Теории сетевого общества в современной социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы. На рубеже 60-70 годов XX века в развитых странах становится очевидным, что информационные технологии и процессы начинают оказывать существенное влияние на развитие общества. Попытки осмыслить это влияние приводят к зарождению концепции информационного общества – общества, в котором главной ценностью и структурообразующей основой является информация, и в котором все процессы тесно связаны с информационными технологиями (прежде всего, электронными). Такое общество обычно рассматривается как новая ступень эволюции человеческой цивилизации, как новая фаза общественного развития, при которой информационный сектор экономики начинает играть решающую роль в развитии отдельных стран и всего мирового сообщества.

Содержание

Введение 4
1 Теоретико-методологические основы становления сетевого общества 8
1.1 Сетевой подход в социологии. 8
1.2 Сущность сетевого взаимодействия 14
2 Современные сетевые теории в социологии 24
2.1 Теория общества сетевых структур Мануэля Кастельса 24
2.2 Сетевые отношения, формируемые Интернетом и другими СМИ современного общества 36
Заключение 45
Список литературы 47

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по струк.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

Неотъемлемой частью криминальной культуры являются безжалостные акты насилия, нередко совершаемые наемниками. Не меньшую роль, однако, здесь играют подкупленные криминальными группировками полицейские, судьи и политики, которых порой цинично называют «службой безопасности» организованной преступности.

Ключевым видом деятельности криминальной экономики является отмывание денег - счет идет здесь на сотни миллионов долларов. Легализованные средства попадают в формальную экономику через посредство запутанных финансовых схем и торговых сетей, тем самым, вводя и без того неустойчивую систему неуловимый дестабилизирующий элемент, который еще более затрудняет управление национальными экономиками. Вполне возможно, что именно преступная деятельность в различных уголках мира явилась причиной финансовых кризисов. С другой стороны, латиноамериканский наркотрафик представляет собой надежный и динамичный сектор региональных и национальных экономик. Наркоиндустрия Латинской Америки движима спросом, ориентирована на экспорт и абсолютно интернациональна. В отличие от большинства видов легальной торговли, она полностью подчинена контролю латиноамериканцев.

По Кастельсу, организационная мощь глобального криминала основана на «гибком сетевом взаимодействии локальных группировок, в основе которого лежат традиции и этническое самосознание людей, а также благоприятствующее институциональное окружение, соединенное с глобальным размахом, обеспечиваемым стратегическими альянсами» [8]. Кастельс считает, что по своей способности соединять культурное своеобразие с глобальным размахом сегодняшние криминальные сети превзошли даже транснациональные корпорации.

Трансформация культуры. Коммуникационные сети, не только осуществляют передачу информации, касающейся финансовых операций и инвестиционных возможностей, но также включают в себя глобальные сети новостей, искусства, науки, развлечений и тому подобных культурных проявлений. Эти проявления тоже несут на себе глубокий отпечаток информационно-технологической революции. Технологии позволили интегрировать передачу данных, объединив звук, изображение, а также письменную и устную речь в единый «гипертекст». Поскольку культура создается и поддерживается сетями человеческого общения, она неизбежно изменяется при изменении способа передачи информации". Мануэль Кастельс пишет, что «появление новой электронной системы коммуникаций, отличительными чертами которой являются ее глобальный охват, объединение всех средств передачи информации и потенциальная интерактивность, изменяет нашу культуру, и перемены эти необратимы».

Основу политической дееспособности составляет умение эффективно использовать в транслируемых выступлениях символы и культурные коды. По мнению Кастельса, это означает, что борьба за власть в информационную эпоху происходит на культурном поле.

Заканчивая анализ теории сетевого общества Мануэля Кастельса необходимо отметить ее важность для современной социологии. Она наглядно и ярко демонстрирует, что информационные потоки и сети, которые их используют, занимают в наше дни центральное место. Попытки построить альтернативные теории сетевого общества предпринимались и другими исследователями". Некоторые из них, в отличие от Кастельса, сводили свойства и принципы функционирования сетевого общества к социальным (политическим, этническим, экономическим) сетям, а также сетевым организациям, другие акцентировали внимание на схожести сетевых структур различной природы вне зависимости от их размеров и характеристик. Ниже представлены основные альтернативные подходы в изучении общества сетевых структур.

 

 

2.2 Сетевые отношения, формируемые Интернетом и другими  СМИ современного общества.

 

 

В центре данного параграфа - структурирование сети Интернет и принципы ее функционирования. Анализом сети Интернет занимаются представители различных социальных дисциплин, ей посвящаются публикации в СМИ. Мы воспользуемся обширным опытом исследователей, работающих в русле социальной философии, экономики и психологии. Разработанное постструктуралистами Делезом и Гватари понятие «ризома» очень близка по своей сущности понятию «сеть». Полезно будет не только сравнить две этих структуры, но и попробовать с помощью введенной Делезом и Гватари методологии описать функционирование сети Интернет. Сделав это и показав отличия структур, мы в конечном итоге проанализируем Интернет на основе общей сетевой методологии.

Использование понятий «ризома» и «сеть» при анализе Интернета. В качестве ключевой категории для анализа постмодерного мира, в котором отсутствует централизация, упорядоченность и симметрия социальные философы часто используют понятие «ризома».

Ризома (фр. rhizome - корневище) - понятие философии постмодерна, фиксирующее принципиально внеструктурный и нелинейный способ организации целостности, оставляющий открытой возможность для подвижности. Термин «Ризома» введен в философию в 1976 Делезом и Гваттари в совместной работе «Rhizome». В ботанике этот термин означает определенное строение корневой системы, характеризующееся отсутствием центрального стержневого корня и состоящей из множества хаотически переплетающихся, периодически отмирающих и регенерирующих, непредсказуемых в своем развитии пробегов.

Делез и Гваттари выделяют ряд принципов организации ризомы- корневища, соотносимых со всеми сферами общественной жизни. Мы же рассмотрим каждый из них применительно к глобальной сети Internet и выясним, насколько они адекватны для ее описания. Первые принципы лежащие в основе устройства ризомы, это «связь и гетерогенность». Согласно им, каждая точка корневища может быть соединена с любой другой — ризома не имеет исходного пункта развития, она децентрирована и антииерархична по своей природе. Иными словами, никакая ее точка не должна иметь преимущество перед другой, равно как не может быть привилегированной связи между двумя отдельными точками — в ризоме все точки должны быть связаны между собой, независимо от их роли и положения [4]. Характерно, что компьютер, рассматриваемый как автономный модуль, вне связи с другими, не является ризоматической системой, ибо он спроектирован как сугубо иерархическая структура, где «вся власть предоставлена памяти или центральному блоку». Ввиду централизованное и отсутствия рассредоточенности, любое нарушение связей между основными блоками компьютера неизбежно влечет выход из строя всей системы. Делез и Гваттари противопоставляют закрытым и центрированным системам типа персонального компьютера открытые и децентрированные - одним словом ризоматические множества. Их образ они усматривают в ограниченных сетях автоматов, связь в которых выполняется от одного субъекта к любому другому, маршруты ее не предзаданны, а все участники взаимозаменяемы, благодаря чему, координация локальных операций и синхронизация конечного, общего результата достигается без центрального органа.

Обратимся к истории создания глобальной сети. Начало свое она берет во времена холодной войны - проект Интернет разрабатывался американскими военными с целью обеспечить наибольшую жизнеспособность систем управления в случае ядерной атаки. Идея их заключалась в следующем: информационные данные помещаются не в одном месте, а рассредоточиваются и дублируются на перекрестно соединенных друг с другом удаленных компьютерах. Таким образом, военные пытались избежать фатального выхода из строя систем управления: если в случае нападения останется работоспособным хотя бы один из компьютеров, то уцелевшие на нем данные позволят отдать адекватную ситуации команду.

Теперь рассмотрим, насколько подпадает под эти принципы глобальная сеть в современном своем состоянии. В настоящее время Интернет объединяет в себе несколько миллионов компьютеров, число которых неуклонно возрастает. В отличие от контролируемого военными и в силу своей специфики закрытого для широкого пользования раннего Интернета, сеть сегодня принципиально открытая структура: каждый, у кого есть компьютер, модем и доступ к телефонной линии, потенциально может продолжить ее границы. Связь между компьютерами осуществляется напрямую, а не через какую либо главенствующую инстанцию. Причем, пути передачи информации не являются предзаданными и неизменными - они могут варьироваться в зависимости от загруженности линий, и возможны такие ситуации, когда маршруты движения данных оказываются парадоксальными с точки зрения географии - так, связь между пользователями, находящимися в Москве и Санкт-Петербурге может осуществляться через сервер, расположенный, скажем, в Германии.

Следующий принцип, который Делез и Гваттари кладут в устройство ризомы, - это принцип «множественности». Наилучшим примером, иллюстрирующим его действие, является кукловод, управляющий своей марионеткой. Французские философы утверждают, что на самом деле движениями куклы руководит вовсе не желание кукловода, а «множественность нервных волокон». То есть, при ризоматическом подходе главенствующая роль отводится не точкам контакта между нитками и куклой или же точкам контакта между руками кукольника и деревянной рамкой, к которой нити прикреплены, а линиям, соединяющим точки - именно они имеют наибольшее значение [8].

Применительно к глобальной сети Internet принцип множественности определяется исходя из того, что в ризоме существенными являются не узлы связи, а линии соединения, мы можем утверждать что и в Интернете имеет место подобное положение дел, ведь соединения в сети устанавливаются не иначе, как путем перехода от одного компьютера к другому. На самом деле, здесь важно понять, что движение по сети это не есть «паломничество» к конкретной цели, да и вообще оно не является движением в прямом смысле этого слова - пользователь физически не меняет своего положения в пространстве. Именно линии связи и перекрестные ссылки делают сеть глобальным пространством, а не разрозненной группой компьютеров.

Следующий принцип, имманентный ризоме, получил название принцип «незначащего разрыва». Согласно ему, корневище может быть разорвано в любом месте, но несмотря на это, оно возобновит свой рост либо в старом направлении, либо выберет новое [6]. Как раз именно этого и добивались разработчики первого Интернета, дабы свести на нет последствия возможных расчленений сети управления в случае атомной войны. На сегодняшний момент, Интернет является самым неуязвимым из средств массовой коммуникации. Так идеи, заложенные американскими военными в устройство сети Internet, пародоксальным образом обратились против них самих - принцип незначащего разрыва фактически означает невозможность блокады, изоляции и цензуры во всемирной паутине.

Рассмотрим теперь как эти принципы согласуются с глобальной паутиной Internet. Как уже упоминалось ранее, всемирная сеть - это принципиально незаконченная, неиерархическая, динамично развивающаяся система. Интернет - это номадическое пространство - среда обитания новых «кочевников», и подобно карте, не может быть заключен в рамки какой-либо структурной или порождающей модели.

Пользователь может начать маршрут движения по сети с любого узла, будь то его домашняя страница, страница его университета или провайдера, причем последующие шаги в киберпространстве с его разветвленной структурой и множеством ссылок не являются внешне детерминированными, а зависят лишь от преследуемой пользователем цели, или же от ее отсутствия. Таким образом, мы можем смело утверждать, что Интернет, является номадическим пространством, маршруты миграции в котором создаются «кочевниками-пользователями», целеустремленно или хаотически перемещающимся по «степным» просторам киберпространства вместо движения по старым, известным магистралям.

Итак, мы рассмотрели все основные принципы устройства ризомы, и показали как они могут быть использованы для анализа сети Internet. Сеть и ризома» описываются существенные свойства сети как типа организации системы, и оба эти понятия имеют много общего. Но в целом понятия «ризома» и «сеть» следует развести. Сеть представляет собой тип структуры. Коренное отличие сети от ризомы состоит в наличии узлов. Если ризома состоит из линий, то сеть представляет собой единство связей и узлов. Как следствие в сети можно говорить о статусе узла, о его месте в системе, что противоречит первому свойству ризомы.

«Медийные» сети и виртуальные сообщества. Информационно - коммункационные, а по мнению ряда авторов в первую очередь даже коммуникационные технологии оказали сильнейшее влияние на коренную трансформацию общества в XX веке. Сегодня любой социальный субъект тем значимее, тем информированнее, чем в большем числе коммуникаций он участвует. Российский исследователь Д.В. Куликов предлагает в данном случае говорить об медийных коммуникационных технологиях [14]. Автор предлагает рассматривать пространство глобальной медийной сети - неотъемлемую часть мира повседневности - как мир здравого смысла в традиции феминологии. На основе социальной феноменологии, философской традиции, берущей свое начало в трудах Э. Гуссерля, развитой А. Шюцем Куликов предлагает рассматривать медийные сети.

Американский психолог Дж. Сулер говорит о четырех возможных сценариях поведения личности в пространстве сети: «остаться самим собой, говорить от имени дискретной части своей целостности, принять выдуманные индивидуальности или остаться полным анонимом, а в некоторых случаях еще при этом сделаться человеком-невидимкой».

Следует заметить, что процесс взаимодействия аватары и «реального» индивида обладает свойством обратной связи, как индивид формирует аватару, так и аватара влияет на индивида. Один индивид способен поддерживать несколько аватар. Как правило, формирование аватары имеет инструментальный смысл и определяется типом социальной группы, в которой аватара активна. Аватара, в сущности, есть имя, точнее псевдоним, который в сетевом общении получил обозначение - «ник».

Известный исследователь Интернет Ж.Л. Нанси писал, что сообщество — «это не просто коллективность социальная, но коллективность первичных общих смыслов, которые всегда уже есть в языке».

Попробуем описать сетевое сообщество через понятие система, введенное нами ранее. В ОТС система определяется как вещь, на которой реализуется отношение с заранее фиксированными свойствами. Всякая система имеет три уровня организации - уровень система - образующегося свойства, структурный - уровень система – образующего отношения и субстратный - уровень элементов. Система - всегда целостность, в которой доминирует концептуально- структурный уровень, элементы в ней играют подчиненную роль: она задается не множеством элементов, а определенными система - образующими свойствами.

Информация о работе Теории сетевого общества в современной социологии