Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.

Содержание

Введение

1. Студенчество как социальная группа.
1.1. Справка из энциклопедии.
1.2. Путь в студенты.

2. Студенчество в период реформирования российского общества.
2.1. Интеллектуально-нравственная дифференциация студенчества.
2.2. Воспроизводство студенческой молодежи: новые тенденции.
2.3. Социальные ресурсы и ожидания студенческой молодежи.

3. Социальный облик студенчества.
3.1. Социальный статус и самочувствие студента.
3.2. Политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов.
3.3. Юноши и девушки о времени и о себе.

4. О рынке труда выпускников.
4.1. Трудоустройство молодых специалистов.
4.2. Выпускник ВУЗа и его будущая специальность.
4.3. Планы выпускников на предстоящую деятельность.

Заключение.

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по дисциплине- «Социология» На тему- «Стиль жизни студен.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Неблагоприятные условия досуговой  деятельности и отдыха молодежи, а  также недостаточность для нее  социально-культурных благ не попали в  число важнейших социальных проблем студенчества. Однако, это свидетельствует не столько об отсутствии проблемы организации досуга как таковой, сколько о том, что на фоне происходящих социальных и экономических катаклизмов она находится на втором плане, уступая место трудностям материального положения, плохому состоянию здоровья, безработице, опасение за безопасность родных и близких.

 

Нет открытия в том, что юноши-студенты в среднем гораздо больше тратят денег на досуговую деятельность, чем девушки-студентки. Объем расходов у студентов технического профиля значительно превышает соответствующие показатели по другим профессиональным направлениям.

 

 

3.3. Юноши и девушки о времени  и о себе.

 

 

Современный этап в развитии российского  общества определен учащейся молодежью  как кризисный.

 

Отрицательные оценки кризиса сопровождались обозначением спада в экономике, анархией в социальной структуре, судорожными  действиями в политике и свободой в нравах. Некоторые студенты утверждали, что развал преобладает во всем: «начиная с души и заканчивая экономикой». Отмечается ожесточение людей из-за отсутствия возможности удовлетворять основные потребности. Меняются отношения в кругу родственников, идет более осторожное планирование семьи.

 

В качестве положительной оценки отмечается уход от догм и то, что «в нравах стало свободнее».

 

Теперь обратимся к данным, позволяющим  судить о духовном мире нынешней студенческой молодежи

 

Сначала несколько обобщенных сведений студенческой молодежи в целом по некоторым жизненно важным вопросам современного российского общества и видения себя в нем.

 

«Нравится ли Вам Ваше поколение?». Этот вопрос был задан 250 студентам  различных курсов. Около 60% ответило утвердительно, 25% - отрицательно, 15% - «и да, и нет». Утвердительные ответы комментировались высказываниями: «Я считаю, что мое поколение более прогрессивно, мобильно, коммуникабельно, чем предыдущие поколения»; «Мое поколение – свободные люди, они знают, чего хотят, и смело идут навстречу будущему»; «Я знаю очень много умных, добрых, хороших, по-настоящему талантливых ребят, которые на самом деле представляют будущее России, и я верю, что они смогут возродить нашу страну и привести ее к процветанию»; «На моих сверстников можно положиться, в них много сил, энергии, из них получатся отличные специалисты в конкретных областях, и они смогут поднять экономику и культуру» и т.п. Скептические оценки сопровождались суждениями типа: «Многое нужно изменить в нынешней молодежи»; «Мои ровесники знают, что есть странные молодые люди, которые читают книжки, ходят по театрам и музеям. Но они считают, что намного ярче пройдет день, если собраться с друзьями, выпить по баночке и завалиться в какой-нибудь давно знакомый клуб»; «Мне ближе дух 40-х – 60-х годов, когда не было сегодняшнего вошедшего в душу равнодушия ко всему, не было этого цинизма и эгоизма».

 

Критические высказывания студентов  согласуются c приведенными выше негативными  выводами ученых. Что же касается позитивных оценок, молодые люди пытаются опровергнуть стереотипы, сложившиеся в сознании старшего поколения. Например: «Многие взрослые считают, что нам нужны только дискотеки, секс, наркотики, сигареты и выпивка. Не верно это. Время бесцельной, легкой жизни прошло. Мы учимся, развиваемся интеллектуально, ставим перед собой цели и пытаемся их достичь. Не скажу, что все такие, но нас большинство». Другой студент поясняет: «Мы идем в ногу со временем и ни за что не хотим отстать! Мы живем в собственном мире, который создан нами самими. Это вовсе не означает, что он примитивен и пуст. Мы наполняем его собственным смыслом. Наш век диктует нам свои законы, по которым нужно жить».

 

Самооценка поколения: отрицательные  черты. Выявились десять «осуждаемых» студенчеством «пороков». Рассмотрим их с учетом ранжирования.

 

1. Бесцельное существование, потребительское  отношение к жизни, апатичность, пассивность, иждивенчество, лень, тунеядство, разгильдяйство.

 

2. Алкоголизм, пьянство, наркомания, курение  – способы личного разрушения  здоровья.

