Сущность, причины, характеристики и виды конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:25, лекция

Краткое описание

Социальный конфликт – это борьба за ценности и права на обладание статусом, мощью и ресурсами, в которой цели противников состоят в нейтрализации, нанесении ущерба или устранении друг друга.
Конфликт имеет свой объект. Объект конфликта – это истинная причина по которой происходит столкновение, мотивация и силы участников. Предмет конфликта – это те противоречия между сторонами, которые они пытаются разрешить. В предмете конфликта выражается его сущность. Объект конфликта может быть явным или скрытым, а предмет всегда проявляется отчётливо.
Структура конфликта:
1.наличие противоборствующих сторон (субъекты конфликта);
2.наличие проблемы, вызвавшей конфликт (объект конфликта);
3.характер разрешения спора (мирный либо насильственный).
Субъект конфликта – это его активная сторона, способная по своей воле создавать конфликтную ситуацию и влиять на неё.
Причины конфликтов делятся на:
1. психологические (несовместимость, антипатия, стремление личностей к власти, лидерству);
2. социальные (столкновение статусов, борьба за смену ценностей, идей, противоречия между материальными интересами).
3. экономические (борьба за перераспределение доходов).
Конфликты подразделяют на различные виды.
По месту и охвату социальной пирамиды конфликты делят на горизонтальные и вертикальные;
По характеру все конфликты делят на: конфликты, имеющие контактный, открытый характер (война, революция); конфликты. Имеющие скрытый, бесконтрольный для противоборствующих сторон характер.
По длительности конфликты делят на: долговременные, краткосрочные.
По сферам социальной деятельности конфликты делят на: экономические, административно-управленческие, политические. национальные, религиозные, военные и т.д.
По количеству и составу участников конфликты дифференцируют на: личностные, групповые, классовые, этнические, межгосударственные, межконфессиональные, идеологические.
По способам разрешения конфликты бывают: мирными и вооружёнными.
По уровню, на котором возникают и протекают конфликты классифицируют как межличностные, межгрупповые, социетальные (на уровне одной нации), международные, всемирные (глобальные) [3, с. 240].
Стадии социального конфликта:
1. Предконфликтная ситуация неявного накопления противоречий;
2. Стадия активного протекания конфликта с использованием различных методов и способов борьбы вплоть до применения силы;
3. Стадия разрешения конфликта, имеющая свои фазы и формы до полного или частичного разрешения [4, с. 237].
Важным аспектом теории конфликта является изучение его динамики и способов разрешения. Р. Дарендорф в своей теории сформулировал условия протекания конфликта с учётом остроты и способов разрешения. Таковыми являются:
- образование конфликтных групп, которое зависит от технических, социальных и политических условий;
- чем больше власть связана с перераспределением ресурсов, тем острее конфликт;
- увеличение числа бедных в обществе ведёт к возможности насильственного разрешения конфликта;
- замедление вертикальной мобильности ведёт к обострению конфликта между высшими и низшими слоями общества;
- возможность согласия между конфликтующими сторонами смягчает остроту конфликта, его насильственное разрешение;
- чем острее конфликт, тем больше изменений происходит в социальной структуре;
- чем больше насилия в конфликте, тем выше темпы структурных изменений в обществе [3, с. 240].
Функции социального конфликта делятся на негативные и позитивные.

Содержание

Введение
3
Рабочая программа
6
Модуль 1. Введение в дисциплину «Социология»
13
Конспект учебного материала
13
Практические задания
25
Модуль 2. История становления и развития социологии.
32
Конспект учебного материала
32
Практические задания
61
Модуль 3. Общество как социально-экономическая и социокультурная система.
66
Конспект учебного материала
66
Практические задания
73
Модуль 4. Культура как система ценностей и норм.
79
Конспект учебного материала
79
Практические задания:
91
Модуль 5. Личность как система. Процесс социализации личности.
97
Конспект учебного материала
97
Практические задания
108
Модуль 6. Социальная структура и стратификация.
115
Конспект учебного материала
115
Практические задания
121
Модуль 7. Социальные общности и социальные группы.
128
Конспект учебного материала
128
Практические задания
136
Модуль 8. Социальные институты и социальные организации.
142
Конспект учебного материала
142
Практические задания
149
Модуль 9. Социальные конфликты.
154
Конспект учебного материала
154
Практические задания
161
Модуль 10. Социальный контроль и социальное управление.
166
Конспект учебного материала
166
Практические задания
174
Модуль 11. Специфические и отраслевые теории.
179
Конспект учебного материала
179
Практические задания
186
Модуль 12. Виды и типы социологических исследований.
190
Конспект учебного материала
190
Практические задания
196
Контрольный модуль
198
Тестовые задания
200
Тематика рефератов
220
Контрольные вопросы
221
Краткий словарь
226
Учебная литература

