Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:33, дипломная работа
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции РФ). Статья 39 Конституции РФ гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей1. Этот же принцип проведен законодателем через сотни нормативных актов Российской Федерации и ее субъектов.
Традиционно возникновение права на многие виды социального обеспечения связывают с прошлым трудовым вкладом гражданина - его трудовой либо иной общественно полезной деятельностью, а также с наличием других периодов, рассматриваемых законодателем в этом аспекте.
Итак, цель данной дипломной работы - провести комплексный анализ трудового стажа в праве социального обеспечения.
Основанием выдачи справки по форме, предусмотренной приложением N 4 к настоящим Правилам, являются сведения личного дела военнослужащего либо документ, подтверждающий регистрационный учет по месту жительства или месту пребывания, а также трудовые книжки супругов военнослужащих.
Период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, подтверждается справками организаций, направлявших работника на работу в указанные учреждения и организации, по форме71.
3.2 Иные способы подтверждения трудового стажа
Периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные подпунктом "а" пункта 1 настоящих Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний, а именно показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.
К заявлению гражданина об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должны быть приложены:
1) документ государственного (муниципального) органа, на территории которого произошло стихийное бедствие, подтверждающий число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия;
2) документ работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи с указанным стихийным бедствием и невозможность их восстановления;
3) справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом по свидетельским показаниям.
При утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе и невозможность их получения.
Продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии.
При установлении периода работы по свидетельским показаниям учитывается:
Установление периодов работы по свидетельским показаниям производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, форма которого утверждается Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
Указанное решение выносится на основании показаний свидетелей, данных органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, по месту установления пенсии либо по месту жительства свидетеля. В случае если свидетель не может дать показания по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам, свидетельские показания, заверенные в установленном порядке, могут быть представлены в письменной форме.
На основании заявления гражданина период его работы по свидетельским показаниям может устанавливаться также и до наступления условий, дающих право на трудовую пенсию.
В случае если один из свидетелей дает показания о работе гражданина за больший период, чем другой свидетель, установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.
Периоды работы, предусмотренные подпунктом "а" пункта 2 настоящих Правил, условием включения которых в страховой стаж является подтверждение уплаты обязательных платежей, и периоды работы, предусмотренные подпунктом "б" указанного пункта, свидетельскими показаниями не подтверждаются72.
Анализ судебной практики показал, что наиболее часто встречаются обращения работников, осуществляющих педагогическую деятельность. Расхождения в большей степени связаны с отсутствием наименования должности либо наименования учреждений, в которых должны работать по указанным должностям педагоги, чтобы возникло право на досрочное назначение пенсии. Периоды педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, порождающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, исчисляются согласно Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп.10 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»73
Так, гражданка Замуравкина Е.Р. обратилась в Верховный Суд РФ о признании недействующим п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп.10 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 и не соответствующими требованиям Конституции РФ и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Она полагает, что положениями указанного Федерального закона гарантируется сохранение права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в равной мере всем гражданам, осуществляющим педагогическую деятельность в детских учреждениях. Не включение времени выполнения педагогической деятельности в должности педагога дополнительного образования в школе-интернате в специальный стаж создает неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии в сравнении с педагогами дополнительного образования, работающими во внешкольных учреждениях для детей, что является недопустимым.
В связи с тем, что занимаемая заявительницей должность педагога дополнительного образования указана в п.2 раздела «Наименование должностей» Списка, а учреждение (школа-интернат) не указано в п.2 раздела «Наименование учреждений» Списка, в зачете периода работы в указанном учреждении в льготный стаж ей было отказано.
В ходе судебного заседания Верховным Судом РФ установлено, что положение п.3 Правил от 29.10.2002 соответствует действующему законодательству. Заявление Замуравкиной Е.Р. оставлено без удовлетворения. Суд в своем решении также указал, что неодинаковый подход к решению вопроса об определении права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью обусловлен именно различным характером деятельности педагогов дополнительного образования в зависимости от занимаемой должности и работы в том или ином учреждении.