 

3. Эгоизм, корыстолюбие, жадность, зависть,  отсутствие коллективизма, взаимопомощи. «В обществе главной целью стали деньги, а не человеческие отношения

 

4. Агрессивность, насилие, жестокость, озлобленность, цинизм, хулиганство,  преступность – «Идти по головам  других – отличительная черта  нашего поколения»; «Очень страшно,  когда видишь проявление детской жестокости».

 

5. Хамское поведение, бескультурье, грубость, бездуховность, неуважение  к старшим. По словам студентов,  типичными проявлениями подобных  недугов являются «утрата женственности  девушками и рыцарской галантности  юношами»; «замусоривание среды обитания»; «пренебрежение прошлым и полное равнодушие к будущему».

 

6. Лживость, лицемерие, безответственность, расхлябанность, предательство, ловкачество.  Эти пороки превратились в  «обычное явление», и вместе с  тем они особенно ненавистны  для дружелюбных и откровенных молодых людей. Около трети студентов заявили, что считают ложь и предательство самыми гнусными и отвратительными явлениями в общении между людьми.

 

7. Аморальность, распущенность, разврат.  Степень порочности студентами  оценивается по-разному. Рассадником порока, по мнению многих, являются телевидение и пресса, где царствуют «разврат и вульгарность, превращение самого сокровенного и таинственного в общедоступное и даже навязанное».

 

8. Безумное следование моде, глупое  подражательство.

 

9. Отсутствие патриотизма, неумение ценить свою историю, равнодушие к судьбе России.

 

10. Зависимость от техники. Технический  прогресс- несомненное благо, которое  признается молодежью.

 

Самооценка поколения: положительные  черты.

 

1. Целеустремленность, целенаправленность, деловитость, организованность.

 

2. Самостоятельность, самодостаточность,  независимость, свободолюбие. Массовые  опросы показали, что не более  15% студентов приветствуют свободу  слова без всяких ограничений,  а 70% требуют, чтобы свобода  слова сочеталась с ответственностью за сказанное.

 

3. Жизненная активность, оптимизм, уверенность в будущем, предприимчивость, трудолюбие, напористость. Примечательно,  что юношеский энтузиазм и  жажда самоутверждения уживаются  в сознании эмансипированных  девушек с идеалом тихого семейного счастья. Впрочем, этот идеал не чужд и многим представителям сильного пола.

 

4. Интеллектуальность, умственное  развитие, творческие способности  (креативность), талантливость –  это черты, которыми не без  основания гордится молодое поколение. Часто упоминается «быстрое усвоение информации», «высокий творческий потенциал», «универсальные таланты и способности». Для некоторых студентов идеалом служит образ русского интеллигента.

 

5. Стремление к знаниям, овладению  культурой понимается как  естественное дополнение интеллектуальности и интеллигентности.

 

6. Альтруизм, доброта, дружелюбие, гуманизм, честь, правдивость, порядочность  – высокие моральные качества. Появление подобных черт в  автопортрете студенческой молодежи  кажется противоестественным.

 

7. Патриотизм к Родине, подобно  альтруизму, на фоне отрицательных  самооценок представляется неожиданным  явлением. Но оказалось, что многие  молодые люди способны испытывать  патриотические чувства. Одна  из студенток выразила свои  чувства так:

 

Я стою у истока волшебной реки.

 

С нарастаньем потока заблестят  огоньки,

 

Все сильней и сильней будет  сила огня,

 

Это – наша Россия. Что она для  меня?

 

Она сила и мощь, она – песнь  и душа,

 

Золотой чудный дождь, что ловлю, чуть дыша.

 

Я ее не отдам, в ней живу, в ней пою,

 

Я ее не продам, потому что люблю

 

 

Объяснение парадокса. Противопоставление положительных и отрицательных  черт приводит к выводу о том, что  молодое поколение делится не на две, на три части, не считая маргинального  слоя. Во-первых, будущую интеллектуальную элиту следует отделить от молодежной массы. Основными критериями ограничения здесь могут служить целеустремленность, бесцельное существование, а вспомогательным – дополнительная деятельность. Целеустремленность и заинтересованность в приобретении полезных знаний – отличительное качество молодого человека, планирующего сделать успешную карьеру, добиться признания и самореализации. Это качество присуще большинству студенчества. Оно подтверждается фактом поступления в ВУЗ, которое часто требовало упорства, решительности и самостоятельности. Бездарные «папенькины сынки» и паразитирующая «золотая молодежь» быстро отторгаются студенческими коллективами. Вероятно, вне студенческой среды есть талантливые и волевые люди, целенаправленно занимающиеся образованием, но их шансы попасть в интеллектуальную элиту невелики. В наши дни путь к общественному знанию пролегает через вузовские аудитории.

 

Интеллектуал руководствуется  иными нормами:

 

• эгоистическая направленность;

 

• допустимость насильственных действий по принципу «цель оправдывает средства»;

 

• утилитарное потребление культуры.

