы как способа поддержания существующего образа жизни, материального благополучия, неприятие риска); потребность в общении (установка на трудовую деятельность как на возможность общения); потребность в социальном статусе (четко выраженное подчинение трудовой деятельности целям карьеры с положительным и отрицательным эффектом для самой работы; карьера как решающий мотив поведения во взаимоотношениях с другими);потребность в социальной солидарности (желание «быть как все», добросовестность перед партнерами, коллегами).

Потребности играют одну из важнейших ролей в общем процессе мотивации трудового поведения. Они стимулируют поведение, но только тогда, когда осознаются работниками. [2, c.115-118]

 

 

 

6.Связь социологии  труда с другими науками, изучающими  труд.

 

Социальная психология


 

Социология планирования и прогнозирования


 

Соц-я пр-го класса


 

Социология города


 

Социология малых групп


 

Социология способа и  качества жизни


 

Социология профессий


 

Социология организаций


 

Психология труда


 

Промышленная социология


 

Социология управления


 

Экономическая социология


 

 

                                                                                                                                 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Но это еще не полный список специальных социологий, которые  изучают труд. Так, в социологии рабочего класса можно выделить социологию инженерного  труда, социологию творческого и  умственного труда, социологию банковского  служащего и т.д. К социологии труда определенным образом имеет  отношение и абсолютно самостоятельная  дисциплина – социология города, т.к. способ и уровень жизни городских  жителей, вид города, его визитка, паспорт города значительной мерой  зависит от специфики труда населения  города. Кроме того, социология города изучает общетеоретические проблемы, среди которых – специфика  урбанизации в различных социальных условиях, связь индустриализации и  урбанизации, разработка проблем управления, социального планирования и прогнозирования, что также касается проблем труда.

Так, подъезжая к Донецку  или Луганску, чувствуем, что пейзаж становится все более богатым  на терриконы, а это свидетельствует  о том, что мы приближаемся к шахтерским городам, а задымленные трубы  Запорожья – свидетельство того, что этот город металлургов, и  таких примеров можно привести множество.

Каждая из вышеперечисленных  специальных дисциплин, которые  изучают труд, имеют свой предмет  изучения.

Экономическая социология исследует социальный механизм функционирования и развития экономики. Экономическая социология рассматривает экономическую жизнь как взаимодействие общественных групп, которые занимают разные места в системе общественного производства, выполняет специфические производственные и социальные функции, наделенные неодинаковыми правами и обязанностями, отличаются уровнем дохода и потребления, которым свойственны особенные интересы, потребности, ценности ориентации, характер поведения, способ жизни в целом. Основная задача экономической социологии заключается в изучении социально-экономического положения, интересов, поведения разных социальных прослоек и групп в сфере экономки, специфический социальных механизмов развития экономических процессов, влияние экономическо-социологической структуры общества на его экономическую жизнь, смена социальных черт человеческого фактора экономики. В связи с экономической реформой в Украине экономическая социология, ее развитие, стали особенно актуальными.

Социология организации изучает иерархическую структуру управления производством, формальную и неформальную структуру организации, в том числе и трудовых коллективов, личностные и безличностные факторы организации труда. Социология организации исследует причины и формы возникновения, развития и формирования организаций, учитывая и трудовые коллективы.

Социология управления изучает «социологическую надстройку» в менеджменте, социологические законы, которые действуют через личности и социальные группы, которые вступают в трудовые отношения. Предметом социологии управления есть изучение управления трудовой адаптации, мотивации трудовой деятельности, использования различных форм стимулирования труда, а также разработка социальных технологий, которые повышают производительность труда, улучшают культуру производства и влияют на социально-психологический климат трудовых коллективов.

Социология профессий изучает возникновение и развитие различных профессий, престижность тех или иных видов деятельности, смену престижности профессий в традиционных и современных обществах, трудовые преимущества, ценностные ориентации, профпригодность и т.д.

Социология инженерного  труда изучает  ИТП как специфическую социальную группу, особенности ее способа жизни и сознания, ее потребности и интересы. Основными задачами социологии инженерного труда, которые имеют теоретическое и прикладное значение, есть изучение места и роли инженерно-технического персонала в социальном развитии общества, тенденций его социального вида, процессов, которые происходят в социологии ИТП в связи с перестройкой социальной системы общества Украины. В современных условиях актуальным становится изучение роли ИТП в инновационных процессах, которые происходят в Украине, изменения их потребностей и интересов, а также изучение их социальных изменений, которые могут способствовать повышению престижа инженерного труда. [1, c.18-20]

Информация о работе Социология труда