Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:33, дипломная работа
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции РФ). Статья 39 Конституции РФ гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей1. Этот же принцип проведен законодателем через сотни нормативных актов Российской Федерации и ее субъектов.
Традиционно возникновение права на многие виды социального обеспечения связывают с прошлым трудовым вкладом гражданина - его трудовой либо иной общественно полезной деятельностью, а также с наличием других периодов, рассматриваемых законодателем в этом аспекте.
Итак, цель данной дипломной работы - провести комплексный анализ трудового стажа в праве социального обеспечения.
Наряду с отчислением страховых взносов в период работы и иной трудовой деятельности одним из основных условий начисления страхового стажа в соответствии с данной статьей является выполнение работы и осуществление иной трудовой деятельности на территории РФ.
Следующим обязательным условием является определенный круг лиц, указанных в ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, где указано, что право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, выполняющие трудовую деятельность, застрахованные в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
По ранее действовавшему пенсионному законодательству в трудовой стаж включалась любая работа в качестве рабочего и служащего, в том числе работа по найму за рубежом, что было основано на принципе рабочей солидарности трудящихся. В Законе от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», который создавался и действовал в период существования Советского Союза, предусматривалось равенство граждан РФ и граждан других союзных республик, проживающих в России, на получение пенсии. В настоящее время союзные республики, входившие в состав СССР, стали иностранными государствами со своими законами, в том числе по вопросам пенсионного обеспечения. В связи с этим пенсионное обеспечение граждан, прибывших из других государств, основано на соответствующих международных договорах России с этими государствами. Одним из таких документов является Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года31.
В соответствии со ст. 1 данного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников СНГ и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Данным Соглашения установлено, что при назначении пенсии гражданам, проживающим в государствах СНГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР, до вступления в силу Соглашения32. Юридическое значение имеет также и тот стаж, который учитывается на территории России после 1 января 2002 г. В том случае, если государство, входящее в СНГ, выйдет из состава добровольного сообщества, то граждане данного государства не теряют своих пенсионных прав, установленных вышеуказанным Соглашением.
Для граждан, прибывших в Россию из государств, входивших ранее в состав СССР, но не являющихся участниками Соглашения, пенсионное обеспечение осуществляется на общих основаниях с другими иностранными гражданами. Однако им учитывается весь трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 г.
Граждане РФ, проживающие и работающие за пределами территории РФ, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ.
Пунктом 2 рассматриваемой статьи установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст. 29 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», которой установлено:
1) граждане РФ, работающие за пределами территории РФ, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФР за себя33;
2) физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в установленном законом порядке на общих основаниях за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем34.
В результате сказанного можно сделать вывод о том, что носителями права на пенсионное страховое обеспечение на условиях добровольности являются следующие категории физических лиц:
1) граждане РФ, проживающие и работающие за границей;
2) граждане, добровольно осуществляющие уплату страховых взносов в виде фиксированных платежей за другое физическое лицо, если за него страхователем не вносятся страховые выплаты в силу закона;
3) граждане, осуществляющие страховые выплаты в виде фиксированных платежей за другое физическое лицо, не занятое трудовой деятельностью и не имеющее работодателя, то есть страхователя.
Интересно отметить, что родители, опекуны, попечители, любые физические лица имеют возможность вносить пенсионные страховые взносы за неработающих детей, достигших 16-летнего возраста, то есть возраста, с которого в соответствии с трудовым законодательством35 с гражданином может быть заключен трудовой договор - студентов, школьников старших классов, тем самым создавая им накопительный пенсионный капитал.
В случае заключения гражданином трудового договора или осуществления им иной деятельности (на условиях гражданско-правового договора и т.д.), физическое лицо, уплачивающее страховые взносы, обязано прекратить их выплату и сняться с учета в качестве страхователя в установленном законом порядке, поставив об этом в известность территориальный орган ПФР.
Условия начисления страхового стажа в соответствии с комментируемой статьей связаны не только с самим фактом уплаты страховых взносов, но и с их объемом36.
