ВВЕДЕНИЕ
Условия кардинального
реформирования российского общества
качественно изменили взаимоотношения
между людьми. В настоящее время
происходит выдвижение отношений
соревновательности, конкуренции, борьбы
на ведущее место в системе
социальных отношений в российском
обществе. Это отражается на всех
уровнях социального взаимодействия
– от межличностного общения
до массовой коммуникации.
Причем наряду с положительным
влиянием конкуренции на повышение инициативы
и активности значительной части населения
это приводит также к массовому использованию
способов и приемов информационно-психологического
воздействия, сущностью которого является
получение односторонних преимуществ
зачастую в ущерб окружающим.
В настоящий период произошел
резкий рост методов манипуляции сознанием
человека, бурное развитие разнообразных
технологий манипулирования. Это и навязчивая
реклама, и изощренные формы борьбы за
голоса избирателей, создание политического
имиджа и жесточайшие формы подавления
личности в псевдорелигиозных сектах,
тайных обществах и экстремистских организациях.
Однако, манипулирование личностью,
использование различных средств и технологий
информационно-психологического воздействия
на людей, проявляется не только в политике
или рекламе, часто люди в повседневной
жизни используют ее в своих целях. Так,
почти любой современный человек играет
роли, изображает чувства, которых не имеет,
или же, наоборот, скрывает их. Мы манипулируем
собой, когда говорим не то, что чувствуем,
когда изображаем спокойствие, а на самом
деле ощущая гнев или боль. Мы часто манипулируем
другими, заставляя делать их то, что выгодно
нам. Люди сами способствуют проявлению
манипуляции: нетерпение, любопытство,
мягкость, уступчивость.
Проблема манипулирования личностью,
человеком, его сознанием и поведением
неоднократно ставилась в ХХ веке отечественными
и зарубежными исследователями. Она рассматривалась
в рамках работ, посвященных философским,
социологическим и психологическим аспектам
политики и права, развития общества, индивидуальной
и общественной психологии.
В последнее время активизировались
исследования проблемы манипуляций личностью,
человеком, его сознанием и поведением
как на теоретическом, так и прикладном
уровне. Философский анализ современного
состояния проблемы манипуляций личностью
и их особенностей в советский период
развития российского общества проведен
в диссертационном исследовании и работах
Ю.А.Ермакова. Современный психологический
анализ состояния проблемы межличностных
манипуляций проведен в работах Е.Л.Доценко.
Знания о том, как по средствам
манипуляции сознанием одни люди воздействуют
на других постепенно накапливаются и
в науке, и в художественном творчестве,
и в обыденном опыте.
Наука, в основном, описывает
структуру самого явления манипуляции,
ее техники, приемы и системы приемов -
это технологический подход.
Литература, театр, кино исследуют
душу человека, мотивы поступков, причины
доверчивости жертв манипуляции, угрызения
совести манипулятора – через призму
нравственных норм той или иной культуры.
Из сказанного выше видно, что
манипуляция сознанием рассматривается
с разных сторон, тем самым накапливаются
знания по данной проблеме. Такие знания
необходимы для распознавания манипуляторов,
изучения системы манипуляции, для того
чтобы не стать новой жертвой манипулятора,
научиться принимать собственные, а не
навязанные решения, которые могут противоречить
нашим интересам и наносить им ущерб.
1 СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ НА ОБЪЕКТ
Управление предстает как
целенаправленный, планируемый, координируемый
и сознательно организованный процесс,
способствующий достижению максимального
эффекта при затрате минимальных ресурсов,
усилий и времени. Управлять - значит понимать
и уметь. Управление основано на общении,
понимании, добровольном партнерстве
и симпатии.
Управленческое воздействие
играет важную роль в управлении человеком
и обществом. Управленческое воздействие
осуществляется в социальной системе
и предполагает воздействие субъекта
управления на объект управления с целью
его перевода в новое желательное состояние.
