Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 22:53, курсовая работа
Глобализация экономики, усиление межфирменной конкуренции, рост интереса менеджмента компаний к роли «мягких» факторов (таких, как организационная культура, ценности, стиль управления, персонал) в системе внутрифирменного управления способствуют эволюции парадигмы управления людьми в современных коммерческих организациях. Происходит смещение взглядов теоретиков и практиков менеджмента с трактовки персонала как издержек (концепции управления кадрами и управления персоналом) к пониманию его как ресурса, инвестиций (концепция управления человеческими ресурсами). Новый подход позволяет связать функцию управления человеческими ресурсами с бизнес-стратегией организации, ее стратегическими целями, подтверждая влияние человеческого фактора на улучшение показателей деятельности компании.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российская академия народного хозяйства
и государственной службы
ПРИ Президенте Российской Федерации»
Дзержинский филиал
Специальность/направление подготовки
«Государственное и муниципальное управление»
Дисциплина «Социология управления»
КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)
на тему:
«Субъект и объект управления. Человеческий фактор в системе управления»
Автор работы:
Студент 3 курса ДГ 1202 гр.________
______________ЗОС формы обучения
Ф.И.О. Курылев Александр Сергеевич
подпись_______________________
Руководитель работы:
Должность, звание ст. преподователь
Ф.И.О Ефимов Александр Евгеньевич
Оценка________________________
г.Дзержинск
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Субъект и объект управления. Человеческий фактор в системе управления
Глобализация экономики, усиление межфирменной конкуренции, рост интереса менеджмента компаний к роли «мягких» факторов (таких, как организационная культура, ценности, стиль управления, персонал) в системе внутрифирменного управления способствуют эволюции парадигмы управления людьми в современных коммерческих организациях. Происходит смещение взглядов теоретиков и практиков менеджмента с трактовки персонала как издержек (концепции управления кадрами и управления персоналом) к пониманию его как ресурса, инвестиций (концепция управления человеческими ресурсами). Новый подход позволяет связать функцию управления человеческими ресурсами с бизнес-стратегией организации, ее стратегическими целями, подтверждая влияние человеческого фактора на улучшение показателей деятельности компании.
Понятие «человеческий фактор» ныне используется в философии, социологии, психологии, педагогике, медицине, науке управления и других науках, каждая из которых использует это понятие в соответствии со своей спецификой: философия сосредоточивается на общих положениях, наука управления — на конкретике. Под «человеческим фактором» в психологии понимают личность, группу, коллектив, общество, включенные в управленческую систему. В более конкретном понимании — это внутренний мир людей, их потребности, интересы, установки, переживания и т.д.
Поворот к человеческому фактору — это революционный переворот в науке управления. Понятие «человеческий фактор» ныне вошел в научный обиход различных наук: философии, социологии, психологии, педагогики, медицины, науки управления и т.д. Каждая наука высвечивает в этом понятии свои специфические стороны.
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно говорить об актуальности и важности исследуемой темы.
Цель работы: рассмотрение понятия субъекта и объекта управления в социологии управления, а также сущности и значения человеческого фактора в системе управления.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие субъекта
и объекта управления в
2) исследовать понятие и
3) проанализировать основы
В соответствии целью и с поставленными задачами построена структура данной работы: введение, два раздела, заключение, список используемых источников и литературы.
Среди авторов, чьи труды послужили базой для выполнения данной работы следует назвать: М.Л. Разу, И. И. Мазура, В. Д. Шапиро, В. И.Малюк А. М. Немчина и других.
1. Субъект и объект управления
При исследовании управленческой деятельности Социология управления уделяет приоритетное внимание определению структуры и функций этой деятельности. Структура управления не остается неизменной и характеризуется подвижностью и изменчивостью. Это означает, что двумя исходными, первичными компонентами управленческой структуры является субъект и объект управления1.
Субъект управления - это лицо, группа или специально созданный орган, являющийся носителем управленческого воздействия на социальный объект (управляемую систему), осуществляющий деятельность, направленную на сохранение качественной специфики, обеспечение его нормального функционирования и успешного движения к заданной цели.
Объект управления - это социальная система (страна, регион, отрасль, предприятие, коллектив), на которую направлены все виды управленческого воздействия с целью ее совершенствования, повышения качества функций и задач, успешного движения к запланированной цели.
Объекты управления характеризуются большим разнообразием. Их можно типологизировать по нескольким основаниям.
По масштабам и уровням управленческого воздействия объекты управления подразделяются следующим образом: страна, отрасль, регионы, предприятия и т. п.
По видам регулируемой деятельности объекты управления дифференцируются на производственную, социальную, политическую, социокультурную деятельность.
По адресату управленческого воздействия объекты управления подразделяются на: население и все организационные структуры страны, выступающей в качестве единой целостной социально-территориальной общности; население областных, районных, городских социальнотерриториальных общностей; персонал министерств и ведомств; персонал предприятий, учреждений, научно-исследовательских институтов и учебных заведений, персонал органов здравоохранения, социального обеспечения, правоохранительных органов, воинских частей и подразделений.
Одна из основных задач управленческой деятельности, а следовательно, и очень важный компонент ее структуры - определение основной цели или дерева целей организации, выработка стратегии действий по ее достижению и формулирование концепции действий по ее достижению и формулирование концепции деятельности и развития данной организации.
Вторая существенная задача управления и, стало быть, соответствующий ей структурный элемент - формирование корпоративной культуры.
Третья важная задача управления и, соответственно, весьма существенный структурный компонент - хорошо продуманная и рационально организованная мотивация персонала на достижение цели фирмы (организации) и успешное решение стоящих перед нею проблем.
Четвертая задача управления и определяемый ею структурный элемент управленческой деятельности - формирование в фирме, корпорации системы относительно стабильных, долговременных иерархических связей, стандартов, норм и должностей и регулирующих взаимодействие между организациями, а так же между подразделениями и людьми как членами организации по поводу существования их функций.
Пятая задача и соответствующий ей структурный элемент управленческой деятельности - разработка и осуществление технологии изменений.
Шестая управленческая задача и соответствующий ей структурный механизм управленческой деятельности - четкое определение диагностики управления и определение точек наибольшей и наименьшей управляемости.
Седьмая важная задача и соответствующий ей структурный элемент управленческой деятельности - четкое представление о том, какова должна быть реализация управленческого решения.
Восьмая задача и структурный механизм управленческого процесса - разработка системы контроля за выполнением принятого решения, определение и применение стимулов его эффективного исполнения, а также санкций против лиц, социальных групп, организаций или их подразделений, срывающих выполнение принятых решений или недостаточно целеустремленно и активно действующих во имя поставленных управляющей подсистемой целей и задач.
Все названные структурные компоненты не действуют в отрыве от друг друга, а в процессе своего взаимодействия образуют более или менее целостную и динамично развивающуюся структуру социального управления. Его структурная матрица изображена на схеме №2.
Рисунок 1 - Структурная архитектоника основных компонентов управленческой деятельности
1. Определение целей
2. Формирование корпоративной культуры
3. Мотивация персонала
4. Формирование организационного порядка
5. Разработка технологии изменения
6. Определение диагностики управления
7. Реализация управленческого решения
8. Разработка системы контроля
В состав структуры управления наряду с основными компонентами управленческой деятельности входит организационная структура управления. Она характеризуется распределением целей и задач между различными уровнями и звеньями управленческой деятельности. Под организационной структурой управления понимается совокупность уровней и звеньев управленческой деятельности в единстве с их функциональными областями, расположенными в строгой соподчиненности и обеспечивающими взаимосвязь между управляющей и управляемой системами для эффективного достижения целей.
В организационной структуре управления выделяют следующие основные элементы: уровни управления, его звенья и связи горизонтальные и вертикальные.
Под уровнем управления понимается иерархическая соподчиненность подразделений и звеньев управленческой деятельности, занимающих определенную ступень в системе управления.
К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также специалисты, выполняющие соответствующие управленческие функции.
В структуре управления обычно выделяют два типа управленческих связей - горизонтальные и вертикальные.
Структурная динамика управленческой деятельности органично взаимосвязана с выполняемыми ею функциями. Их единство взаимообусловленность образует сложную и многогранную систему управленческой деятельности.
Одна из основных функций управленческой деятельности заключается в обеспечении целеполагания и целедостижения силами и средствами, имеющимися в распоряжении управляемой системы. Функция целеполагания и целедостижения реализуется посредством выдвижения:
1) целей - ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организации людей, групп, подразделений;
2) целей - заданий планов, предписаний, поручений, задаваемых управляемой системе ее управляющей подсистемой или вышестоящей организацией;
3) целей - систем, обеспечивающих стабильность, целостность, устойчивость, динамизм управляемой системы, устанавливаемые управлением и необходимые для функционирования материализованной объективированной структуры данной организации - фирмы, предприятия, корпорации. Четкое согласование всех трех компонентов этой функции - важнейшая задачам управления.
Вторая функция управления - административная, отражающая деятельность управленческой структуры на основе законодательств в области труда и нормативных актов, регулирующих кадровую сферу и складывающиеся трудовые отношения, в том числе и составление штатного расписания организации, прием и увольнение передвижение кадров, соблюдение трудового законодательства.
Третья функция - информационно-аналитическая, которая обеспечивает приток информации из окружающей социальной среды в данную организацию и из этой организации в окружающую среду.
Четвертая функция управления - социальная, заключающаяся в социальной поддержке и защите работников, создании условий для их эффективного труда, определении уровня заработной платы, социальных льгот.
Пятая функция управленческой деятельности - прогнозирование, заключающаяся в определении возможных изменений в окружающей социальной среде.
Шестой функцией управления является планирование, представляющее собой процесс выбора целей данной системы (организации) и решений, необходимых для их достижения.
Седьмая функция управления - мотивационно - стимулирующая.
Восьмая функция управления - корректирующая деятельность управляемой системы (организации), направленная на недопущение срывов и невыполнения порученных заданий, на повышение эффективности и качества работы всех подразделений и звеньев данного объекта управления.
Девятая функция управленческой деятельности - удерживание возможных отклонений в функционировании системы (организации) в определенных пределах, обеспечивающее сохранение ее целостности, качественной специфики и динамической устойчивости.
Десятая функция управления - обеспечение компетентности и дисциплины всего персонала, всех должностных лиц данной организации в их повседневной служебной деятельности.
Одиннадцатая функция управленческой деятельности - осуществление контроля всех подразделений данной организации, обеспечивающего упорядочивающее и эффективное взаимодействие ее элементов с помощью нормативного (в том числе правового) регулирования.
Информация о работе Субъект и объект управления. Человеческий фактор в системе управления