Вложенные файлы: 1 файл

=.doc

— 1.26 Мб (Скачать файл)

Господствующий подход в современности: целостно-интеграционный подход – при котором анализ функционирования общества, присущих ему норм, ценностей, стандартов взаимоотношений между людьми становится ключом к пониманию отдельных явлений. Один из основоположников социологии в России, П. Сорокин говорил: «В медицине существует процедура, которую проделывает каждый компетентный врач: перед тем как диагностировать болезнь пациента, он исследует весь организм в целом и знакомиться с историей его жизни… В семье общественных наук социология играет именно эту роль». Великий социолог, таким образом, хотел подчеркнуть, что социология для того, чтобы предложить способы лечения современных «болезней» общества, изучает общество и его составляющие элементы, а затем разрабатывает конкретные рекомендации по решению тех или иных проблем.

 

2.Функции и структура социологического  знания.

Социология изучает: общие принципы воспроизводства, функционирования и изменения основных форм социальных взаимодействий, в том числе общество как целостную систему социальных взаимодействий на основе широкого привлечения эмпирических данных, фактов реальной жизни, выделяя повторяющееся, устойчивое в этих взаимодействиях в различных сферах общественной жизни.

Современная социология представляет собой разветвлённую систему знаний разных уровней и включает в себя: общесоциологические теории; специальные частные социологические теории (или теории среднего уровня); отраслевые социологические теории (экономическая социология, социология права, социология труда, социология молодёжи и т.д.); эмпирическую социологию.

Уровни социологии:

1. Теоретический – этот уровень теорий, раскрывающих глубинные сущностные связи и отношения в обществе. На этом уровне разрабатываются основные категории и законы, описывающие социальную действительность и отрабатывается методологическая основа социологического познания.

Теоретическая социология в зависимости от масштаба изучаемого объекта  подразделяется на три уровня:

- макроуровень (теории фундаментального, общесоциологического  уровня);

- теории среднего  уровня (отраслевые направления: социология  образования, социология религии, медицины  и т.д.);

- теории микроуровня (микросоциология: теория малых групп, групповой динамики, теория личности, социального обмена, интеракции).

2. Прикладной – решает задачи, связанные с решением текущих социальных проблем. Знания на этом уровне развиваются в связи с необходимостью решения типичных проблем общества, а также отдельных его элементов [2, с. 24].

Говоря о любой науке, важно выделить её функции. Термин «функция» в переводе с латыни означает «исполнение». Социология является элементом целостной системы наук и, в отношении общества, исполняет определённые функции.

Функции социологии:

  • Гносеологическая (познавательная) – связана с изучением социальной реальности, с накоплением эмпирического и теоретического знания о ней, фактах и законах строения, функционирования и развития общества;
  • Прогностическая – помогает разрабатывать научно основанные прогнозы предстоящих социальных изменений;
  • Организационно-управленческая функция связана с выработкой рекомендаций, социальных проектов и технологий, которые могут быть использованы в управленческой деятельности для решения практических задач в целях оптимизации функционирования различных социальных объектов (групп, регионов, стран и т.д.).
  • Идеологическая (воспитательно-идеологическая) – связана с явной или неявной пропагандой различного рода идей социально-политического, нравственного, религиозного (антирелигиозного) характера. Как и любая другая наука, изучающая общественную сферу, социология не может отмежеваться от тех оценок, которые связаны с изучаемыми событиями и явлениями и которые она стремиться утвердить в общественном мнении [2, с. 18].

 

3. Связь социологии с другими  науками.

