Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:24, контрольная работа
Цель данной работы – проанализировать современные технологии манипуляции общественным сознанием, их применением в СМИ. Поставленная цель может быть достигнута путём решения комплекса частных задач:
- анализ понятия манипулирования как явления в целом и как процесса воздействия его на общество;
-выявить все технологии манипуляции в СМИ и рассмотреть механизмы их действия;
-изучить методы и формы воздействия манипулятором на общественное сознание;
-рассмотреть методы защиты от манипулирования общественным мнением.
Сам факт наличия общественных, коллективных и индивидуальных потребностей предполагает существование противоречий между ними. В частности, индивидуальные потребности с точки зрения общества и коллектива делятся на разумные и неразумные (например, потребности некоторых индивидов в наркотиках, чрезмерном употреблении алкоголя, безделье).5
В связи с этим интересы можно разделить по носителям (субъектам) - на индивидуальные (частные), присущие конкретным лицам, групповые (коллективные, общие), присущие социальным группам и выражающие общие потребности лиц, их составляющих, и общественные, представляющие собой некую усредненность индивидуальных и групповых интересов, присущих данному обществу. При этом интересы предприятий (юридических лиц) относятся к числу индивидуальных.
Кроме того, необходимо отметить, что помимо общественных отдельно выделяются государственные интересы, которые представляют собой общественные интересы, переломленные через деятельность государства. А также появилось понятие “национальные интересы России”, под которыми понимается совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в определенных сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внешней и внутренней политики государства. Национальные интересы России по сути являются разновидностью государственных интересов.
Таким образом, частные интересы можно определить как охраняемые правом интересы, присущие конкретным лицам и социальным группам.
Публичные интересы можно определить как охраняемые правом общественные и государственные интересы. Носителями публичных интересов являются общество и государство в целом, субъекты РФ, муниципальные образования, а их выразителями либо лицами, охраняющими эти интересы, - компетентные государственные и иные органы.
Общественный интерес не является простой суммой интересов личных, а представляет собой их сложно организованную целостность (систему). Причем главным интегрирующим фактором интересов личных в интерес общественный выступает совместная практическая деятельность (или, другими словами, общественно-практическая деятельность) как потребность, присущая каждому отдельно взятому человеку.
Личный интерес всегда связан с интересом общественным посредством общественно-практической деятельности, в которую включен человек, и наоборот, интересы общественные через существующую в обществе практику неразрывно связаны с интересами отдельной личности. Более того, чем развитее общество, тем сложнее и многограннее становится эта взаимосвязь.
Итак, страх, вознаграждение, традиция, харизма, разумная вера, убеждение и участие в управлении являются инструментами, которые актор использует для влияния на объект, апеллируя к его потребностям.
Наиболее сильным будет такое воздействие, которое строится с учетом потребностей и интересов объекта, значимых для него ценностей, ожиданий, состояния готовности к восприятию информации.
Все вышесказанное позволяет выработать формулу воздействия. Она может быть представлена следующим образом: от потребности через интерес к влиянию различными средствами и методами для достижения конкретного результата, выраженного в пассивном или активном поведении.
Манипулирование - один из способов реализации интереса (как частного, так и общего) и удовлетворения потребностей. Оно предполагает прямое воздействие на интересы субъекта, навязывание одних интересов вместо других, что связано с «обработкой» интересов. Манипуляторы, при воздействии на психику индивида и масс, стараются воздействовать на определенные пласты подсознания - в своих корыстных интересах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человек – существо социальное. Значит, наше поведение всегда находится под воздействием других людей, и защитить себя от такого воздействия довольно трудно, с учетом бурного развития методов и технологий манипулирования.
В своей работе я постаралась проследить историю развития манипуляции как понятия и как социального явления, выявить основные приемы психологического воздействия, а также раскрыть правила, способы борьбы и защиты от таких воздействий. Изучая явление манипуляции, я пришла к выводу, что данный процесс становится частью социального взаимодействия, предполагающего активное использование разнообразных способов и средств скрытого принуждения людей. Особое внимание в своей работе я уделила межличностным манипуляциям, поскольку наиболее сильный рост манипулятивных воздействий происходит в сфере межличностного взаимодействия. Такой рост манипулятивных воздействий провоцируется условиями жизни и общения, непосредственным социальным окружением. Можно выделить следующие причины данного процесса:
- неопределенность общественной ситуации;
- рыночные отношения;
-страх тесных межличностных контактов, основывающийся на недоверии к себе и к другим;
Однако, существует мнение, что социальное поведение личности связано и с национальными, социокультурными нормами, с ментальностью, являющейся характеристикой отношений человека и культуры. «Манипулирование связано с мировоззрением личности, общим отношением к жизни, с ответственностью, следовательно, с ценностно-смысловой сферой».
Степень успешности манипуляции в значительной мере зависит от того, насколько широк арсенал используемых манипулятором средств психологического воздействия и насколько манипулятор гибок в их использовании. Чаще всего выделяют следующие средства, с помощью которых производится разворачивание манипулятивного воздействия:
Изучение литературы, касающейся основных элементов манипулятивного воздействия показывает наличие одних и тех же составляющих манипуляции, которые в разных сочетаниях анализируются различными авторами. Совокупность этих элементов можно свести к нескольким группам:
1. Оперирование информацией:
все разнообразие производимых
над информацией операций
а) искажение информации варьирует от откровенной лжи до частичных деформаций, например, подтасовка фактов;
б) утаивание информации в наиболее полном виде проявляется в умолчании – сокрытии определенных тем, также используется метод частичного освещения или избирательной подачи материала;
в) способ подачи информации: подача информации частями, или, наоборот, обилие информации
г) выбор момента подачи информации;
2. Скрытие манипулятивного воздействия. Скрывается как факт манипулятивного воздействия, так и намерения манипулятора. Не всегда манипулятор скрывает свои цели намеренно – иногда это происходит неосознанно и для него самого.
3. Степень и средства принуждения, применения силы.
4. Мишени воздействия: воздействие часто строится в расчете на низменные влечения человека или его агрессивные устремления, например, секс, чувство собственности, враждебное отношение к другим, неустойчивость перед искушениями власти, денег, славы, роскоши и т.п. Традиционно, манипуляторы эксплуатируют влечения, которые должны действовать безотказно: потребность в безопасности, в пище, в чувстве общности и т.п.
В моей работе затронута весьма важная проблема, нуждающаяся в дальнейших исследованиях, прежде всего в направлении, связанном с разработкой рекомендаций, формированием определенных типов отношений, касающихся психологической защиты населения от угроз связанных с практикой информационно-психологического воздействия манипулятивного характера.
Следует отметить, что подобная задача актуальна не только для России, но для других стран. Об этом свидетельствует внимание к рассматриваемым проблемам ряда зарубежных исследователей, труды которых упоминаются в моей работе. Совершенствование манипулятивных технологий и использование их в практике повседневного общения ведет человечество к подрыву собственной сущности как части разумной природы. В силу этих обстоятельств духовная экология должна занять достойное место в системе образования современного человека и воспитании будущего поколения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