Трудовой стаж в праве социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:33, дипломная работа

Краткое описание

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции РФ). Статья 39 Конституции РФ гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей1. Этот же принцип проведен законодателем через сотни нормативных актов Российской Федерации и ее субъектов.
Традиционно возникновение права на многие виды социального обеспечения связывают с прошлым трудовым вкладом гражданина - его трудовой либо иной общественно полезной деятельностью, а также с наличием других периодов, рассматриваемых законодателем в этом аспекте.
Итак, цель данной дипломной работы - провести комплексный анализ трудового стажа в праве социального обеспечения.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая вода .doc

— 671.99 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Уральская академия государственной службы

Филиал в г.Магнитогорске

Кафедра социального права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

тема: Трудовой стаж в праве социального обеспечения

специальность: Юриспруденция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011

 

Введение

 

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции РФ). Статья 39 Конституции РФ гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей1. Этот же принцип проведен законодателем через сотни нормативных актов Российской Федерации и ее субъектов.

Традиционно возникновение права на многие виды социального обеспечения связывают с прошлым трудовым вкладом гражданина - его трудовой либо иной общественно полезной деятельностью, а также с наличием других периодов, рассматриваемых законодателем в этом аспекте.

Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения.

Проводимая в Российской Федерации реформа затрагивает разные стороны социального обеспечения, меняет основные приоритеты действующего ранее законодательства. Изменения касаются, в том числе порядка определения права на пенсию с учетом продолжительности, количества лет общего трудового стажа. Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»2 вводит понятие страхового стажа.

В настоящее время в связи с проводимой в стране реформой содержание и понятие трудового стажа меняется, основное значение в будущем будет иметь страховой стаж работы. Трудовой стаж применим при преобразовании (конвертации) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал.

Отсутствие четкого определения трудового стажа, введение понятия страховой стаж, утрата значения непрерывного трудового стажа, сложность в подтверждении стажа и ряд других проблем - составляют актуальность настоящего исследования.

Итак, цель данной дипломной работы - провести комплексный анализ трудового стажа в праве социального обеспечения. Цель конкретизируется в следующих задачах:

- рассмотреть и проанализировать понятие и значение трудового стажа в праве социального обеспечения;

- исследовать порядок исчисления трудового стажа в праве социального обеспечения, в частности, страхового, специального;

- проанализировать проблемы, связанные с порядком подтверждения стажа;

- в заключении подвести итоги по проделанному исследованию.

Объектом исследования является пенсионные правоотношения, которые порождает трудовой стаж, как один из юридических фактов. Предметом исследования выступают нормативные акты, регламентирующие порядок учета, подтверждения стажа, правила оформления документов для подтверждения стажа, практика решения вопросов, связанных с определением стажа работы.

Методологической основой исследования является системный метод познания в рамках которого применялись частнонаучные методы формально-юридический и конкретно-исторический. Формально-юридический метод заключается в анализе нормативных актов, литературных источников. Он позволяет описать, классифицировать и систематизировать разные виды трудового стажа, порядок его исчисления и подтверждения. Исторический подход обусловлен тем, что реформа в России начата с 2002 года, в то время как большая часть трудоспособного населения начала свою трудовую деятельность при старом пенсионном законодательстве. Тем не менее на них будет распространяться пенсионная реформа в будущем и важное значение будет иметь наличие учтенного трудового и страхового стажа.

Теоретическую основу данной работы составили труды Гусова К.Н., Иосифиди Д.Г., Захарова М.Л., Тучкова Э.Г., Сулеймановой Г.В., Ершова В.А., Толмачева И.А, а также специальная литература по исследуемой проблеме других отечественных авторов.

Структурными элементами дипломной работы являются введение, три главы, объединяющие семь параграфов, заключение, список использованных источников и литературы. В первой главе «Понятие трудового стажа, его виды» будут рассмотрены понятие термина «трудовой стаж», виды трудового стажа, Во второй главе «Исчисление трудового стажа» будет рассмотрен порядок исчисления страхового стажа, общего трудового стажа, специального страхового стажа. Третья глава «Подтверждение трудового стажа» будет посвящена способам подтверждения трудового стажа.

 

Глава 1. Понятие трудового стажа, его виды

 

1.1 Понятие, юридическое значение трудового стажа

 

Трудовой стаж (франц. stage, от позднелат. stagium -- временное пребывание), время (продолжительность) трудовой и иной общественно полезной деятельности работника3.

Трудовой стаж - продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, исчисляемая в установленном порядке и порождающая определенные правовые последствия: право на пенсию, на пособие, льготы и т.д.

Обратимся теперь к легальному определению трудового стажа, которое дается в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»4. Трудовой стаж - учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»5. Данное определение уже, чем теоретическое понимание трудового стажа, который включает в себя и страховой, и общий трудовой и иные виды стажа.

В настоящее время институт трудового стажа регулируется целым комплексом нормативных актов, который можно представить в виде упорядоченной иерархии законодательных и подзаконных актов. Это:

Во-первых, международно-правовые акты. Так, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила подсчета и подтверждения, например, страхового стажа для установления трудовых пенсий, применяются правила международного договора Российской Федерации. Среди таких международных актов можно, например, выделить Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах-участниках Содружества Независимых Государств6.

Во-вторых, это законодательные акты.

- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ. Однако в ТК РФ не урегулирован ни порядок исчисления трудового стажа, ни даже его определение.

Одна из немногих статей ТК РФ посвященных вопросу трудового стажа (ст.314) закрепляет, что порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом7. Таким образом, ТК РФ отсылает к другим нормативным актам, в частности Закону РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»8.

Среди специальных законодательных актов урегулирующих порядок исчисления и подтверждения трудового стажа необходимо выделить:

- Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»9;

- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»10 и др.

В-третьих, это подзаконные нормативные акты: Постановления Правительства РФ:

- Постановление Правительства РФ от 24 июля 2002 № 555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий»11;

- Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»12 и др.

В-четвертых, это десятки актов министерств и ведомств:

- Постановление Минтруда РФ от 24 июня 1994 г. N 50 «Об утверждении Порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуации»13;

- Постановление Минтруда РФ от 16 мая 1994 г. N 37 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Тува, Республике Хакасия»14 и др.

Итак, на правовое регулирование института трудового стажа направлен целый комплекс разноуровневых нормативных актов. Однако это больше недостаток, чем достоинство.

В первую очередь такой недостаток проявляется в том, что чем больше актов - тем больше противоречий и «несостыковок». По-прежнему продолжают действовать ряд устаревших нормативных документов.

Во-вторых, большое количество нормативных актов вызывают проблемы при применении на практике. Сказывается это не только на работе и деятельности судов, работников юстиции, но, прежде всего на простых гражданах. Как показал всеобщий опрос, до 90% опрошенных респондентов (простых рядовых граждан) не знают о том, что понятие «страховой стаж» подменяется понятием «трудовой стаж», не представляют порядок исчисления стажа. А ведь это напрямую связно с их правами в социальном обеспечении. Большинство опрошенных определили значение трудового стажа, как основу для назначения пенсий. Однако значение трудового стажа гораздо шире, и заключается в том, что именно от него поставлены в зависимость многие виды социального обеспечения.

Сложность, многообразие, противоречивость нормативных правовых актов, регулирующих трудовой стаж, затрудняет правоприменительную практику. В связи с этим Пленум Верховного Суда РФ 20 декабря 2005 принял постановление № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии»15, где значительное место отведено вопросам исчисления, доказательства стажа.

Трудовой стаж имеет качественную и количественную характеристику. Количественной характеристикой трудового стажа, является его продолжительность; качественная характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность (вредность, тяжесть, опасность и пр.).

В современный период нормативные правовые акты, наука права социального обеспечения выделяют несколько видов трудового стажа:

  1. общий трудовой стаж;
  2. страховой стаж;

а) общий страховой стаж;

б) специальный страховой стаж;

  1. специальный трудовой стаж;
  2. страховой стаж для определения размера пособия.

 

1.2 Виды трудового стажа

 

Статья 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц выделяет общий трудовой стаж.

Общий трудовой стаж - суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г.

Юридическое значение общего трудового стажа заключается в том, что с учетом этого стажа производится конвертация (преобразование) пенсионных прав граждан, приобретенных ими по состоянию на 1 января 2002 г., что влияет на размер страховой части трудовой пенсии.

Кроме того, общий трудовой стаж необходим в пенсионном обеспечении за выслугу лет военнослужащих, когда у них выслуга составляет менее 20 лет.

При наличии общего трудового стажа определенной продолжительности и соответствующих наград возможно получение звания «Ветеран труда» с предоставлением социальных льгот16.

До вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» действовал Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в котором говорится, что общий трудовой стаж - суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности17. На первый взгляд, изменений нет, но отсутствие необходимой преемственности в регулировании трудового стажа старым и новыми законами повлекло за собой пересмотр размеров пенсий для самых разных категорий пенсионеров, в том числе весьма преклонного возраста. И в соответствии с принятым законом из общего трудового стажа были исключены периоды, связанные с историей нашей страны. Лица, пережившие репрессии, блокаду, оккупацию, крайне обостренно восприняли данные нововведения.

Таким образом, для оценки пенсионных прав несущественными оказались значимые в прошлом периоды:

- обучение в училищах, школах и на курсах подготовки кадров, повышения квалификации и переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре, интернатуре;

Информация о работе Трудовой стаж в праве социального обеспечения