Любое воздействие одного человека на
другого должно осуществиться с гуманной
целью, с полным пониманием силы своего
умения и ответственности за свои действия
перед обществом.
Что такое воздействие с точки
зрения социологии и психологии? Во-первых,
оно осуществляется в ситуации несовпадения
потребностей, интересов, взглядов. Во-вторых,
воздействие обусловлено стремлением
разрешить ситуацию взаимоприемлемым
образом. В-третьих, воздействие предполагает
наличие взаимного интереса друг к другу
как основы взаимоотношений. Сложность
проблемы психологического воздействия
определяется наличием множества различных
способов организации вербальной и эмоциональной
информации, средств и условий жизнедеятельности
в целях достижения реальных сдвигов в
человеческом поведении.
Но при неэффективном воздействии
случаются многочисленные управленческие
ошибки и просчеты:
- недостаточная
мотивация членов организации к анализу
поставленных задач и поиску путей их
наиболее эффективного решения;1
- использование
метода принуждения в процессах взаимоотношений
в организации;
- чрезмерный
контроль за действиями подчиненных и
т. п.
Психологи
выделяют целый набор методов воздействия:
убеждение, внушение, принуждение, поощрение,
наказание.
Убеждение -
способ вербального (словесного) влияния,
который включает в себя систему доводов,
соотносящихся по законам формальной
логики и обосновывающих выдвигаемый
индивидом тезис. Успешное убеждение ведет
к принятию и последующему включению новых
сведений в сложившуюся систему взглядов,
к определенной трансформации мировоззрения,
а значит и мотивационной основы поведения.
Убеждение эффективно в том
случае, когда содержание и взаимное расположение
аргументов соответствует основным принципам
ораторского искусства: учтены места наиболее
ярких примеров, соотношение аргументов
"за" и "против", эмоциональный
фон ассоциаций, возникающих при произнесении
ключевых слов и т.п. Успешность убеждения
зависит от интеллектуального уровня
объекта убеждения. Люди с гибким мышлением
легче усваивают чужие аргументы, интегрируя
их в систему своих знаний. Наиболее легко
также поддаются убеждению индивиды, имеющие
заниженную самооценку и преимущественно
ориентированные на адаптацию к социальной
среде, а не на индивидуализацию в ней.
Труднее всего поддаются убеждению те,
кто враждебен по отношению к другим и
стремится прежде всего доминировать
над окружающими1.
В отличие от внушения убеждение
основано на осмысленном принятии человеком
каких-либо сведений или идей, на их анализе
и оценке. При этом заключение может быть
сделано как самостоятельно, так и вслед
за убеждающим. Как правило, убеждение
требует больших затрат времени и использования
разнообразных сведений, тогда как внушение
может происходить практически мгновенно.
Внушение - способ влияния,
который основывается на некритичном
восприятии человеком поступающей информации.
В отличие от убеждения, внушение предполагает
усвоение объектом внушения сообщения
без требования доказательств его истинности.
Будучи принятым без должного критического
осмысления, внушенное человеку поведение
может не согласовываться с его убеждениями,
привычками, наклонностями. В то время
как убеждение, являясь воздействием в
значительной степени интеллектуальным,
апеллирует, в основном, к знаниям и опыту
слушающего.
Внушение, носящее эмоционально-волевой
характер, основывается на вере (или на
доверии - разница здесь лишь в степени
некритичности восприятия слов и поступков
значимого другого). В обыденной жизни
внушение происходит повседневно в процессе
общения между людьми. Характеризуется
оно тем, что один человек, не обосновывая
выдвигаемые им положения, добивается
реального, а не формального принятия
их другим человеком. Степень внушаемости
индивида определяется уровнем развития
его личности, его самосознания и самооценки,
силой воли, а также особенностями межличностных
отношений в группе, и в частности отношением
к субъекту внушения. Особенно усиливают
эффект внушения средства массовой информации,
которые расцениваются многими людьми
как фильтр на пути недостоверных сведений.