Социологию студенты изучают в блоке социально-гуманитарных дисциплин. Существует разграничение между гуманитарными и социальными дисциплинами. К гуманитарным дисциплинам относят историю, философию, литературоведение, искусствоведение, культурологию. К социальным наукам: психологию, социальную психологию, экономику, политологию, антропологию, этнографию. Гуманитарные науки оперируют нестрогими моделями, оценочными суждениями и качественными методами; социальные науки – формализированными моделями, математическим аппаратом и опираются на количественное знание. Гуманитарные науки не опираются в такой значительной степени, как социальные науки, на эмпирические методы. Социальные, напротив, оперируют суждениями, объективность которых можно проверить на практике. Социология – наука с двойным статусом: она принадлежит и к гуманитарным и к социальным наукам. Она одновременно изучает и социокультурную сущность человека и исследует поведение людей как представителей больших социальных групп, объективные закономерности функционирования социальной структуры и входящих в неё социальных институтов. Социология выполняет объединяющую функцию по отношению ко всем социальным и гуманитарным наукам [7, c. 45].

Современная социология представляет собой разветвлённую систему знаний об обществе. Только специализированных отраслей социологического знания белорусские учёные насчитывают около 40 и число их продолжает расти. Основным содержанием учебного курса «Социология» являются знания по общей социологии, поэтому важно дать её определение:

Общая социология - это совокупность фундаментальных социологических теорий, представляющих собой высший уровень достоверных обобщённых знаний о всеобщих родовых особенностях и закономерностях развития социентальных систем, свойственных им процессов, отношений и взаимодействий, формах их проявлений в действиях личностей, социальных групп и общностей [2, c. 45].

По мнению международных экспертов, ХХІ в. должен стать веком междисциплинарного синтеза. Ушедший ХХ в обеспечил социальные науки твёрдой организационной структурой и вековым опытом разных экспериментов, предоставляя возможность нас пользоваться этим опытом в следующем веке для усовершенствования общества [9, c. 39].

Связь социологии и философии:

Социология родилась из философии. Современная философия в отношении социологии выступает в качестве общей теоретической системы. В философии есть раздел предельно близкий к социологии – это социальная философия. Социальная философия конструирует общие принципы социального бытия, законы его функционирования и развития, которые составляют логическую основу социологии. Социология стремиться дать конкретную картину развития общества, изучает его не умозрительно (как социальная философия), а на основе эмпирических данных [4, c. 8].

Связь социологии и политологии:

Политическая наука изучает социальные отношения по поводу  власти и государственного управления. Социология изучает общество во всех сферах, выступает в качестве науки, которая предоставляет политологии свои специальные методы исследования (например, опросный метод).

Связь социологии и истории:

История также, как и социология, изучает общество. Самое общее различие между историей и социологией заключается в том, что первая изучает прошлое общества с акцентированием внимания на реконструкции прошлого, а вторая сосредотачивает своё внимание на изучении современного общества, его устройства и функционирования. Таким образом предмет исследования у данных наук различный.

Связь социологии и антропологии:

Традиционно считалось, что антропология изучает примитивные (дописьменные) общества и не затрагивает современные, а социология изучает современные. Сегодня представления об антропологии изменились. Считается, что современная антропология рассматривает все общества (исторические и современные) в кросс-культурной перспективе, т.е. сравнивая традиции и обычаи разных стран. Социология предоставляет для антропологии свои методы эмпирических исследований, а сама использует кросс-культурный метод.

Связь социологии и экономических наук:

Экономика исследует производство, распределение и потребление материальных благ и ресурсов. Социология помогает экономическим наукам изучать такие социальные явления как безработица, инфляция, поведение потребителей и т.д. [5, c. 10]. В тоже время, экономика является составляющей общество подсистемой, поэтому она входит в объект изучения социологии как науки.

Связь социологии и психологии:

Психология – наука, изучающая внутренний мир, психику человека. Психология описывает человека в его непосредственном окружении, социология оперирует такими понятиями, как социальная группа, социальная общность. Социология способна описать поведение больших масс людей, она мало внимания уделяет внутреннему миру человека. На стыке социологии и психологии родилась наука – социальная психология. Она изучает поведение и взаимодействие людей в малой социальной группе. Учёные пришли к выводу, что общество воздействует на человека через малые группы (непосредственное окружение, друзей, родных). Именно такое воздействие изучает социальная психология. Социология видит общество в единстве всех его сторон, однако, знания психологии значительно обогащают картину общества [7, c. 44 – 45].