Правовые последствия страхового стажа связаны с возникновением права на трудовые пенсии. Для приобретения права на пенсию по старости на общих основаниях требуется не менее пяти лет страхового стажа как для мужчин, так и для женщин, т. е. дифференциаций по полу нет. Кроме того, наличие страхового стажа является одним из условий для назначения досрочной пенсии по старости.
Пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца устанавливаются независимо от продолжительности страхового стажа. Однако в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части пенсии по инвалидности определяется с учетом нормативной продолжительности страхового стажа. Для инвалида, не достигшего 19 лет, она составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев.
Кроме того, изменилось правило о том, к какому времени необходимо иметь требуемый стаж. Ранее стаж определялся по возрасту ко времени наступления инвалидности, а в настоящее время - ко дню, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии, при этом нередко возраст ко времени наступления инвалидности ниже возраста ко дню назначения пенсии, в этом случае требования к продолжительности трудового стажа увеличиваются.
Новое законодательство резко сужает дифференциацию уровня пенсионного обеспечения от продолжительности страхового стажа пенсий будущего назначения, поскольку он исключен из формул расчета размера трудовых пенсий для лиц молодого возраста37.
Следующим видом трудового стажа является специальный страховой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности в определенных профессиях, должностях, производствах, отраслях, в определенных местностях, с которой закон связывает особые правовые последствия.
Со специальным страховым стажем установленной законом продолжительности связано право па получение досрочной пенсии по старости.
Специальный страховой стаж лежит в основе назначения досрочных пенсий по старости педагогам, медикам, артистам и другим категориям граждан38. Ранее это были пенсии за выслугу лет, теперь они именуются досрочными пенсиями по старости.
Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые предусмотрели порядок исчисления, суммирования специального страхового стажа.
Следующий вид стажа -- это специальный трудовой стаж, с которым связано право на пенсию за выслугу лет военнослужащих, служащих органов внутренних дел, прокурорско-следственных работников и других приравненных к ним категорий.
Специальный трудовой стаж отличается от специального страхового стажа тем, что в первом случае необходим факт работы (службы) в определенной должности, а во втором случае -- наличие не только работы с особыми условиями труда, но и уплаты страховых взносов. Кроме того, имеются различия в порядке исчисления данных видов стажа. Если специальный страховой стаж исчисляется, как правило, календарно более подробно специальный трудовой стаж урегулирован специальными нормативными правовыми актами по каждой категории граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет39.
Разновидностью специального страхового стажа является стаж государственной гражданской службы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим. Под стажем государственной службы понимается суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемой при определении права на пенсию федеральных государственных служащих.40
В настоящее время понятия выслуга лет исключена, но в пункте 3 статьи 54 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» говорится о стаже государственной гражданской службы Российской Федерации для назначения пенсии за выслугу лет.
Согласно Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации41. Указ Президента РФ от 17.12.2002 №1413 «Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих» содержит перечень этих периодов.
В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются периоды службы (работы) в следующих должностях:
1) государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации;
2) государственные должности федеральных государственных служащих, предусмотренные Реестром государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 33;
3) государственные должности федеральной государственной службы, предусмотренные перечнями государственных должностей федеральной государственной службы, являющимися соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации;
4) государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации и др42.
В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы в
должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы), муниципальных должностях, государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы), иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной гражданской службы государственного гражданского служащего. Время работы на должностях муниципальной службы засчитывается в стаж государственной гражданской службы, исчисляемый для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу43.
В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» федеральные государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет.
Для назначения пенсии за выслугу лет федеральный чиновник должен отвечать следующим требованиям:
- иметь не менее 15 лет стажа государственной службы;
- быть уволенным с государственной службы по одной из пяти перечисленных причин:
- ввиду ликвидации федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, а также по сокращению штата федеральных государственных служащих в федеральных органах государственной власти, их аппарата, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами;
- при увольнении с должностей, утверждаемых в установленном законодательстве РФ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;
- по достижении предельного возраста, установленного федеральным законом для замещения должности федеральной государственной службы;
- из-за обнаружившегося несоответствия замещаемой должности федеральной государственной службы вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению государственной службы;
Информация о работе Трудовой стаж в праве социального обеспечения