Психическое принуждение
- насильственный метод воздействия на
людей, оно представляет собой информационное
воздействие на сознание человека, которое,
как правило, представляет собой угрозу
применения физического насилия к самому
принуждаемому лицу или его близким. Непреодолимый
характер принуждения означает, что воля
лица была полностью подавлена, что лицо,
совершая какие-либо внушаемые ему действия,
не имело другого выбора. Этически оправданным
принуждение может быть лишь в исключительных
случаях.
Поощрение - вид моральной
санкции и метод воспитания, стимулирующий
деятельность человека. Поощрение означает
положительное воздействие какого-либо
авторитетного лица, общественного органа
на человека с целью закрепления достигнутых
им результатов и выражается в признании
заслуг. Социальное значение поощрения
определяется тем, что оно обращает внимание
других людей и общественного мнения на
примеры, достойные подражания. Поощрение
вызывает положительные эмоции, способствует
возникновению уверенности человека в
свои силы, формированию чувства собственного
достоинства, дисциплинированности, ответственности
и т.п. Поощрение осуществляется в виде
благодарности, признательности, похвалы,
а также наградах, подарках и др.
Наказание - система методов
и действий направленная на формирование
у индивидуума социально приемлемой модели
поведения и социальных поступков. В более
узком значении наказание - это применение
каких-либо неприятных или нежелательных
мер в отношении человека в ответ на неповиновение
или на неугодное или морально неправильное
поведение. Основной и единственной задачей
наказания является создание стрессовой
ситуации способствующей тому, что в будущем
человек не станет повторять ситуации,
аналогичной той, в которой он уже был
подвержен наказанию.
Есть еще два важных момента,
соблюдение которых необходимо для формирования
эффективного наказа. Первое и важнейшее:
наказывать надо с любовью, а это значит,
наказывая, ты переживаешь большие нравственные
муки, нежели наказываемый. И второе - наказываемый
должен быть согласен с тем, что он виноват
и подлежит наказанию. Исходя из этого,
и нужно рассматривать эффективность
наказания.
Но зачастую эти и другие
приемы управления не используются в управленческой
практике, а попытки управлять человеком,
группой людей и иными человеческими общностями
натыкаются на сопротивление последних. В этом случае перед инициатором
управляющего воздействия открываются
два пути:
1. попытаться заставить
выполнить навязываемое им действие,
то есть сломить сопротивление
(открытое управление);
2. замаскировать управляющее
действие так, чтобы оно не
вызвало возражения (скрытое управление).
Скрытое управление производится
помимо воли адресата и допускает возможное
несогласие последнего с тем, что предлагается.
Скрытое управление может преследовать
как благовидные, так и корыстные цели.
При этом скрытое управление, например
в системе руководитель - подчиненный,
возможно как со стороны руководителя,
так и со стороны подчиненного.
Скрытое управление человеком
против его воли, приносящее инициатору
односторонние преимущества, называют
манипуляцией. Главный принцип манипуляции
как скрытого управления: создать видимость
свободного выбора и сознательного формирования
убеждения, фактически такой возможности
не оставляя.2
2 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА МАНИПУЛИРОВАНИЯ
В самом общем виде под манипулированием
понимается такой вид взаимодействия
между людьми, при котором один из них
(манипулятор) сознательно пытается осуществить
контроль за поведением другого (манипулируемого),
побуждая его вести себя угодным манипулятору
образом: совершать какие-либо действия
(например, голосовать за кого-либо, работать
сверхурочно, выполнять чужие служебные
обязанности и т.д.), а от каких-либо отказываться.
Причем это делается таки образом, что
манипулируемый не осознает себя объектом
контроля. У него появляется некоторый
стимул к изменению своего поведения угодным
манипулятору образом, этот стимул представляется
манипулируемому внутренним, возникшим
в результате какого-то самостоятельного
рассуждения.