Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:20, доклад
Задачи теоретического анализа феномена толпы заключаются в том, чтобы понять что такое «толпа», каковы её характеристики и виды проявления, определить какие силы движут поведением людей внутри этого феномена, а также выявить приемы и способы манипуляции этой стихийной массы индивидов.
Введение
1. Биография
2. Понятие толпы, её типы и основные характеристики
Заключение
Список литературы
«Теория толпы Г. Лебона и Г. Тарда»
Содержание
Введение
1. Биография
2. Понятие толпы, её типы и основные характеристики
Заключение
Список литературы
Введение
Существует интерпретации явления толпы с политической точки зрения и с социологической.
С политической точки зрения толпа - любое массовое проявление протеста несанкционированное властями, что не совсем верно. Например, несанкционированный митинг бывает вполне организован, упорядочен и дисциплинирован. Хотя поведение людской массы изменчиво и, при определенных случайных или специально подготовленных кем-то обстоятельствах, она может начать вести себя по иррациональным законам толпы.
С социологической точки зрения под толпой следует понимать изначально неорганизованное или потерявшее организованность скопление людей, не имеющее общей осознанной цели или утратившее ее, и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения.
Задачи теоретического анализа феномена толпы заключаются в том, чтобы понять что такое «толпа», каковы её характеристики и виды проявления, определить какие силы движут поведением людей внутри этого феномена, а также выявить приемы и способы манипуляции этой стихийной массы индивидов.
1. Биография
Жан Габриель Тард (12 марта 1843, Сарла – 13 мая 1904, Париж) -- французский социолог и криминалист.
Родился 12 марта 1843 и провел большую часть жизни в небольшом городке Сарла на юге Франции (неподалеку от Бордо).
Закончил свое юридическое образование в Париже в 1866.
С 1875 до 1894 был постоянным судьей.
Помимо судебной практики успевал заниматься и наукой. Первые работы Тарда были посвящены криминологии. Также Тард начал заниматься социологией. (Известно, что свою оригинальную социологическую теорию Тард разработал еще в 1870-е, но долгое время не публиковал. Только после смерти своей матери в 1894 Г.Тард смог полностью отдаться науке. )
В 1898 вышла из печати его главная книга, Социальные законы. В 1900 году его избрали членом Академии нравственных и политических наук. Преподавательская деятельность являлась основным его занятием вплоть до смерти. Умер 12 мая 1904 в Париже.
Гюстав Лебон (Ле Бон, Гюстав), (1841, Nogent-le-Rotrou – 1931, Marnes-la-Coquette) -- знаменитый французский психолог, социолог, антрополог и историк, бесспорный основатель социальной психологии.
Автор трудов по теоретическому и экспериментальному, естествознанию.
В области философии природы развивал идеи энергетизма.
Отстаивая принцип расового детерминизма, Лебон доказывал неравенство различных рас и ведущую роль расовой принадлежности в развитии цивилизации.
Лебон разработал одну из первых теорий 'массового общества' (Современное человечество вступает в 'эру масс', несущую упадок цивилизации. 'Массу' он отождествлял с широко понимаемой толпой).
Усиление значения толп в современную ему эпоху обусловлено промышленной революцией, ростом городов и развитием средств массовой коммуникации.
Толпы делятся на:
- разнородные (уличные толпы, парламентские собрания и т.п.);
- однородные (секты, касты, классы).
2. Понятие толпы и её типы
Толпа - это универсальное средство "усреднения людей". Стоит большому (или не очень) количеству людей собраться в одном месте, как сразу же люди с более высокой социально-психологической организацией опускаются до низкого, примитивного уровня.
В толпе исчезает личность, чувства и мысли индивидов толпы нивелируются, она обладает как бы единой душой (душа бессознательна).
Индивиды толпы не обязательно должны присутствовать в одном месте. Достаточно, чтобы они обладали единообразием мыслей и чувств.
В толпе индивиды "заражают" друг друга своими чувствами, мыслями и действиями, механизм этого в гипнозе и внушении. Восприимчивость к внушению в толпе приводит к тому, что у индивидов как бы исчезает, "засыпает" сознательная личность и они становятся автоматами, готовыми на любые действия, в том числе на самопожертвование. Индивиды в толпе напоминают первобытных людей - им свойственны буйство, свирепость, энтузиазм, героизм, хотя в изолированном состоянии каждый индивид и может быть вполне разумным. (Например, присяжные иной раз выносят приговоры, противоречащие здравому смыслу, в отдельности же каждый из них не принял бы такого абсурдного решения.) Впрочем, толпа способна не только на злые поступки, она способна и на героизм – всё зависит от того, какое внушение ей было сделано.
Таковы общие характеристики толпы, данные Лебоном, хотя он сознает, что созданная им схема толпы – не идеальна, это абстракция, и в абсолютной полноте данные свойства не проявляются. Однако в качестве абстрактного объекта данная схема вполне пригодна.
Слайд
Г.Лебон предлагает следующую классификацию толпы:
1. Разнородная толпа.
1) Анонимная толпа (например, уличная);
2) Не анонимная (присяжные, парламентские собрания и т.п.).
2. Однородная толпа.
1) Секты (политические, религиозные и пр.).
2) Касты (военные, духовенство, рабочие и т.д.).
3) Классы (буржуазия, крестьянство и т.п.).
Рассмотрим более подробно характеристики толпы.
Разнородная толпа собирается из индивидов, имеющих разные профессии, образование, интеллект и пр. Поскольку главный фактор, с точки зрения Лебона, влияющий на характеристики толпы - раса, то существенно отличается разнородная толпа одной расы и толпа той же разновидности, но состоящая из представителей разных рас
Анонимная толпа отличается от не анонимной чувством ответственности, совершенно отсутствующем в первом случае, и несколько развитом во втором (хотя ответственное отношение к делу для толпы, в целом, нехарактерно).
Однородная толпа по степени организации подразделяется на секты и касты.
Секта объединяет индивидов различных профессий, воспитания, социального положения на основе общности верований, например, религиозных и политических.
Каста - высшая степень организации, доступная толпе. В состав касты входят индивиды одной профессии, которая и определяет характер воспитания и общественного положения. Классы возникают в силу общности социального положения, образа жизни, воспитания и интересов. (К классу могут относиться люди разных профессий и верований.)
По этой классификации, оценивая характер поведения людей, выделяется, прежде всего, пассивные и активные типы характера толпы.
Пассивная толпа - стихийное скопление людей с отсутствием стимулов, к какому либо недовольству. Толпа пассивного характера быстро собирается и также быстро рассеивается. Эмоциональный компонент в этой толпе почти не выражен и проявляется в своего рода лишь "заражении" любопытством.
Активная толпа обязательно имеет сильно выраженный эмоциональный заряд, а на что он будет направлен, зависит от обстоятельств.
Одним из наиболее опасных вариантов является толпа агрессивная. Этот вид толпы, которая пытается решить те или иные социально назревшие проблемы насильственным путем, при этом теряет рациональную основу для своих действий и вымещает, чувство гнева и неудовлетворенности на совершенно случайных объектах.
Спасающаяся толпа легко превращается в паническую, если доступ людей к средствам и способам спасения оказывается неопределенным или ограниченным.
Стяжательская толпа - это скопление людей, движимых стремлением к грабежу, разворовыванию материальных ценностей, которые стали неожиданно доступными в силу тех или иных условий.
Слайд
Одним из наиболее принципиальных является вопрос об условиях возникновения толп. Исследователи справедливо выделяют два типа таких условий: долговременного и ситуативного характера.
К первым относятся любые экономические, социальные, политические и другие факторы, относительно длительного действия, которые создают высокий уровень напряженности в обществе, формируют и нагнетают чувства неудовлетворенности, беспомощности и отчаяния. (Например: перестройка. Возникли обстоятельства, при которых социальные взрывы происходят по любым поводам. Эти поводы и составляют ситуативные условия, как массовых проявлений вообще, так и феномена агрессивной толпы.)
*Необходимо подчеркнуть, что главная роль всегда принадлежит условиям долговременного характера, а ситуативные поводы приобретают смысл лишь в контексте первых. Поэтому их конкретное содержание не имеет самостоятельного значения и может выразиться в чем угодно - от какого-то политического события до простого бытового эпизода или даже слуха. (Запоздалые или неадекватные действия властей нередко являются ситуативными условиями, обостряющие события.)
Слайд
Тард считает, что как социальный феномен толпа обладает рядом общих характеристик, которые следует рассмотреть более подробно.
Толпа импульсивна. Она не в состоянии сдерживать свои влечения. Она настолько сильна, что её не может подавить даже инстинкт самосохранения. Но влечения толпы и возбудители, действующие на нее, весьма разнородны, поэтому ей свойственно непостоянство, изменчивость.
Руководить толпой из-за ее ветрености трудно (еще труднее, если часть власти находится у самой толпы).
Для толпы отсутствуют представления о преградах, о чем-то невозможном.
*Пример: Изолированный индивид (за исключением преступника) сам не пойдет грабить магазин, даже если почувствует стремление это сделать. В толпе же достаточно внушить эту мысль, чтобы она реализовалась быстро и неудержимо.
Толпа внушаема. Чаще всего она находится в состоянии выжидательного внимания, что делает ее подверженной внушению.
Максимализм толпы. Она не знает оттенков, видит все преимущественно в черно-белом изображении. Подозрение сразу же приобретает качество очевидности, антипатия – ненависти. Максимализм толпы требует и ораторских сильных выражений, и экспрессивной эмоциональности, и повышенной двигательной активности.
Толпа авторитарна и консервативна. Поскольку она постоянно впадает в крайности, то может либо принять идею целиком и относиться к ней как к абсолютной истине, либо полностью ее отвергнуть, т.е. толпа не анализирует, но верует, ей не свойственны сомнения. Поэтому толпа авторитарна и нетерпима, она не переносит какого-либо прекословия. Малейшее несогласие с ней кого-либо вызывает ярость и влечет изгнание. Поскольку в толпе господствует бессознательное, она по природе консервативна, так как бессознательное выражает "наследственные потребности".
Толпа нравственно спонтанна. (Лебон указывал на способность толпы к нравственным порывам. Он приводит немало примеров героизма толпы. Например, толпа, завладевшая дворцом в Тюильри во время революции 1848 г. не взяла ничего из ценных вещей, хотя многим восставшим нечего было есть.)
Толпа мыслит образно и алогично. Идеи становятся доступными толпе только в том случае, если они представлены в форме ярких образов. Толпа оперирует не идеями, но идеями-образами, и для того, чтобы какая-нибудь сложная идея достигла толпы, ее необходима существенно видоизменить. Толпе не свойственна формальная логика, поэтому в ней могут уживаться самые противоречивые представления. Кроме того, ей неочевидны любые доказательства, вместо них применяются ассоциации, причем зачастую ассоциации поверхностны и разнородны.
Толпа религиозна. Она нуждается в религии. Убеждения толпы проявляются в обожании, боязни, подчинении в отношении верховного существа, непоколебимой уверенности в его идеях и желание эти идеи распространять, ненависти и нетерпимости к его врагам. Неважно, относится ли это к Богу или политической идее - сами эти черты позволяют характеризовать чувства толпы как религиозные.
Чаще всего толпу
Границы толпы обычно носят очень подвижный характер, в результате чего постоянно меняется положение людей зачастую помимо их воли и желания. Так, просто любопытный может неожиданно оказаться в центре толпы в результате присоединения к ней новой группы людей. Этот момент имеет важное значение при оценке состава толпы и степени активности ее различных участков.
В каждом отдельном случае состав толпы зависит в основном от тех причин, по которым она возникла. Например от слухов в толпе. Слухи рассматриваются как характерный способ передачи и распространения информации в толпе и считаются одной из отличительных ее особенностей. В процессе пересказа (передачи) слухи упрощаются: становятся короче, более определенно выраженными, удобнее для восприятия. При этом они приобретают заостренный характер, т.е. содержат меньше деталей и сфокусированными.
Заключение
Работы Лебона и Тарда явились основой для исследования феномена толпы, народных масс во всей последующей литературе XX в. Особенно это касается иррационалистической философии, близкой по самой своей сути к психологической проблематике, часто переплетающейся с нею. Это и предопределило сходство в подходе к пониманию роли народных масс теоретиками “психологии толп” и рядом представителей иррационалистической философии.
Главный практический вопрос, который интересует общество и особенно правоохранительные органы: как обеспечить контроль над поведением толпы - остается без ответа.
Самый разумный выход, не допускать возникновения такого явления, как агрессивная толпа. Для этого нужно устранить долговременные условия, создающие чувства социальной неудовлетворенности, недовольства, отчаяния, безысходности. Если происходят какие-либо события, которые могут спровоцировать появление агрессивной толпы или толпа начинает собираться, то необходимо принимать срочные меры информационного, организационного и тактического плана к недопущению концентрации большого количества людей в одном месте. В частности, необходимо хотя бы временно изолировать от людей неформальных лидеров и зачинщиков беспорядков (лучший предлог для этого - участие в переговорах с властями) и задействовать людей, которые могли бы позитивно влиять на толпу.