Белоусова И.В. обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о признании незаконными пунктов 4 и 5 Правил, предусматривающих, что периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими правилами (п.4); что периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела «Наименование учреждений» списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка, а также периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Заявление Белоусовой И.В. оставлено без удовлетворения. В Определении Верховного Суда достаточно подробно описаны мотивы отказа. Основными являются следующие. Разделом «Наименование должностей» Списка от 06.09.1991 должность «музыкальный руководитель» не была предусмотрена, т.е. работа в этой должности до 01.11.1999 право на досрочную трудовую пенсию по старости (пенсию за выслугу лет) не давала. Однако было принято решение о возможности предоставления музыкальным руководителям права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со Списком от 22.09.1999 и Правилами от 22.09.1999, сформированными с учетом предложений Министерства образования РФ.
Таким образом, периоды работы в должности музыкального руководителя включаются в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от того, когда протекала эта работа при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Тем самым многие граждане, работавшие в указанной должности, приобрели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом того, что указанная работа стала засчитываться за все прошлое время, а не только с 01.11.1999, как было предусмотрено Правилами от 22.09.1999.
Также одним из доводов было то, что работа в должности музыкального руководителя по своим функциональным обязанностям, психоэмоциональной, педагогической нагрузке значительно отличается от должности воспитателя в одном и том же детском саду.
Периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета74.
В заключении, рекомендуем обратить внимание на то, что все периоды, засчитываемые в страховой стаж исчисляются в календарном порядке.
Возможно документальное подтверждение трудового стажа, а также на основании свидетельских показаний. Важным подтверждением стажа после регистрации в качестве застрахованного в соответствии с Законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» об является наличие сведений о стаже на индивидуальном лицевом счете.
На правовое регулирование института трудового стажа направлен целый комплекс разноуровневых нормативных актов (международно-правовые акты, законодательные акты, подзаконные нормативные акты, акты министерств и ведомств). Но это больше недостаток, чем достоинство, так как чем больше актов - тем больше противоречий и «несостыковок», большое количество нормативных актов вызывают проблемы при применении на практике. Сказывается это не только на работе и деятельности судов, работников юстиции, но, прежде всего на простых гражданах. Таким образом, в законодательстве Российской Федерации было бы хорошо провести кодификацию нормативно- правовых актов для устранения данных недостатков.
Нами был проведен анализ нормативно-правовых и литературных источников по данной теме. Нормативные правовые акты России придают разное юридическое значение различным видам трудового стажа, поэтому трудовой стаж как общее понятие, вбирающее в себя признаки всех видов трудового стажа не имеет самостоятельного юридического значения. Многообразие норм, касающихся трудового стажа, различная их значимость в разных институтах права социального обеспечения позволяют выделить трудовой стаж в самостоятельный, сквозной институт этой отрасли права, тесно связанный с рядом других правовых институтов. Законодатель не придерживается строгой классификации видов стажа, предлагаемой пенсионными законами 2001 года.
Законодатель, помимо признания страхового стажа, в качестве правообразующего фактора новой пенсионной системы, предусматривает сохранение на определенный период (до 2013 года) и трудовой стаж, причем в его двух юридически значимых разновидностях: общего трудового стажа и специального трудового стажа.
Юридическое значение трудового стажа в пенсионном обеспечении можно охарактеризовать следующим образом: трудовой стаж, продолжая выступать основанием возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии (ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ») сохраняет свое прежнее правообразующее значения до 2013 года и, кроме того, он признается в качестве одного из условий определения расчетного размера трудовой пенсии (п.2 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»)75.
В совокупности виды трудового стажа и составляют соответствующий правовой институт особенной части права социального обеспечения.76
Список использованных источников и литературы
Нормативно-правовые акты
Информация о работе Трудовой стаж в праве социального обеспечения