Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.

Содержание

Введение

1. Студенчество как социальная группа.
1.1. Справка из энциклопедии.
1.2. Путь в студенты.

2. Студенчество в период реформирования российского общества.
2.1. Интеллектуально-нравственная дифференциация студенчества.
2.2. Воспроизводство студенческой молодежи: новые тенденции.
2.3. Социальные ресурсы и ожидания студенческой молодежи.

3. Социальный облик студенчества.
3.1. Социальный статус и самочувствие студента.
3.2. Политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов.
3.3. Юноши и девушки о времени и о себе.

4. О рынке труда выпускников.
4.1. Трудоустройство молодых специалистов.
4.2. Выпускник ВУЗа и его будущая специальность.
4.3. Планы выпускников на предстоящую деятельность.

Заключение.

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по дисциплине- «Социология» На тему- «Стиль жизни студен.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

 

В статье украинского автора отмечается именно эта черта: «В советском обществе…  в общественном сознании, особенно у представителей старшего поколения, укоренилось мнение, что наличие диплома о высшем образовании автоматически обеспечивает высокое положение в обществе, хорошую должность, а главное – освобождает от тяжелого физического труда. Поэтому наша молодежь, преимущественно под давлением родителей, не имея четкой профессиональной ориентации и не определив заранее свой жизненный путь, массово нацеливается на вуз, и, при условии прохождения конкурса, тут же приступает к учебе. К сожалению, распространен случайный выбор профессии, следствием чего становятся слабые мотивации обучения, низкий уровень знаний, намерения в будущем сменить профессию. Этим обуславливается у нас высокий удельный вес с высшим образованием, занятых не своей специальностью».К этой вполне объективной картине можно лишь добавить, что кроме отмеченной здесь причины (только бы получить высшее образование) имеют место и иные внешние обстоятельства, приводящие к случайному попаданию в вуз (к примеру, отсрочка от призыва на воинскую службу). В целом, в странах с развитой рыночной экономикой личность оказывается способна осуществить сознательный жизненный выбор в более раннем возрасте, чем у нас.

 

Когда же экономические изменения  в нашей стране смогут приблизить ценностные ориентации нашей молодежи к тем, которые существуют в западном мире? Это зависит от нашего экономического развития.

 

4.3. Планы выпускников на предстоящую  деятельность

 

Как уже сообщалось, более половины опрошенных выпускников сообщили о  том, что они планируют работать по специальности. Наиболее высокой  оказалась доля студентов, сохраняющих  верность полученной ими специальности, среди экономического и юридического факультетов. Иная ситуация сложилась на других факультетах. Она особенно тревожная среди выпускников физфака, где работать по специальности планируют только 17% от числа опрошенных. Здесь самым высоким оказался процент тех, кто точно знают, что работать по специальности после окончания университета они не станут.

 

Достижение соответствия между  спросом и предложением на рынке  труда требует осуществления  достаточно точных прогнозов изменения  конъюнктуры рынка и потребности в специалистах, а также переориентации в организации всех сфер деятельности вузов, адекватно отвечающей на эту потребность.

 

Заключение.

 

Подводя итоги, можно сказать следующее: во-первых, изменения в составе  студенчества по социальному происхождению и по уровню жизни (а они довольно тесно связаны) указывают на нарастание дифференциации, неоднородности, различий в студенческой массе по вузам, факультетам, профессиональным отрядам. Постепенно приоритет в формировании студенчества переходит к слоям, более адаптированным к экономическим реалиям нашего общества. Если этот процесс будет развиваться и дальше, то доступ беднейших слоев к высшему образованию окажется сильно затруднен. Во-вторых, стабилизация воспроизводства студенческой молодежи показывает, что интерес к высшему образованию сохранился, что также нашло отражение в «подъеме» его ценности в иерархии инструментальных ценностей студентов. Однако противоречия, возникающие между институтом высшего образования и различными другими сегментами общества, приводят к нарастанию дисфункциональных последствий. Они многообразны по своим проявлениям и просматриваются, в частности, в неудовлетворенности студентов качеством получаемой подготовки, деформации отдельных слоев образовательного процесса. Но самое главное – происходит неуклонное снижение основного результата функционирования высшей школы – образованности студентов, уровня их профессиональной компетентности.

 

В решении вопросов трудоустройства  выпускников следует сделать  акцент на повышении собственной активности и инициативы у молодых специалистов, чтобы они смогли стать реальными субъектами на рынке труда. Задача вуза в этой связи заключается в обеспечении их более раннего и более основательного включения в эту систему. Взаимодействие между предприятиями и организациями, заинтересованными в квалифицированных специалистах – с одной стороны, и вузами – с другой должно стать более тесным и менее формальным, а обучение в вузе – более дифференцированным и адаптированным к интересам организаций.

 

К сожалению, мало сейчас освещается проблема получения гуманитарного  образования. Самоопределение молодежи, ее включение в экономическую  жизнь всегда представляло собой  серьезную социальную проблему. Важность ее изучения будет еще больше нарастать  с развитием рыночных отношений, распространением безработицы, ростом уровня экономической дифференциации населения. Возможно и юристы, и экономисты всегда будут в цене, но не стоит забывать и духовно-нравственном наследии общества.

 

Итак, молодежь стремится получить высшее образование, считая, что «без него в нынешние времена никуда», но не стоит забывать, что диплом перестает быть гарантией трудоустройства и ставит его обладателя в зависимость от спроса и предложения на рынке труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

1) Лисовский В.Т., Дмитриев А.  В. Личность студента. – Л., 1974.

 

2) Рубин Б., Колесников Ю. Студент  глазами социолога. – М., 1980.

 

3) Власенко А.С. Некоторые вопросы  воспитания студенчества. – М., 1987.

 

4) Мечников И.И. Этюды оптимизма - М., 1984.

 

5) Филиппов Ф.Р. Социальная ориентация  и социальные перемещения // Вопросы  социальной и профессиональной  ориентации молодежи. - Свердловск, 1982.

 

6) Руткевич М.Н. Социальная ориентация  выпускников высшей школы // Социологические исследования. - 1994. - № 2.

 

7) Гинзбург М.Р. Психическое содержание  личностного самоопределения // Вопросы  психологии - 1994. - № 3.

 

8) Брушлинский  А.В. Проблема субъекта в психологической  науке (статья первая) // Психологический  журнал. - 1991. - № 6.

 

9) Молодой  россиянин на пороге XXI века: социокультурное  измерение - Нижний Тагил, 1996.

 

10) Вишневский  Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи - Екатеринбург, 1995.

 

11) Социальные  исследования, 2000-2007.

 

12) Эфендиев  А.Г. Преподаватель московского вуза. - М., 1996.

 

13) Свободное  время молодежи: сущность, типология,  управление. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского  университета. 1991. – 152с.

 

14) Воробьев  Г.Г. Молодежь в информационном  обществе / Ил. Ю. Аратовского. –  М. : Мол. гвардия, 1990. – 255[1] с., ил. – (Молодежь: проблемы и перспективы).

 

15) Антология  русской классической мысли: Тексты. / Сост. и коммент. Д.С. Клементьева,  Л.Н. Панковой. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1995. – 240с.

 

16) Панарин  А.С. Реванш истории: российская  стратегическая инициатива в XXI веке. М, 1998. С. 150; 389.

 

17) Бабосов  Е.М. Прикладная социология: Учеб.пособие.  – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 496 с.


Информация о работе Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции