Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 21:59, курсовая работа
Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.
Введение
1. Студенчество как социальная группа.
1.1. Справка из энциклопедии.
1.2. Путь в студенты.
2. Студенчество в период реформирования российского общества.
2.1. Интеллектуально-нравственная дифференциация студенчества.
2.2. Воспроизводство студенческой молодежи: новые тенденции.
2.3. Социальные ресурсы и ожидания студенческой молодежи.
3. Социальный облик студенчества.
3.1. Социальный статус и самочувствие студента.
3.2. Политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов.
3.3. Юноши и девушки о времени и о себе.
4. О рынке труда выпускников.
4.1. Трудоустройство молодых специалистов.
4.2. Выпускник ВУЗа и его будущая специальность.
4.3. Планы выпускников на предстоящую деятельность.
Заключение.
Список литературы.
• социальная апатия – уход и политической
и общественной жизни, распространение
мещанских, семейно-эгоистических
• кризис нравственных ценностей: отказ от правды, честности,
совестливости, любви, дружбы как основы отношений между людьми;
• падение престижа честного труда, проявления обмана, цинизма, насилия;
• рост потребительских настроений, выражающийся в росте материальных вожделений, эгоизма, пренебрежения духовными ценностями, дегуманизации отношений между людьми .
Если верить такого рода суждениям и оценкам, получается, что не остается надежды на будущее России: с таким молодым поколением она может только деградировать. Однако не будем спешить.
2.1. Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества.
Радикальные социально-экономические
преобразования в нашем обществе
оказали неоднозначное
Порой эти процессы протекают небезболезненно, поскольку это вызывает переструктурирование внутри высшего образования: у одних вузов, специальностей престиж резко повышается, у других – падает, усиливается социальное расслоение как внутри студенчества в целом, так и между студентами (что особенно важно) различных типов вузов, факультетов и специальностей. И это неизбежные последствия, сопровождающие модернизацию высшей школы.
С другой стороны, отсутствие четкой государственной политики в области образования, необходимых инвестиций в него, не оправдавшиеся надежды на коммерциализацию вузов приводят к разрушительным дисфункциональным последствиям для высшего образования. Можно сказать, происходит его «обескровливание». Это и резкое сокращение численности преподавателей, научных сотрудников вузов, вызванное катастрофически низкой зарплатой, падением жизненного уровня, утратой некогда высокого социального престижа, старение кадров; постепенное разрушение их трудовой мотивации, размывание социально-статусных и профессиональных стандартов поведения. В неудовлетворительном состоянии материальные компоненты учебного процесса: учебные корпуса, оборудование, библиотечные фонды.
Таким образом противоречивое взаимодействие позитивных и деструктивных процессов создают сложную, и даже драматическую ситуацию в российском высшем образовании.
Раскрывая социальный облик студенчества, следует учитывать и глубокие изменения, произошедшие в самом обществе: трансформацию его основных институтов, стратификационных характеристик, основных смыслообразующих ценностей. Все эти процессы (и в обществе в целом, и в высшей школе) по-своему преломляются в жизнедеятельности студенчества. Меняются взаимоотношения студентов с государством (невостребованность многих специальностей, отсутствие обязательного распределения и «отработок» после окончания вуза и т. д.), с преподавателями, с родителями. Это приводит к тому, что современное студенчество становится все более разнородным.
Прилежные студенты («ботаники») мирно уживаются с теми, кто об учебе вспоминает лишь перед экзаменами; «предприимчивые», чьи подработки дают возможность жить безбедно уже в студенческие годы – с «романтиками», для которых важна творческая самореализация; почти исчез тип студента-общественника.
2.2. Воспроизводство студенческой молодежи: новые тенденции.
Проблема воспроизводства
Само оно также является их активным
участником: ведь высшее образование
выполняет функцию
Анализ социальной структуры студенчества
важен и в аспекте социальной
справедливости, т. к. показывает доступность
высшего образования для
Но есть еще и социокультурный
аспект этой проблемы, в какой социальной
среде имеются оптимальный
Какие же изменения происходят в социальной структуре студенчества в настоящее время? Каковы основные социальные источники пополнения? В чем выражается наиболее существенные особенности его социальной культуры, как осуществляется его воспроизводство?
Во-первых, среди родителей студентов сравнительно немного незанятых (безработных, неработающих пенсионеров, инвалидов и т. д.). Т. е. социальная структура студенчества, по сравнению с социальной структурой общества выглядит как более благополучная, является структурой «улучшенного» типа. Во-вторых, социальный состав студенчества достаточно пестрые: в нем широко представлены и традиционные, и новые страты, появившиеся в ходе реформ (владельцы собственного дела, предприниматели). В-третьих, доминирующей группой являются студенты – выходцы из семей специалистов с высшим образованием. В-четвертых, среди студентов значительно уменьшилась доля детей рабочих и вспомогательного персонала. В-пятых, студенчество быстро пополняется представителями нового для нас слоя – молодыми людьми из семей, где один из родителей, а то и оба родителя – владельцы частных фирм в различных слоях бизнеса.
Важной особенностью социального состава студенчества является высокая занятость родителей в государственном или негосударственном секторе экономики. Почему этот фактор считается дифференцирующим студенчество признаком? Дело в том, что у людей, связанных с частным сектором, жизненные перспективы, ожидания и установки, уровень жизни кардинально иные, чем у слоев, «завязанных» на госсектор. Еще одна линия расслоения студенчества «пролегла» между вузами: оказалось, что разные вузы «аккумулируют» студентов из разных стран далеко не одинаково. Конечно, и раньше были вузы, отличавшиеся как престижностью, так и «элитарностью» (т. е. высокой долей студентов выходцев из рядов советской элиты). Однако сейчас список элитарных вузов пополнился.