Социология тесно связана также с точными науками (например, математика, статистика). Статистические данные широко используются в социологических обобщениях, математические методы применятся при обработке информации. Влияние естественных наук (биология, физика) на социологию особенно ярко отразилось в период становления данной науки. Социология первая среди социально-гуманитарных наук стала использовать естественнонаучные методы наблюдение и эксперимент.

 

Конспект учебного материала составлен на основе литературы:

  1. Бабосов, Е.М. Социология : учебно-методический комплекс / Е.М. Бабосов, Е.П. Сапелкин. – Мн. : Технопринт, 2001.
  2. Бабосов, Е.М. Общая социология: учебно-методическое пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов – 3-е изд. – Минск: «ТетраСистемс», 2006. – 640 с.
  3. Елсуков, А.Н. Методика преподавания социологии в высшей школе: Учебное пособие / А.Н. Елсуков. – Минск: «ТетраСистемс», 2003. – 240 с.
  4. Елсуков, А.Н. Социология. Краткий курс / А.Н. Елсуков. – Минск: «ТетраСистемс», 2009. – 127 с.
  5. Екадумова, И.И., Мазаник, М.Н. Социология. Ответы на экзаменационные вопросы. – Минск: «ТетраСистемс», 2010. – 175 с.
  6. Исаев, Б.А. Социология. Краткий курс / Б.А. Исаев. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 224 с.
  7. Кравченко, А.И. Социология: учебник / А.И. Кравченко. – Москва: Издательство Проспект, 2006. – 536 с.
  8. Гофман, А. Б. История социологии как область знания / Ресурсы Интернета.
  9. Всемирный доклад по социальным наукам / Перевод на русский Хелемендина В.С. – Москва: Издательство МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. – 375 с.
  10. Ядов, В.А. Полипарадигмальность в современной социологии / В.А. Ядов // Социология. – 2007. – №1. – С. 12 – 20.
  11. Злотников, А.Г. Системность социологического знания / А.Г. Злотников // Социология. – 2005. – №3. – С. 18 – 25.
  12. Канашевич, Н.М. Проблемы парадигмы социологического знания / Н.М. Канашевич // Социология. – 1998. – №4. – С. 14 – 21.

 

Практические задания:

1.Какое из определений социологии  является наиболее полным?

а) социология – наука об обществе.

б) социология – это наука о особенностях, тенденциях и закономерностях становления, развития и взаимодействия различных социальных систем; о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом в совокупности определённых социальных отношений и в определённых исторических условиях.

2. Дайте определение общества.

3. Какие две позиции существуют  в современном понимании общественного  бытия? Разъясните суть этих научных  позиций.

4. Дайте определение предмета и объекта социологии как науки.

5. Что является причиной различий  в определении предмета социологии  разными учёными?

6. Что понимается под термином  «научный метод»?

7. Какие методы применяются в  социологии?

8. Назовите и охарактеризуйте  специальные социологические методы.

9.Сопоставьте научный метод, применяемый социологией, и его описание:

Название метода в социологии:

Описание метода в социологии:

структурно-функциональный анализ

Основная цель этого метода – количественная и качественная оценка тех изменений, к которым изучаемая социальная система может приспособиться не  в ущерб своим основным функциям и целям.

компаративный (сравнительный) метод

Этот метод применяется в анализе социальных явлений в тех случаях, когда выявляется соотношение между двумя наборами явлений или событий. Этот метод позволяет выявить причины событий и явлений.

метод вычленения устойчивости, инвариантности

Этот метод ориентирован на изучение тенденций развития, взаимодействия и взаимодополнения различных культур.

метод кросс-культурного анализа

Позволяет изучать уникальные и типичные социальные явления и процессы.

корреляционно-каузальный метод

Этот метод ориентирован на раскрытие общих черт и особенностей развития различных социальных систем.

Информация о работе Сущность, причины, характеристики и виды конфликтов