Сущность и методы манипулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:24, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать современные технологии манипуляции общественным сознанием, их применением в СМИ. Поставленная цель может быть достигнута путём решения комплекса частных задач:
- анализ понятия манипулирования как явления в целом и как процесса воздействия его на общество;
-выявить все технологии манипуляции в СМИ и рассмотреть механизмы их действия;
-изучить методы и формы воздействия манипулятором на общественное сознание;
-рассмотреть методы защиты от манипулирования общественным мнением.

Вложенные файлы: 1 файл

социальное управление.docx

— 47.44 Кб (Скачать файл)

По содержанию манипулирование - форма управления, при которой игнорируются цели и интересы объекта управления. По форме манипулирование - это социально-психологический обман, мошенничество, построенное на фиктивном признании интересов партнера.

Социальная практика свидетельствует, что понятие «манипуляция» употребляется в следующих значениях. Во-первых, как обозначение специфического общего подхода к социальному взаимодействию и управлению, предполагающего активное использование разнообразных способов скрытого принуждения людей. Во-вторых, манипуляция используется как обозначение специфического вида психологического воздействия. В этом значении используются также понятия «манипулятивное воздействие», «психологические манипуляции», «манипулирование общественным мнением» и «манипулирование общественным сознанием», «межличностные манипуляции», «социально-политические манипуляции личностью» и т.п. В-третьих, понятие манипуляции используется для обозначения определенных организационных форм применения тайного принуждения человека и отдельных способов или устойчивых сочетаний приемов скрытого психологического воздействия на личность.

Всякие манипуляции и акты манипулятивного воздействия выступают как составные элементы процесса социального управления и коммуникации. Манипуляцию порождает ситуация, когда присутствует внешняя для коммуникации цель и отсутствует ее открытое объяснение для всех участников коммуникации.

Целевая коммуникация, где в самой коммуникации внешняя для нее цель не объявляется открыто или, более того, скрывается специальными средствами, является манипуляционной коммуникацией.

Способы тайного принуждения людей в различных культурах широко применяются в разнообразных сферах социального взаимодействия. В самом общем виде традиционными областями их использования выступают дипломатия, военное искусство, тайная деятельность спецслужб, конкурентная борьба в экономической сфере, политическая борьба. Деятельность соответствующих организационных структур в этих сферах как бы пронизана сетью человеческих взаимоотношений и контактов. От решений конкретных людей с их личностными характеристиками, индивидуально-психологическими особенностями, собственным жизненным и профессиональным опытом, от их симпатий и антипатий, привычек, взглядов, привязанностей и т.п. зависят судьбы и благополучие или неблагополучие множества других людей, важные социальные, экономические и политические изменения в обществе. Использование тайного принуждения людей в этих сферах характеризуется некоторыми специфическими особенностями, которые отличают использование способов скрытого психологического принуждения в повседневной жизни большинства людей. Во-первых, это наличие и использование специальных процедур выбора объектов и технологий воз действия (способы, средства, временная последовательность и территориальное распределение и т.д.). В качестве объектов могут выступать конкретные лица, социальные группы и 3организации, население определенных регионов и стран. Во-вторых, наличие организационных структур (управлений, отделов, департаментов, частей, подразделений и т.п.) и специалистов по применению методов скрытого психологического принуждения людей. В-третьих, наличие специальных структур и процедур выявления признаков использования способов скрытого психологического воздействия и защиты от них.

При рассмотрении способов тайного принуждения человека можно выделить две основных группы ситуаций, различающихся по специфичности условий и используемым технологиям психологического воздействия. Во-первых, ситуации, в которых человек является объектом воздействия коллективных социальных субъектов, например, общественных, политических и религиозных организаций, органов государственной власти и управления, финансово-экономических и коммерческих структур, применяющих комплексные технологии скрытого психологического принуждения, в основном, с использованием средств массовой коммуникации. Во-вторых, ситуации, в которых человек становится объектом воз действия и использования способов скрытого психологического принуждения на межличностном уровне в повседневной жизни1.

Причинами, толкающими руководителя, лидера, партнера к манипуляциям, могут выступать: 1) изначальное несовпадение интересов; 2) невозможность компромисса или неспособность его достижения; 3) объективное или субъективно осознанное отсутствие эквивалента удовлетворения и вынужденная замена его суррогатом.

Сама манипуляция имеет сложную структуру и включает:

- планирование воздействия;

- сбор средств и сведений  об объекте манипуляции;

- подстройка к адресату  воздействия;

- организация ситуации  воздействия;

- подготовка адресата;

- понуждение адресата  к действию.

Организация условий манипуляции связана с контролем за внешними переменными взаимодействия: физическим окружением, культурными и социальными контактами. Физические условия предполагают выбор места воздействия (или его специальную организацию) и сенсорный комплекс, с ним связанный.

Культурный фон включает учет особенностей ситуации общения, определяемых культурными источниками, традициями, языком, нормами, стереотипами восприятия и стратегиями вынесения суждений, системой предрассудков и т.п.

Социальный контекст предполагает учет совокупности переменных общения как реальных, так и условных на макро- и микросоциальном уровнях, а также распределение статусно-ролевых иерархий, социально-ролевых и статусных предписаний, взаимные ожидания, обусловленные ими, нормы отношений, социальные сценарии общения. Подготовка манипуляции, как правило, связана с созданием факторов (или использованием уже имеющихся), повышающих у адресата вероятность ожидаемых реакций. Это, прежде всего изменение состояния адресата, увеличение его подверженности постороннему влиянию, дестабилизация его самооценки, повышение внушаемости через потребность в защите, самоидентификации, изоляцию; тотальность воздействия.

Проведение манипуляции связано либо с созданием стандартной, либо нестандартной социальной ситуации и с выбором "мишеней воздействия" (психических структур, при помощи которых и осуществляется манипуляция).

"Мишени" могут быть  классифицированы следующим образом:- побудители активности (потребности, интересы ...);

- регуляторы активности (смысловые, целевые операциональные  установки, нормы, мировоззрения, убеждения, самооценка, верования);

- когнитивные комплексы (образы и картины мира, знания  явные и неявные, информационные  ориентации и т.д.);

- операциональные комплексы (способы мышления, характер аргументации, коэффициент критичности, стиль  поведения, привычки, навыки, умения, квалификации, ориентированность);

- психические состояния (фоновые, функциональные, эмоциональные  и т.д.).

Каждый вид "мишеней" предполагает использование релевалентных им техник воздействия. При этом манипуляция предполагает "изготовление" и внедрение таких "мишеней", поражение которых вызывает оптимально-необходимый манипулятору эффект. Данная ориентация связана с целенаправленным производством побудителей активности (потребностей, интересов, идеалов и т.п.) с формированием регуляторов деятельности (смысловых, целевых, операциональных установок), с созданием необходимых когнитивных структур, с формированием необходимого операционального состава деятельности и заранее спланированного психического состояния (дестабилизация, усталость, нетерпеливость, некритичность, зависимость, нерешительность, подавленность, растерянность, депрессивность, эйфория, энтузиазм и т.п.).

Манипулятивное воздействие предполагает установление разноуровневого контакта с аудиторией:

- эмоционального (эмоциональный  резонанс, сопереживание, соучастие);

-    знакового (метасенсорика, миманс, настрой);

-    операционального (установление эффективной обратной связи);

- предметного (расшифровка  кода сообщения, информационный  резонанс);

- "присоединение" (самоподдерживающийся  контакт в силу положительного  смыслового, эмоционального, мотивационного  отношения к нему).

Контакт нацелен на формирование психологического пространства взаимодействия. Любое событие, происходящее в этом пространстве, кем-то из коммуникаторов инициируется, специфическим образом организуется, направляется и контролируется. Благодаря этому осуществляется целенаправленное психологическое и информационное давление.

Субъект манипулирования - лицо или группа лиц, в интересах которых осуществляется манипулирование. Субъекты манипулирования прежде всего должны прекрасно владеть формами вербального воздействия, они должны обладать энергией, волей, амбивалентными моральными установками, фанатизмом, целеустремленностью, верой в себя, установкой на незаменимость.

Объекты манипуляции - ведомое большинство. Как правило, используются две модели манипулирования: "психическая" и "рациональная".

"Психическая модель" использует автоматические реакции  индивида, группы на те или  иные психологические стимулы. Сущность  манипулирования связана с отбором  стимулов, вызывающих необходимую  реакцию.

"Рациональная модель" связана с осмысленным и хорошо  продуманным обманом. Эта модель  сопряжена с использованием ряда  приемов: сокращение и дозирование  доступной информации; использование  секретности, т.е. преднамеренное утаивание  информации; активизация пропаганды, тенденциозной информации; информационная  перегрузка, купирующая возможность  адекватно усвоить и верно  оценить представляемые сведения, что толкает людей к использованию  только официальных вариантов.

Приемы манипуляторов весьма и весьма разнообразны. Некоторые приемы манипуляции могут быть использованы и в бизнесе, и в семейной жизни, и на улице при встрече со случайным прохожим, и много еще где. Эти приемы универсальны. Нельзя сказать, когда они эффективнее, а когда нет. Все зависит от конкретного исполнения. Также это зависит от той ситуации, в которой проводится прием, поскольку важны все предшествующие приему события.

Роли манипуляторов тоже могут быть самыми разными. Три наиболее распространенные роли: доминирующая; пассивная; безразличная.

Доминирующая роль манипулятора определяется, прежде всего, его силой и активностью. Такой манипулятор использует психологическое карате. Он указывает, помыкает, распоряжается, оценивает, дает советы, давит, контролирует, злоупотребляет своей властью.

Пассивная роль. Манипулятор, играющий пассивную роль, прикидывается жертвой, незнайкой, неумехой, простачком. У него одна задача -- переложить всю свою ответственность на окружающих его людей. Он все время принижает свою значимость и мастерство. Он, абсолютно не стесняясь, просит о помощи окружающих людей. Пассивный манипулятор -- большой льстец. Он в полной мере владеет искусством комплимента и лести. И иногда трудно понять, где лесть, а где комплимент.

Безразличная роль. Манипулятор разыгрывает полное безразличие ко всему происходящему вокруг. Надо понимать, что это лишь внешнее равнодушие. Сила такого манипулятора в его безразличии, пусть даже мнимом. Он осторожен и холоден. Он сам выбирает, с кем и когда вступать в контакт. Он никогда и никому не будет сопереживать.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 МАНИПУЛИРОВАНИЕ, КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИЯ КОРЫСТНЫХ ИНТЕРЕСОВ

 

Интерес - это проявление направленности личности; мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности.

Интерес - это концентрированное выражение потребности, набор предрасположенностей, включающих в себя цели, ценности, желания и другие ориентации и склонности, которые заставляют людей действовать в определенном направлении.

Интерес всегда нацелен на преобразование предметов действительности, на приближение их к потребностям социального субъекта, на овладение условиями существования, т.е. выступает как активная сила, побуждающая людей к сознательной деятельности по преобразованию действительности. Именно в силу этого интерес выступает мотивом деятельности людей.

Интересы напрямую связаны с потребностями участников общественных отношений. Потребности человека отражают все стороны его личности и поэтому многообразны. Там, где есть какая-либо потребность, существует и интерес. Потребность выражает импульс социальной системы, интерес - ее направленность. Потребность создает только определенной силы напряжение, заряд активности человека или группы людей.

Общественная потребность является характеристикой уровня устойчивости общественной системы, а нужда - степенью отклонения от него.

Выбранный из нескольких альтернативных вариантов способ удовлетворения потребности и есть интерес, который выступает в разное время или одновременно в трех формах: 1) объективной возможности, выражающейся в сочетании факторов, позволяющих удовлетворить потребность; 2) осознанной возможности в виде плана, намерения, цели; 3) реализуемой цели. Поскольку выбор направления деятельности зависит от множества условий, в совокупности создающих то, что называют ситуацией, то при одной и той же потребности в зависимости от ситуации интерес может быть различным, но всегда строго определенным.

Информация о работе Сущность и методы манипулирования