Наряду с экономическим
Вероятно, дополнительные заработки становятся новым стандартом поведения, символизируя деловитость, предприимчивость студентов (т. е. выполняют не только свою прямую функцию).
2.3. Социальные ресурсы и ожидания студенческой молодежи.
С середины 1990-х годов в России
тенденциями высшего образовани
В числе важных проблем высшего образования признается неравенство доступа различных групп населения к получению образовательных услуг. Высшее образование традиционно рассматривается в рамках стратификационных теорий как непременный критерий отнесения к определенному социальному слою и фактор вертикальной мобильности. Получение образования в значительной степени обусловливает социальную мобильность, доступ в дальнейшем к общественным благам. Однако, проведенные исследования фиксируют неполную реализуемость высшего образования в повышении социального статуса.
Специфика одного из подходов состоит в изучении проблемы доступности высшего образования с точки зрения различий ресурсных характеристик семей. Семьи, формируя для своих детей образовательные стратегии, находятся в ситуации рационального выбора, отыскивая оптимальное согласование перспектив, которое образование может дать детям, и ресурсных возможностей. К ресурсам семьи мы относим:
• уровень образования родителей;
• уровень их материальной обеспеченности;
• размер сбережений;
• социальный статус;
• уровень адаптированности.
Представление о перспективности приобретаемой профессии часто определяет образовательную стратегию семей. Ресурсы семей определяют доступность вузов, осуществляющих подготовку по перспективным профессиям. Профессии, которые не приносят ни материального, ни статусного вознаграждения, получают по преимуществу дети из менее ресурсообеспеченных семей, а наиболее перспективными профессиями овладевают выходцы из семей с сильными ресурсными характеристиками. Профессии, приносящие высокие доходы, но не престижные в обществе, либо уважаемые, но не приносящие денег, не стали предметом интереса семей с высоким ресурсным потенциалом. Они более привлекательны для детей из менее благополучных семей. Особенно ярко эта тенденция высвечивается при сравнении ситуации в Москве и Вологде. Если в Москве лишь 11 % студентов из семей с высоким ресурсным потенциалом претендуют на получение специальности, приносящей не доход, а лишь относительно высокий социальный статус, то в Вологде таких втрое больше. Обратимся к анализу образовательной мотивации молодежи. Основными мотивами получения высшего образования являются три: знания, деньги, престиж. К основным образовательным мотивациям:
• интеллектульно-прагматическую (получение знаний и конвертация их в высокие доходы) – 29,7%;
• преимущественно-
• преимущественно-прагматическую (основная цель – получение в будущем высоких доходов) – 22,1%;
• «побочную» - акцентуирующую внеобразовательные мотивы: получение образования как символического капитала, способ уйти от проблемы (призыва в армию, трудоустройства) или отодвинуть её – 16,4%.
На основании некоторых данных построена следующая типология образовательного поведения студенческой молодежи.
• Учащиеся и работающие – 21,6% (посещают большинство занятий и иногда обращаются к специальной литературе, либо посещают «примерно половину» занятий и часто работают с дополнительной литературой; имеют постоянную работу либо частые приработки).
• Учащиеся – 49,6% (посещают большинство занятий и иногда обращаются к специальной литературе, посещают «примерно половину» занятий и часто работают с дополнительной литературой; не имеют ни постоянной работы, ни частых приработков).
• Работающие - 9,3% (не посещают большинства занятий, не обращаются к специальной литературе; имеют постоянную работу или частые приработки).
• Не учащиеся и неработающие - 19,5% (не посещают большинства занятий, не обращаются к специальной литературе; не имеют ни постоянной работы, ни частых приработков).
Поведение студентов в значительной степени изменяется по мере приближения к диплому. Прослеживается тенденция увеличения доли имеющих постоянную работу. Кроме того, растет число тех, кто работает в ущерб учебе: численность этой группы на последнем курсе превышает 10%.
3. Социальный облик студенчества 90-х годов.
В ближайшем будущем политические настроения молодежи, как и то, с какими политиками она будет связывать свои ожидания, во многом станет зависеть от ее социального статуса, социокультурных установок и ценностей. Отсюда следует необходимость изучения ее самых различных групп, слоев и отрядов. Однако пока разные социальные группы молодежи изучаются социологами неравномерно. Основное внимание выделяется выпускникам средней школы и студентам педагогических вузов, и гораздо менее представлены в исследованиях многие другие профессиональные отряды студенчества, а также молодые выпускники вузов.
3.1. Социальный статус и
При рассмотрении статусной позиции студенчества обычно акцент делается на «переходность», «маргинальность» группы, занятой деятельностью по подготовке к высококвалифицированному умственному труду, отличающуюся особыми формами социальной активности, характерной не только для обучающейся молодежи, но и для тех отрядов интеллигенции, пополнить которые она готовится в вузе.
В отечественных работах не всегда учитывается, что годы студенчества – вполне самостоятельный этап жизни человека, на протяжении которого он имеет и формирует собственную среду развития, участвует в таких видах деятельности, которые сегодня выступают в качестве личностно-образующих факторов и определяет модель социального поведения этой общественной группы. Среди показателей статуса студенчества можно выделить группу дескриптивных (пол, место жительства до вуза, образование родителей) и приобретенных, достигнутых человеком к настоящему моменту его жизни.
Информация о работе Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции