Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:33, дипломная работа
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции РФ). Статья 39 Конституции РФ гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей1. Этот же принцип проведен законодателем через сотни нормативных актов Российской Федерации и ее субъектов.
Традиционно возникновение права на многие виды социального обеспечения связывают с прошлым трудовым вкладом гражданина - его трудовой либо иной общественно полезной деятельностью, а также с наличием других периодов, рассматриваемых законодателем в этом аспекте.
Итак, цель данной дипломной работы - провести комплексный анализ трудового стажа в праве социального обеспечения.
- пребывание граждан, проживающих в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территории государств, находившихся в состоянии войны с СССР;
- нахождения в фашистских концлагерях в период Великой Отечественной войны;
- проживание в блокадном Ленинграде;
- уход за инвалидом 1-й группы, ребенком-инвалидом, ВИЧ инфицированным несовершеннолетним; престарелым, нуждающимся в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;
- уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, а в общей сложности не более чем 9 лет;
- проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где отсутствует возможность трудоустройства по специальности;
- проживание за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций.
Лица, пережившие репрессии, блокаду, оккупацию, крайне обостренно восприняли данные нововведения18.
Вступившие в силу изменения, внесенные в статью 30 Федерального Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, определяют два варианта исчисления общего трудового стажа, из которых выбирается наиболее выгодный для определения расчетного размера трудовой пенсии:
1. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года для определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц, включаемых в общий трудовой стаж, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
Периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности включаются в общий трудовой стаж как полный год работы независимо от фактической продолжительности этих периодов.
2. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года для определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением:
периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, которые включаются в общий трудовой стаж за полный год работы независимо от фактической продолжительности этих периодов;
периодов работы в лепрозориях и противочумных учреждениях, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
периодов службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также времени нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периодов военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;
периодов работы в городе Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года), которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;
периодов работы во время Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года), за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере;
периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
периодов содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным, в том числе из числа репрессированных народов, которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;
периодов проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
периодов работы или службы (за исключением военной службы) в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере19.
Так же приняты изменения в ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ от 27.12.2009 о валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав20.
Под валоризацией понимается перерасчет пенсий с учетом советского стажа. Расчетный капитал россиян, зафиксированный в базе данных Пенсионного Фонда РФ по состоянию на 1 января 2002 года, был умножен на 10%. Кроме того, пенсионный капитал был индивидуально увеличен всем, кто имеет советский трудовой стаж, на 1% за каждый проработанный год до 1991 года21.
В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.
При валоризации величины расчетного пенсионного капитала граждан, получающих одновременно страховую часть трудовой пенсии по старости и пенсию за выслугу лет (пенсию по инвалидности) в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в общий трудовой стаж, не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.
При валоризации величины расчетного пенсионного капитала граждан из числа космонавтов, получающих одновременно страховую часть трудовой пенсии по старости и пенсию за выслугу лет (пенсию по инвалидности), предусмотренную Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в общий трудовой стаж, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи, не включаются периоды работы (службы) и иной деятельности, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Федеральным законом.
Сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
В случае предоставления дополнительных документов, перерасчет размера трудовой пенсии в связи с изменением величины расчетного пенсионного капитала и (или) изменением суммы валоризации производится с 1 января 2010 года при обращении с указанными документами в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, по 31 декабря 2010 года включительно22.
Независимые эксперты отмечают, что валоризация - хорошая инициатива властей, однако вряд ли она ощутимо улучшит жизнь пенсионеров. Экономисты, и социологи говорят о том, что прибавка, обсуждаемая чиновниками как большое достижение, почти полностью уйдет на оплату подорожавших в 2010 году коммунальных услуг. Так, по данным Росстата, в среднем по стране в январе 2010 года увеличение тарифов на услуги ЖКХ составило 10,1% к декабрю, к январю 2009 года рост составил уже 15,1%. Но есть регионы, где коммунальные услуги подорожали сразу на четверть и даже больше. Так, например, в Самарской области в 2010 году в отдельных районах рост коммунальных тарифов превысил 40%. Пенсия же в результате валоризации выросла на 13,8%23.
Следующий вид трудового стажа - страховой стаж.
Понятие страхового стажа впервые дано в Федеральном законе от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», где страховой стаж определен как суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачиваются страховые взносы24.
В соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» - страховой стаж - это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов25.
Однако в вышеперечисленных нормативных актах давалось только определение страхового стажа, но практика его учета и исчисления разработана не была, и данный стаж продолжал исчисляться в соответствии со ст. 89 Закона от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Кроме того, в вышеперечисленных Законах не рассматривался вопрос включения в страховой стаж периодов трудовой деятельности, в течение которых работник не подлежал обязательному пенсионному страхованию, например периода службы в рядах Вооруженных Сил РФ, в органах внутренних дел, времени обучения в средних и высших профессиональных учебных заведениях и т.д. Не рассматривался также вопрос о включении в страховой стаж периодов временной нетрудоспособности, отпусков по беременности и родам. Некоторые из перечисленных вопросов были конкретизированы в Федеральном законе от 21.07.1997 № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», в соответствии с которым при определении индивидуального коэффициента пенсионера для назначении пенсии совместно с периодами трудовой деятельности, во время которых уплачивались страховые взносы, принимались во внимание периоды военной и приравненной к ней службы, творческой деятельности, периоды выплаты пособия по безработице, временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и инвалидности I и II группы вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания; период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела26.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П27 положения п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» признаны противоречащими Конституции РФ, так как контекст данной статьи позволяет не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или частично страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части. Однако все иные периоды, засчитываемые в страховой стаж, указаны в статье 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации. Вместе с тем Постановлением Верховного Суда положение ст. 10 о закреплении обязанности всех работодателей своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд признано не противоречащим Конституции РФ, так как оно направлено на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и исполнения обязательств Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами28.
В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» страховой стаж определяется как учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж29. Эта норма является постулатом и несет основной правовой смысл данного понятия.
Необходимо иметь в виду, что при определении пенсионных прав застрахованных граждан значение имеет общий трудовой стаж, который не идентичен страховому стажу и рассчитывается по иным правилам. В то же время смысловое содержание общего трудового стажа, в свою очередь, отлично от содержания понятия трудового стажа по ранее действовавшему пенсионному закону. Несмотря на аналогию в названии имеются существенные различия в содержании и порядке исчисления30.
Статья 10 Федерального закона от
17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях
в Российской Федерации», прежде всего, направлена
на установление пенсионных прав застрахованных
граждан, которые непосредственно занимаются
трудовой деятельностью, то есть выполняют
свою трудовую функцию в соответствии
с трудовым договором. Трудовой договор
может быть заключен на сезонную, временную,
надомную работу, при этом вид заключенного
трудового договора на пенсионные права
влияния не оказывает. Под указанной в
статье фразой «иная трудовая деятельность» может пониматься выполнение работ или
оказание услуг на условиях гражданско-правового
договора, создание произведений по авторскому
договору, индивидуально-
Информация о работе Трудовой стаж в праве социального обеспечения