 

Будущему интеллектуалу принадлежат  слова: «Мне нравится в моих сверстниках  их наглость, т.к. сейчас необходимо быть пробивным и наглым, чтобы добиться своих целей». Если использовать социально-психологические характеристики студентов, то основным критерием ограничения интеллигента от интеллектуала может служить альтруизм/эгоизм, а вспомогательным – гуманизм/агрессивность.

 

Поскольку социальные и психологические  характеристики не дискретны, а непрерывны, то образуются промежуточные, маргинальные прослойки как между элитой массой, так и между интеллигентами и интеллектуалами.

 

Таким образом, интеллектуально-нравственную стратификацию молодежи можно представить  следующим образом:

 

1) Интеллектуальная элита –  студенты, сознательно и энергично  стремящиеся к высшему образованию,  рассматривая его и как терминальную, и как инструментальную жизненно  важную ценность. Элита расколота  на две по-разному этически  ориентированных подгруппы: интеллектуалы и интеллигенты.

 

2) Неинтеллектуальная молодежная  масса, не обладающая высокой  образованностью, развитыми духовными  интересами и не стремящаяся  к ним. Это люди массовой  культуры.

 

3) Маргиналы.

 

4. О рынке труда выпускников.

 

4.1. Трудоустройство молодых специалистов

 

В сегодняшней России университеты, так же как и другие вузы, находятся  в сложной ситуации, обусловленной  переходом страны к рыночным отношениям и кризисным состоянием в экономических  и социальной сферах. В прошлом  любой советский вуз был частью единого народнохозяйственного комплекса и действовал в соответствии с организационными правилами, близкими к принципам работы обычного государственного предприятия, встроенного в систему планового хозяйства. Если предприятие выполняло утвержденные вышестоящим министерством или главком производственный и финансовый планы, то вуз по аналогичным планам осуществлял прием студентов и выпуск специалистов, проводя обучение в соответствии с государственными учебными планами.

 

Неукоснительное соблюдение всех этих планов, так же как и планов приема и выпуска, контролировало Министерство высшего и среднего специального образования, а в вузах, не имевших университетского статуса, курирование дополнительно осуществляли собственные министерства и ведомства. В большинстве случаев государственная система распределения неплохо решала проблемы трудоустройства молодых специалистов.

 

Экономические и организационные  изменения последних лет повлекли за собой перемены в характере  взаимоотношений между высшими  учебными заведениями и предприятиями, а также государственным и негосударственными организациями в вопросах подготовки молодых специалистов высшей квалификации. Сегодня отсутствует система государственного распределения выпускников вузов, а предприятия и организации самостоятельно определяют свою кадровую политику. Это сопровождается, с одной стороны, общем сокращением численности работающих, а с другой – более высокими требованиями к вновь принимаемым на работу. Во многих случаях предпочтение отдается специалистам с трудовым стажем и с опытом работы.

 

Одной из проблем, связанных с изменениями  на рынке труда, явилась проблема угрозы безработицы для молодых  специалистов, оканчивающих вузы. Сегодняшние  выпускники вузов стали одной  из слабо защищенных в социальном отношении групп населения.

 

Сегодня можно говорить о существовании  следующих групп противоречий на рынке труда молодых специалистов с высшим образованием:

 

• между социальными и профессиональными  ориентациями молодежи и потребностями  предприятий, организаций и фирм в рабочей силе;

 

• между задачей повышения эффективности  подготовки вузам молодых специалистов и существующих системой вузовской  подготовки;

 

• между теоретической подготовкой  выпускников и отсутствием необходимых  навыков практического использования  полученных знаний;

 

• между жизненными и профессиональными  планами выпускников и реальными  возможностями их осуществления;

 

• между интересами развития отдельного предприятия и интересами общества.

 

4.2. Выпускник вуза и его будущая  специальность

 

Жесткая прежняя система обучения, почти полностью определявшаяся учебными планами и государственным заказом на специалистов, могла существовать только в рамках централизованной государственной системы и уже не отвечает меняющимся условиям свободной экономики. Поэтому теперь вузу нужно учиться прогнозировать спрос на специалистов того или иного профиля на пять – десять лет вперед и отвечать на него изменениями в учебных планах и программах.

 

Результаты ряда исследований последних  лет свидетельствуют о том, что  количество выпускаемых специалистов уже превысило спрос на них со стороны предприятий и организаций. Таким образом, было обнаружено, что для большинства выпускников получение дипломов и поиски места работы сейчас почти совпадают по времени.

 

Социологами была выявлена одна и та же общая для стран СНГ особенность – отставание в социализации у студентов на территории бывшего СССР по сравнению со студентами в странах с развитой рыночной экономикой. Тот факт, что в наших вузах студенты в основной массе пребывают долгое время «в безмятежном состоянии» и не задумываются над тем, что студенческие годы существуют не для того, чтобы спокойно проводить время, но, прежде всего для получения знаний, нужных в последующей практической работе – результат влияния стереотипов, укоренившихся в сознании и студентов, и их родителей еще в советский период.

Информация о работе Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции