Сущность, причины, характеристики и виды конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:25, лекция

Краткое описание

Социальный конфликт – это борьба за ценности и права на обладание статусом, мощью и ресурсами, в которой цели противников состоят в нейтрализации, нанесении ущерба или устранении друг друга.
Конфликт имеет свой объект. Объект конфликта – это истинная причина по которой происходит столкновение, мотивация и силы участников. Предмет конфликта – это те противоречия между сторонами, которые они пытаются разрешить. В предмете конфликта выражается его сущность. Объект конфликта может быть явным или скрытым, а предмет всегда проявляется отчётливо.
Структура конфликта:
1.наличие противоборствующих сторон (субъекты конфликта);
2.наличие проблемы, вызвавшей конфликт (объект конфликта);
3.характер разрешения спора (мирный либо насильственный).
Субъект конфликта – это его активная сторона, способная по своей воле создавать конфликтную ситуацию и влиять на неё.
Причины конфликтов делятся на:
1. психологические (несовместимость, антипатия, стремление личностей к власти, лидерству);
2. социальные (столкновение статусов, борьба за смену ценностей, идей, противоречия между материальными интересами).
3. экономические (борьба за перераспределение доходов).
Конфликты подразделяют на различные виды.
По месту и охвату социальной пирамиды конфликты делят на горизонтальные и вертикальные;
По характеру все конфликты делят на: конфликты, имеющие контактный, открытый характер (война, революция); конфликты. Имеющие скрытый, бесконтрольный для противоборствующих сторон характер.
По длительности конфликты делят на: долговременные, краткосрочные.
По сферам социальной деятельности конфликты делят на: экономические, административно-управленческие, политические. национальные, религиозные, военные и т.д.
По количеству и составу участников конфликты дифференцируют на: личностные, групповые, классовые, этнические, межгосударственные, межконфессиональные, идеологические.
По способам разрешения конфликты бывают: мирными и вооружёнными.
По уровню, на котором возникают и протекают конфликты классифицируют как межличностные, межгрупповые, социетальные (на уровне одной нации), международные, всемирные (глобальные) [3, с. 240].
Стадии социального конфликта:
1. Предконфликтная ситуация неявного накопления противоречий;
2. Стадия активного протекания конфликта с использованием различных методов и способов борьбы вплоть до применения силы;
3. Стадия разрешения конфликта, имеющая свои фазы и формы до полного или частичного разрешения [4, с. 237].
Важным аспектом теории конфликта является изучение его динамики и способов разрешения. Р. Дарендорф в своей теории сформулировал условия протекания конфликта с учётом остроты и способов разрешения. Таковыми являются:
- образование конфликтных групп, которое зависит от технических, социальных и политических условий;
- чем больше власть связана с перераспределением ресурсов, тем острее конфликт;
- увеличение числа бедных в обществе ведёт к возможности насильственного разрешения конфликта;
- замедление вертикальной мобильности ведёт к обострению конфликта между высшими и низшими слоями общества;
- возможность согласия между конфликтующими сторонами смягчает остроту конфликта, его насильственное разрешение;
- чем острее конфликт, тем больше изменений происходит в социальной структуре;
- чем больше насилия в конфликте, тем выше темпы структурных изменений в обществе [3, с. 240].
Функции социального конфликта делятся на негативные и позитивные.

Содержание

Введение
3
Рабочая программа
6
Модуль 1. Введение в дисциплину «Социология»
13
Конспект учебного материала
13
Практические задания
25
Модуль 2. История становления и развития социологии.
32
Конспект учебного материала
32
Практические задания
61
Модуль 3. Общество как социально-экономическая и социокультурная система.
66
Конспект учебного материала
66
Практические задания
73
Модуль 4. Культура как система ценностей и норм.
79
Конспект учебного материала
79
Практические задания:
91
Модуль 5. Личность как система. Процесс социализации личности.
97
Конспект учебного материала
97
Практические задания
108
Модуль 6. Социальная структура и стратификация.
115
Конспект учебного материала
115
Практические задания
121
Модуль 7. Социальные общности и социальные группы.
128
Конспект учебного материала
128
Практические задания
136
Модуль 8. Социальные институты и социальные организации.
142
Конспект учебного материала
142
Практические задания
149
Модуль 9. Социальные конфликты.
154
Конспект учебного материала
154
Практические задания
161
Модуль 10. Социальный контроль и социальное управление.
166
Конспект учебного материала
166
Практические задания
174
Модуль 11. Специфические и отраслевые теории.
179
Конспект учебного материала
179
Практические задания
186
Модуль 12. Виды и типы социологических исследований.
190
Конспект учебного материала
190
Практические задания
196
Контрольный модуль
198
Тестовые задания
200
Тематика рефератов
220
Контрольные вопросы
221
Краткий словарь
226
Учебная литература

Вложенные файлы: 1 файл

=.doc

— 1.26 Мб (Скачать файл)

 

МОДУЛЬ 1.

ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ «СОЦИОЛОГИЯ»

Вопросы:

1. Социология как наука: предмет, объект и методы.

2. Функции и структура  социологического знания.

3. Связь социологии с другими науками.

 

 

Конспект учебного материала

1.Социология как наука: предмет, объект и методы.

Термин социология происходит от двух слов: латинского societas – общество и греческого logos – учение, наука. Получается – наука о обществе. Однако, современные учёные трактуют понятие социология более подробно.

Социология – это наука о особенностях, тенденциях и закономерностях становления, развития и взаимодействия различных социальных систем; о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом в совокупности определённых социальных отношений и в определённых исторических условиях. Таким образом, социология – наука об обществе и социальном мире человека.

Общество – основной объект социологического исследования.

Однако, общество изучают и другие науки. Каждая из них выбирает в этом объекте свой материал, свой аспект, или предмет изучения. Предмет науки – это диалектический синтез объективных свойств, признаков и процессов изучаемого объекта, с одной стороны, и их концептуального осмысления, с другой стороны [3, с. 74].

Социология изучает не просто общество, а социальные аспекты общественного бытия. Социальность выступает как проявление совместного существования людей с множеством вытекающих из этого последствий. В частности, возникает основной вопрос социологии, что является определяющей стороной: человек ли определяет природу социального (социологический номинализм) или общество, имея свою собственную природу, определяет структуру личности (социологический реализм). Отвечая на этот вопрос, социологи изучают структуру общества, изучают действия, взаимодействия и отношения составляющих общество элементов [3, с. 75].

Представления о предмете социологии по мере становления науки постоянно изменялись и продолжат конкретизироваться в настоящее время. О. Конт считал предметом социологии «общество, идентифицируемое с человечеством», причём предлагал изучать «общие законы человеческого бытия». Э. Дюркгейм считал предметом социологии социальные институты, М. Вебер – социальное поведение людей [3, с. 76].

 

Таблица. Суждения социологов о предмете социологии*

Фамилия учёного

Предмет социологии

О. Конт

Предметом социологии является общество, идентифицируемое с человечеством; общество есть высшая реальность, которая выступает как данность по отношению к живущим в этом обществе людям. Причём, изучать следует как «социальную статику» (своего рода анатомию общественного организма, изучение отдельных действий и противодействий всех элементов общественной структуры), так и «социальную динамику» или пути развития общества. Социология изучает общие законы общественного бытия.

Г. Спенсер

Предмет социологии – образование, развитие, структура и функции социальной группы как продукта взаимодействия людей, природе которой присущи как свойства, общие всему человечеству, так и особенности, свойственные определённой расе, и индивидуальные особенности. Основной принцип – отличительные особенностей частей определяют свойства целого.

М. Вебер

Предмет социологии – социальное поведение людей, понятое как «социальное действие», т.е. имеющие субъективный смысл и ориентации на другого. «Социологией следует называть науку, которая интерпретирует, стремиться понять социальное действие и тем самым объяснить его ход и результаты с точки зрения причинности».

Э. Дюркгейм

Предмет социологии – социальные институты. Социология изучает «социальные факты», рассматриваемые как «вещи». Социология должна изучать социальные группы, которые «совершенно иначе мыслят, действуют и ощущают, чем если бы это делали их члены, будучи изолированными», т.е. речь идёт о коллективном сознании и социальных институтах, а также их генезисе и функционировании.

Г. Зиммель

Социология должна изучать то, что является формальным в межчеловеческих отношениях, отделяя его путём абстракции от социального содержания, т.е. от деятельности и целей.

Ж. Гурвич

Социология – наука о целостных социальных феноменах, изучает различные ступени кристаллизации социальной жизни, основы которой находятся в коллективных состояниях сознания, не сводимые к индивидуальному сознанию.

П. Сорокин

Социология изучает «надорганическую» или «социокультурную» часть универсума. Эту область образуют социальные феномены, которые проявляются в ментальной, мыслительной деятельности человека (область языка, науки, религии, этики, обычая и др.). Социология является общей наукой о социальных феноменах все категорий, о их отношениях и взаимоотношениях.

Т. Парсонс

Социология – наука, «изучающая социальные системы, которые заключаются во взаимодействиях поведений и ожидаемых ролей – взаимодействиях, ориентированных на общественную иерархию ценностей, закреплённую в структурах, которые основываются на инструментализации культурных образцов, правил, статусов».

Х. Гарфинкель

Социология должна изучать все аспекты повседневной жизни и экстраординарные явления, будучи сама по себе важной сферой повседневной деятельности людей. Это изучение обыденных методов, которыми люди создают социальный порядок, осуществляя ту или иную деятельность, с учётом методов взаимодействия, характерных для определённой культуры

А. Шюц

Социология должна восстановить связь абстрактных понятий с жизненным миром, миром повседневного знания и деятельности; получить организованное знание о социальной реальности, последняя есть сумма объектов и явлений социокультурного мира, каким он предстаёт обыденному сознанию людей, связанных с другими разнообразными отношениями взаимодействия.

П. Бурдье

Социальная реальность представляет собой сеть невидимых связей, образующих пространство, складывающееся из внешних по отношению друг к другу позиций, характеризующихся соотношением друг с другом, — близостью, соседством или удаленностью, — а также взаимным расположением в пространстве относительно друг друга — выше- или нижестоящим, промежуточным или срединным. Социология это социальная топология, то есть анализ относительных позиций и реляционных отношений между ними.


*Таблица составлена на основе  источников: [3, с. 76 – 77]; материалы Интернета.

 

Сложность определения предмета социологии заключается в сложности самого её объекта. Невозможно одному учёному или даже исследовательскому институту изучить всё общество во всём многообразии его проявлений, поэтому различные социологи в рамках объекта исследования выбирали те или иные аспекты, представляя их главными при определении предмета науки: группы или общности, социальное взаимодействие, социальные институты и т.д. Иногда, при определении предмета социологии исследователи пытаются скомбинировать несколько аспектов изучения общества. Предлагаем следующее определение предмета изучения социологии как науки.

Предметом социологии является исследование взаимодействия личностей и социальных групп в их структурных взаимозависимостях в определённых условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе.

В каждой науке, изучающей людей и общество, сложились свои научные традиции и накоплен свой эмпирический опыт. Каждая из наук, кроме общенаучных, имеет свои методы, которыми она преимущественно пользуется. Методы – это правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.

В социологии, как и во многих других науках, широко применяются такие общефилософские методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, конкретизация.

Широко распространено в социологии использование общенаучных методов. Чаще всего в социологических исследованиях используется системный подход. Также используется комплексный подход, который позволяет изучать, описывать и объяснять соответствующие социальные объекты с точки зрения их целостности, применяя достижения ряда других научных дисциплин – математики, психологии, кибернетики, экономической теории и т.д. [2, с. 34 – 35].

Для исследования каких-либо социальных явлений, процессов или систем путём построения и изучения их моделей используется общенаучный метод моделирования. Для выделения из определённой совокупности социальных фактов, явлений, процессов, событий их основных типов, на основе определения их сходства и различия, используется метод типологизациии.

Специальные социологические методы можно разделить на две группы: методы, применяемые в общей социологической теории и методы, используемые в прикладных социологических исследованиях.

В общей социологии среди широко используемых методов можно назвать: структурно-функциональный анализ. Основная цель этого метода – количественная и качественная оценка тех изменений, к которым изучаемая социальная система может приспособиться не  в ущерб своим основным функциям и целям.

Применяется также компаративный (сравнительный) метод, который ориентирован на раскрытие общих черт и особенностей развития различных социальных систем.

Корреляционно-каузальный метод применяется в анализе социальных явлений в тех случаях, когда выявляется соотношение между двумя наборами явлений или событий. Этот метод позволяет выявить причины событий и явлений.

Метод вычленения устойчивости, инвариантности в многообразных социальных изменениях. Позволяет изучать уникальные и типичные социальные явления и процессы.

Метод кросс-культурного анализа ориентирован на изучение тенденций развития, взаимодействия и взаимодополнения различных культур [2, с. 35 – 37].

В прикладной социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода:

1. опрос (анкетирование и интервьюирование);

2. анализ документов (качественный и количественный (контент- анализ));

3. наблюдение (невключённое и включённое);

4. эксперимент (контролируемый, неконтролируемый).

Существуют разновидности каждого из перечисленных методов прикладной социологии.

Наряду с указанными методами, предназначенными для сбора и анализа первичной информации, в социологии нередко используется вторичный анализ – приёмы изучения уже существующей информации, содержащейся либо в официальных документах, либо в предшествующих исследованиях [6, с. 191 – 192].

Вышеперечисленные методы представлены в таблице:

Методы, используемые в социологии:

Общенаучные и общефилософские

Специальные социологические

философские методы

общенаучные методы

методы общей социологии

методы прикладной социологии

Анализ;

Системный метод;

Структурно-функциональный анализ;

Наблюдение;

Синтез;

Комплексный метод;

Сравнительный метод;

Эксперимент;

Индукция;

Метод моделирования;

Кросскультурный метод;

Анализ документов;

Дедукция;

Метод аналогии;

Корреляционно-причинный метод;

Опросный метод (опрос)

Абстрагирование;

Метод типологизации

Метод вычленения инвариантности

 

Обобщение;

     

Конкретизация


 

С точки зрения изучающего социологию студента, она является учебной дисциплиной. Её определение можно дать следующим образом:

Социология – учебная дисциплина, предметом изучения которой является общество как целостная система взаимодействия социальных организаций и институтов, социальных групп, общностей, отношения личности и общества, закономерности индивидуального и массового поведения людей.

Однако, в процессе становления данной науки, различные учёные по-разному трактовали социологию и её задачи в сфере научного познания.

Учёные ХІХ – нач. ХХ стст. трактовали социологию как интегральную, универсальную наука об обществе (О. Конт, Г. Спенсер).

Учёные ХХ ст. считали, что социология изучает социальные общности, группы, классы, нации, всю социальную сферу; иными словами социологию трактовали не предметно, а объектно – как науку о социальной среде (Г. Зиммель).

Современные исследователи считают, что социология не имеет специально отведённой сферы социальных явлений (в отличие от политической, экономической наук), но является всеохватывающей наукой об обществе (М. Вебер, Ф. Теннис, Г. Зиммель).

Современные социологи говорят о существовании различных парадигм в социологии. Парадигма – это признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. Термин «парадигма» введён в научный оборот философом Т. Куном, происходит от греч. рaradeigma – пример, образец. Примеры парадигмальных понятий в истории социологии: «прогресс», «эволюция», «структура», «функция», «институт», «статус»; примеры парадигмальных теорий, теоретических направлений и школ: эволюционизм, биоорганическая школа, функционализм, теория обмена; примеры парадигмальных имен в истории социологии: Огюст Конт, Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Питирим Сорокин, Роберт Мертон [8].

Парадигмы не возникают в готовом виде, они постепенно формируются, эволюционируют, складываются в систему представлений, с тем чтобы со временем смениться другими парадигмами или быть дополненными ими. Таким образом, парадигма – это система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых научным сообществом в качестве модели для постановки и решения научных проблем. В социологии парадигма чаще всего рассматривается как концептуальная схема, образованная совокупностью фундаментальных оснований научного знания об обществе [5, с. 16]. Первой парадигмой в социологии был позитивизм, затем, его потеснили эволюционизм, марксизм, «понимающая социология» М. Вебера. Дж. Ритцер попытался изложить всё развитие социологии как три сменявшие друг друга парадигмы: «парадигма социальных фактов», «парадигма социальных дефиниций», «парадигма социального поведения» [5, с. 17; 10, с. 14].

Таблица. Парадигмы в социологии (по Дж. Ритцеру)*:

Парадигма в социологии

Концепции, относящиеся к парадигме

Как представляется общество с точки зрения парадигмы:

Парадигма социальных фактов

функционализм

Социальные факты рассматриваются как вещи. Общество представляет собой реальность, довлеющую над индивидом.

Парадигма социальных дефиниций

Символический интеракционизм, феноменологическая социология, этнометодология

Социальное поведение человека определяется теми смыслами и значениями, которыми он наделяет окружающий мир. Действия человека в обществе реальны, если они реальны по своим последствиям.

Парадигма социального поведения

Теории социального обмена

Единственным адекватным способом познания общества является изучение реально фиксируемых поведенческих актов индивидов в контексте их подкрепления/санкционирования.


*Ритцер Дж. Современные  социологические теории / Дж. Ритцер; пер с англ.: А. Бойкова, А. Лисицына. – 5 –е изд. – М. [и др.]: Питер, 2002. – 686 с.

Некоторые современные социологи говорят о том, что в истории развития социологии можно выделить также метапарадигмы [5, с. 18], которые обобщают несколько родственных парадигм. В частности, П. Штомпка исходя из позиций дидактики предложил разделить все теории в социологии на три метапарадигмы: эвристические (затрагивающие «вечные вопросы»: что является основой социального порядка, каковы механизмы социальных изменений и т.д. ); экзетерические (или объяснительные: занимающиеся анализом, толкованием, систематизацией, реконструкцией, критикой других теорий); аналитические (соединяющие теории и эмпирию путём продуцирования гипотез и обобщения понятий; эти теории играют инструментальную роль) [10, с. 19 –  20].

Белорусские социологи выделяют классическую (сер. ХІХ ст. – нач. ХХ ст.), неклассическую (30-60 г. ХХ ст.) и постнеклассическую метапарадигмы (сер ХХ ст. – ХХІ ст.) [5, с. 18].

В зависимости от принятой научной парадигмы, социологи по-разному определяют главную цель социологии как науки. Один из известных социологов определял цель социологии следующим образом: обращаясь к всеобщим формам социальной жизни, отвлекаясь от случайного, выявить наиболее существенное в социальной сфере [8].

Информация о работе Сущность, причины, характеристики и виды конфликтов